О проведении Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии»


         23-24 апреля 2019 г. в Институте развития образования состоялась традиционная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии». В течение 15 лет кафедра филологического образования собирает педагогов для обсуждения актуальных вопросов, связанных с использованием образовательных технологий, направленных на развитие речевых способностей всех участников образовательного процесса.

         В конференции приняло участие: более 100 педагогов (из них учителя русского языка и литературы, учителя начальной школы, воспитатели дошкольных образовательных организаций, учителей других предметов) и более 50 школьников и студентов педагогических колледжей и вузов.

         География конференции: г. Москва, г. Екатеринбург, г. Тюмень, г. Ульяновск, города и посёлки Свердловской области (г. Реж, г. Богданович, г. Сысерть, г. Ревда, п. Арамиль, д. Большое Сидельниково, п. Верхнее дуброво). 

Проблематика конференций и состав ее участников расширяется с каждым годом, что говорит об актуальности поднимаемых на конференции проблем, о том, что создание развивающей речевой среды понимается как общее дело, которое позволяет и ученикам, и педагогам стать успешными, личностно реализовать себя.

          В  2019 году социальными партнерами конференции  выступили ГБУК СО «Свердловская областная межнациональная библиотека» и Музей первого президента России Б.Н. Ельцина. 

          Работу конференции открыла проректор  ИРО Подоляко Ирина Константиновна. В своем приветственном слове она точно обозначила основные направления филологического образования, требующие особого методического сопровождения.

           Первое пленарное заседание, проведенное под председательством заведующей кафедры  Т.А. Долининой, аккумулировало все тематические направления, которые стали предметом обсуждения в рамках секционных заседаний. 

         Томилова Светлана Дмитриевна, к.ф.н., доцент Уральского государственного педагогического университета, в докладе «Ребенок и книга: читательские предпочтения младших школьников и дошкольников» остановилась на основных тенденциях формирования круга чтения детей, выявленных в рамках проектного исследования.

         Видео-выступления московских коллег,  ведущих экспертов  ГАОУ ДПО   «Московский центр развития кадрового потенциала образования» Синёвой Ольги Владимировны  и Дощинского Романа Анатольевича обозначило единство в понимании проблем освоения видов речевой деятельности детьми разноуровневых поликультурных классов и формирования читательской грамотности современных школьников. Работа кафедры филологического образования выстраивается с учетом обозначенных в докладах методических принципов.

         Особая роль библиотеки в формировании гражданской идентичности детей на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России была показана в  выступлении  Быковой Ольги Владимировны, заведующей отделом обслуживания ГБУК СО «Свердловская областная межнациональная библиотека». Логичным продолжением демонстрации возможностей социального партнерства образовательных организаций с учреждениями культуры стало выступление  Бородулиной Анны Владимировны, руководителя отдела образования  Музея первого президента России Б.Н. Ельцина с докладом «Развивающий потенциал музейного занятия». Принципы  взаимодействия с детской аудиторией в Музее Бориса Ельцина».

         Выступление Долининой Тамары Альбертовны, заведующей кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», обозначило метапредметный характер речевого образования  школьников. Доклад  «Развитие аналитических умений при обучении сопоставительному анализу произведений» демонстрировал не только универсальные приемы работы на уроке, но и проецировал результаты обучения на   ключевые компетенции, заявленные в образовательном стандарте как важный результат школьного обучения.

         В рамках работы конференции прошли пленарные и секционные заседания, проведены мастер-классы и творческие мастерские.

         Впервые в работу конференции было включено проведение экспертно-аналитических сессий, связанных с обсуждением актуальных документов:   проекта обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования и проектов перспективных моделей КИМ ОГЭ по русскому языку и литературе. Модератором  экспертно-аналитических сессий выступила к.ф.н., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи Уральский государственный юридический университет  Юшкова Наталия Анатольевна.

Познакомиться с программой и материалами конференции можно на вкладке "Файлы" справа.

Организация и проведение конференции были высоко оценены участниками.

Фендрих Анна Николаевна, МАОУ гимназия №40 г. Екатеринбурга

Программа конференции была насыщенной и разнообразной. Приобщаясь к опыту коллег, я получила мощный импульс для собственного профессионального развития. Особенно меня впечатлили выступления на секции "Метапредметный характер читательских умений", которые были посвящены командной работе учителей разных предметов над формированием читательской грамотности обучающихся.

Спасибо кафедре за конференцию!

Петрова Елена Валерьевна, Щипачва Полина Андреевна, МДОУ ЦРР №2 "Радуга Детства"

Конференция прошла замечательно. Очень понравилась атмосфера, доброжелательность, с которой нас встретили. Проведённые мастер-классы были очень интересны, полезны, есть чему поучиться. Опыт коллег будем использовать. Спасибо, все молодцы!

Хлыстова Алена, 7 класс, МАОУ НГО «СОШ №12», Новолялинский ГО

23 апреля 2019 года состоялась Всероссийская научно- практическая конференция с международным участием "Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии".

Данная конференция включала в себя как работу педагогов, так и работу школьников.

Совместно с Твердохлебовой Екатериной Васильевной на протяжения этого учебного года мы писали исследовательский проект на тему: "Нормы орфоэпии в современной жизни". Нам было интересно представить свой опыт работы на секции юных филологов.

Руководитель секции Смирнова Наталья Леонидовна, к.п.н., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», сумела создать обстановку настоящего научного обсуждения.

Все проекты были особенные, интересные и увлекательные, но больше всего мне понравились такие, как "Образ счастья в русской прозе (на примере творчества И.С Тургенева, Ф.М Достоевского, В.Г Короленко) Борисовой Анастасии, 10 класс, г. Верхняя Пышма; Коровиной Ксении "Современная литература и ремейк", 10 класс, Арамильский ГО; Кензиной Екатерины " Глобализация объединения мира", 10 класс, Арамильский ГО; Прохоровой Елизаветы "Украшение Уральского края-река Чусовая: географический и художественный образы",10 класс, г.Екатеринбург.

По окончании работы секции была проведена беседа с аудиторией, на которой каждый рассказал о том, что ему понравилось, высказал в общем своё мнение о сегодняшнем дне. Завершилась работа вручением сертификатов участника конференции.

Сегодня я была первый раз на таком роде мероприятия, мне очень понравилось. Мне запомнятся тёплый приём организаторов конференции, дружеская обстановка, которая царила на секции, увлеченность ребят своими проектами и внимательное отношение к работам других школьников.



Время выполнения php скрипта: 0.0237 секунд