Ректор ИРО Светлана Тренихина: необходимо поддерживать стремление детей-инофонов изучать русский язык

09.12.2022

Пока только треть школ Свердловской области, в которых обучаются дети-инофоны, оказывают им целенаправленную поддержку в освоении русского языка. О проблемах и перспективах развития такой поддержки накануне, 8 декабря, рассказала ректор ИРО Светлана Тренихина, выступая на XIV Международном семинаре «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» в Москве. Организатор семинара – Московский педагогический госуниверситет.

Согласно данным мониторинга ИРО, в 31,9% школ области обучаются дети с миграцией в истории семьи, для которых русский язык является неродным. С учетом представителей коренных народов Свердловской области доля образовательных учреждений, где учатся дети-инофоны, достигает 38,2 процента.

– Сложившаяся ситуация, – подчеркнула Светлана Тренихина, – связана с комплексом проблем. Одной из них является неоднородность состава таких детей по самым разным признакам. В их числе – изначальное знание русского языка, уровень общей культуры семьи, планирование дальнейшего обучения ребенка, принадлежность родного для семьи языка к той или иной языковой группе…

Одним из шагов на пути к решению этой проблемы стала разработанная ИРО программа «Диагностика владения русским языком как неродным: уровень А2 как условие эффективного обучения в общеобразовательной школе России». В её рамках педагоги овладевают инструментарием комплексной диагностики, позволяющим определить, насколько обучающийся владеет русским языком. По результатам такой диагностики учителя получают рекомендации, как необходимо скорректировать рабочие программы и индивидуальные или малогрупповые образовательные маршруты детей.

– Это, – отметила Светлана Тренихина, – только старт. Дальнейшая работа учителя как наставника для такого ребенка должна основываться на кросс-культурной коммуникации с целью формирования положительного мотивационного отношения к русскому языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. В таком образовательном поле ребенок сможет, сохраняя свою культурную самобытность, стать гармонично развитой и социально ответственной личностью…