Конференция РИП (апрель 2017)


В работе секции приняли участие 64 человека: руководители и педагоги образовательных организаций, имеющих статус региональной инновационной площадки Свердловской области. Среди организаций дополнительное образование (2), общеобразовательные (17), среднее профессиональное образование (1). Территории: Екатеринбург (5), Нижний Тагил (3), Лесной (2), Красноуфимск (2), Ревда (2), Полевской, Камышлов, Алапаевск, Краснотурьинск, Нижняя Салда, пос.Троицкий Талицкого ГО.

Цель работы секции: публичная презентация и распространение инновационного опыта региональных инновационных площадок в сфере организации образования инженерно-технической направленности.

Модераторы: Потоскуев Сергей Эрвинович, доцент кафедры физико-математического образования Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО «ИРО» канд. физ.-мат. наук, доцент; Шпарута Надежда Владимировна, доцент кафедры информационных технологий ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Эксперт: Зуев Петр Владимирович, д-р пед. наук, профессор, директор Института физики, технологии и экономики, УрГПУ.

В начале работы секции модераторы представили обзор основных направлений работы региональных инновационных площадок, разнообразие форм и содержания образовательной деятельности инженерно-технической направленности.

На основном этапе состоялись публичные презентации результатов проектов образовательных организаций, которые получили статус региональных инновационных площадок в 2015 году.

1. «Организация тематического отдыха детей и подростков. Особенности организации профильных лагерей технической направленности (на примере деятельности творческой лаборатории «Техноград» в МАДОУ Дворец творчества)». Щербакова Елена Александровна, МАДОУ Дворец творчества, г.Красноуфимск.

Суть проекта данной площадки: создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Организация профильных смен для юных ученых и конструкторов в рамках летней оздоровительной кампании «Техноград», каникулярного времени является текущим результатом проекта.

Опыт данной площадки вызвал интерес участников в части управленческих решений по интеграции общего и дополнительного образования.

3. «Создание и реализация в ОО мотивирующей интерактивной образовательной среды - школьного технопарка» (МБОУ СОШ № 95, г. Нижний Тагил). Шушаров Александр Павлович.

Школа реализует инновационный проект «Школьный технопарк как мотивирующая интерактивная среда для детей и взрослых», суть которого в создании инфраструктуры образовательного технопарка, в рамках которого образовательная деятельность обучающихся и продукты этой деятельности будут ориентированы на научный и промышленный секторы экономики Свердловской области. В вступлении приведены примеры функциональных модулей действующих образовательных программ (начального и общего образования).

В 2016 году в областном конкурсе «Путь к успеху» проект победил в номинации «Лучшая ООП НОО», состоялось представление ООП НОО на федеральном этапе конкурса в РАО (2 место).

Участники конференции отметили качество нормативных условий в образовательной организации, а также обозначили вопросы формирования критериев оценивания результатов образования на основе интеграции содержания и технологий обучения.

4. «Кластерная модель реализации Сетевой образовательной программы «Юный инженер: развитие инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций» (ГБОУ СПО НПК № 1, г. Нижний Тагил). Куприянова Галина Викторовна.

В выступлении обозначена проблема понимания будущими педагогами (педагогами) сути инженерного мышления, начиная с понимания процессов «конструирование», «моделирование», «сборка» и т.п. Представлено красивое организационное решение.

Далее свои идеи реализации проекта и текущее состояние представили две школы, получившие статус РИП в 2016 году.

1. «Информатика и технология: развитие технического мышления в урочной и внеурочной деятельности (МАОУ Лицей 130, г. Екатеринбург)». Сидоренко Анна Феликсовна, Чертопруд Татьяна Олеговна.

Лицей реализует проект «Формирование инженерного мышления на основе развития робототехники и информационных технологий». Образовательная робототехника позволяет интегрировать урочную и внеурочную деятельность, учебное содержание предметов естественнонаучного цикла.

Представлено два направления развития проекта «Схемотехнический конструктор как инструмент обучения программированию» и «Проекты по 3D моделированию в рамках курса «Технология». Авторы планируют апробировать организационные и содержательные решения в 2017 году, обобщить опыт через публикацию методических рекомендаций и образовательных программ.

Выступление вызвало живой интерес аудитории, так как включало в себя конкретные примеры инновационной практики. Участниками и модераторами предложено провести стажировочную практику в лицее.

2. «Педагогическая интеграция: путь к инженерному образованию» (МКОУ «Троицкая СОШ», Талицкий ГО). Берсенева Лидия Петровна

Школа реализует проект «Основы инженерного образования в школе»: подготовка учащихся к приобретению технических специальностей в школе, обеспечение условий для мотивации выбора профессии. Создан класс профессиональной подготовки «Введение в профессию электромонтера распределительных сетей» на базе учебного класса ПО «Талицкие электрические сети» МРСК Урала. В марте 2017 года учащиеся 11 класса сдали экзамен.

Все участники отметили, что готовы предоставить организационно-правовые, программные документы, открыты к обсуждению, стажировочным практикам. Некоторые площадки обозначили вопрос о необходимости научно-методического сопровождения их деятельности.

На следующем этапе работы секции состоялось обсуждение по вопросам:

Какие нормативно-правовые, организационные и другие условия являются необходимыми в инновационных практиках образовательных организаций для развития технического творчества, формирование инженерного мышления?

Каковы особенности организации проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества детей в общем и дополнительном образовании?

Каковы приоритеты в содержании основных образовательных программ всех уровней образования для подготовки инженерно-технических кадров?

Площадки-участники в режиме коротких выступлений (панорама идей и результатов) представляли суть реализуемого проекта:

  • «Школа инженерного мышления» МАОУ СОШ №102, Екатеринбург
  • «Ресурсный центр профильного обучения» МАОУ гимназия №9 Екатеринбург
  • «Среда активности обучающихся «Техноплекс» МАОУ гимназия №108, Екатеринбург
  • «Проект «Инженериус», программные кластеры» МАОУ гимназия №18, Нижний Тагил
  • «Комплекс образовательных технологий» МАОУ Лицей, Лесной
  • «STEM- центр» МБОУ СОШ №64, Лесной
  • «Цифровые лаборатории» МАОУ СОШ №4, Полевской
  • «Образовательная робототехника» МАОУ СОШ №17, Краснотурьинск
  • «Естественнонаучное образование ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА» МАОУ СОШ №12 МО г.Алапаевск

На заключительном этапе состоялся рефлексивный круг, подведение итогов работы секции, обмен контактной информацией по сетевому взаимодействию.

Эксперт, Зуев Петр Владимирович, д-р пед. наук, профессор, директор Института физики, технологии и экономики, УрГПУ, обобщил представленный опыт, дал экспертную оценку общей ситуации реализации проектов РИП. Отмечено, что необходимо определиться в понимании «инновация», так как понимание разнообразное: «новшество», «новизна», «изменения» и пр. Системные изменения в действующих процессах можно отнести к устойчивым эффектам инновационной деятельности площадок, но эти изменения необходимо каким-то образом измерить.

Таким образом, цель работы секции достигнута: состоялась публичная презентация инновационного опыта региональных инновационных площадок. Площадки получили представление об опыте друг друга и готовы к обобщению и распространению инновационного опыта в сфере организации образования инженерно-технической направленности.



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0598 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования