Главная » » Архив » Методические материалы » Материалы КВиДО »
Методические материалы по вопросам воспитания
Перечень методических материалов, адресованных педагогическим работникам в вопросах организации воспитательной работы с обучающимися:
|
Методические рекомендации по реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. М. А. Герасимова, М. Б. Осипова, Е. А. Чудиновских. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 64 с. – Текст : непосредственный. В методических рекомендациях представлены методологические и методические смыслообразующие основания педагогической деятельности педагогов и педагогических коллективов по воспитанию и социализации детей, подростков и молодежи в соответствии с направлениями Стратегии развития воспитания до 2025 года в Свердловской области. Акцентированы позиции по выстраиванию системного взаимодействия и действий педагогов и педагогических коллективов по воспитанию и социализации детей, подростов и молодежи. Методические рекомендации предназначены руководителям и педагогам системы общего и дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, специалистам методических служб и муниципальных органов управления. |
|
|
Чудиновских, Е. А. Воспитательный потенциал организации досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования : методические рекомендации / Е. А. Чудиновских; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО «ИРО, 2017. – 30 с. – Текст: непосредственный. Представленные материалы актуализируют механизмы выявления воспитательного потенциала досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации предназначены руководителям и педагогам системы дополнительного образования детей, специалистам, в функции которых входят вопросы организации досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. |
|
|
Развитие добровольчества / волонтерства как средство активизации воспитательного потенциала образовательной организации: методические материалы / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. Д. Е. Щипанова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 50 с. – Текст: непосредственный. В методических материалах представлены нормативно-правовые и содержательные аспекты развития добровольческой/волонтерской деятельности как средство активизации воспитательного потенциала субъектов образовательной среды современной образовательной организации. Методические материалы адресованы директорам, заместителям директоров, педагогам, классным руководителям, социальным педагогам образовательных организаций. |
|
|
Формирование антикоррупционного мировоззрения и повышение общего уровня правосознания и правовой культуры обучающихся: опыт образовательных организаций»: сборник методических материалов / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. С. В. Токмянина, Э. В. Мельник; под ред. Мельник Э. В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 54 с. – Текст: непосредственный. Сборник включает наиболее успешные методические разработки уроков и внеурочных мероприятий по итогам конкурса практик образовательных организаций по антикоррупционному образованию и воспитанию. Авторы методических разработок представили разнообразные формы и методы работы, используемые на занятиях, направленных на формирование антикоррупционных стандартов поведения у детей и подростков. Сборник методических материалов рекомендуется к применению в образовательном и воспитательном процессе и предназначен для педагогов образовательных организаций, работающих по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, педагогов-организаторов, педагогов-психологов и методистов. |
|
|
Методические рекомендации по организации и содержанию работы школьной службы медиации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. О. В. Закревская. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 74 с. – Текст: непосредственный. В данном издании сформулированы методические рекомендации по организации школьных служб медиации (примирения) на основе восстановительной медиации. Методические рекомендации раскрывают возможности использования восстановительной медиации в образовательных организациях для решения большого спектра задач, от решения конфликтных ситуаций до формирования универсальных учебных действий, знакомят с особенностями некоторых медиативных программ. |
|
|
Практики социального партнерства семьи и организации дополнительного образования: методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижнетагильский филиал; авт.-сост. М. Б. Осипова. – Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 50 с. – Текст непосредственный. В данном издании сформулированы методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций системы дополнительного образования. Рассматриваются различные вопросы и практики установления партнерских отношений семьи и организации дополнительного образования. В рекомендациях раскрывается содержание понятия, функции и значение социального партнерства как инновационного механизма развития системы дополнительного образования, предлагаются алгоритмы проектирования и реализации социального партнерства. |
|
|
Закревская, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей групп риска в условиях дошкольной образовательной организации : методические рекомендации / О. В. Закревская; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 35 с. – Текст: непосредственный. Методические рекомендации разработаны для педагогических работников ДОО. Данные рекомендации дают представление о семьях группы риска, алгоритме работы с такими семьями, предлагают варианты необходимых документов, необходимых для работы с семьями группы риска, определяют особенности организации работы педагогов ДОО с этими семьями. |
|
|
Деятельность детских общественных объединений в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: Л. В. Гаврилова, А. А. Шерер, Д. Е. Щипанова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 75 с. – Текст: непосредственный. В данном издании сформулированы методические рекомендации по обновлению содержания деятельности детских общественных объединений в контексте стратегических направлений развития воспитания в Свердловской области. Методические рекомендации содержат описание опыта детских и молодежных общественных движений Свердловской области. Издание адресовано директорам, заместителям директоров, педагогам дополнительного образования в общеобразовательных организациях, классным руководителям, педагогам-организаторам общеобразовательных организаций.
|
|
|
Деятельность профессиональных образовательных организаций по вовлечению школьников в чемпионатное движение «WorldSkills Russia Juniors»: методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. М. А. Герасимова, Е. В. Игонина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 35 с. – Текст: непосредственный. В методических рекомендациях рассмотрены организационные и методические аспекты организации подготовки обучающихся по программам среднего профессионального образования к участию в соревнованиях WоrldSkills. На основе обобщения инновационного опыта «чемпионатного обучения» в профессиональных образовательных организациях Свердловской области представлены организационные и педагогические решения выстраивания системы работы по подготовке участников соревнований. Методические рекомендации предназначены для педагогов и руководителей, организующих и сопровождающих подготовку участников соревнований – обучающихся по программам среднего профессионального образования. |
|
|
Деятельность профессиональных образовательных организаций по профессиональной подготовке школьников: методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. М. А. Герасимова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 36 с. – Текст: непосредственный. В методических рекомендациях охарактеризованы направления деятельности профессиональных образовательных организаций по профессиональной подготовке школьников в части проектирования содержания и условий реализации программ профессиональной подготовки.
Цель учебно-методических материалов – обеспечить методическую поддержку учителям русского языка и литературы в вопросах актуализации воспитательного потенциала заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации, а также заданий устного собеседования. В материалах рассматриваются возможные способы организации учебной деятельности, ориентированной на подготовку к итоговой аттестации, в единстве познавательного и воспитательного аспектов. Предлагаются конкретные приемы обучения смысловому чтению, так как без понимания информации невозможно ее нравственное воздействие. Также даются рекомендации, помогающие в работе с нравственными понятиями и их комментарием. Материалы будут полезны и при подготовке к итоговому собеседованию в аспекте реализации воспитательного потенциала его заданий. Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов. Предназначены для педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.
|
Перечень методических материалов, адресованных заместителям руководителя по воспитательной работе общеобразовательных организаций:
|
Организация внеурочной деятельности в школах с полиэтнической средой : методические рекомендации для руководящих работников образовательных организаций / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. С. В. Разумовская. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 38 с. – Текст: непосредственный. Данные методические рекомендации рассматривают особенности организации внеурочной деятельности в школах с полиэтнической средой, принципы и формы организации внеурочной деятельности школьников в аспекте формирования этнической идентичности и толерантного сознания, а также формы работы с родителями. Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов образовательных организаций с полиэтнической средой, для педагогов-предметников, осуществляющих внеурочную деятельность в классах с полиэтническим составом, а также для педагогических работников, интересующихся вопросами воспитания культуры межэтнических отношений в школьном коллективе.
|
|
|
Методические рекомендации для заместителей директоров образовательных организаций по воспитательной работе / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; под общ. ред. О. В. Грединой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 77 с. – Текст: непосредственный. В сборнике методических рекомендаций представлены управленческие, содержательные, программно-методические и технологические аспекты организации успешной деятельности заместителя директора по воспитательной работе в современном формате деятельности общеобразовательной организации. Методические рекомендации адресованы заместителям директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций.
|
Перечень методических материалов, адресованных педагогам, выполняющим функцию классных руководителей в общеобразовательных организациях:
|
Современные подходы к организации деятельности классного руководителя: сборник методических материалов / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; под общ. ред. О. В. Грединой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 81 с. – Текст: непосредственный. В сборнике методических материалов представлены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы к организации деятельности классного руководителя. Данные материалы включают опыт деятельности школ Свердловской области по вопросам организации деятельности классного руководителя в современной образовательной организации. В сборник включены практические материалы образовательных организаций Свердловской области: МАОУ СОШ № 13, г. Ирбит, МАОУ «Еврогимназия», г. Ревда МАОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева, г. Серов, МАОУ Гимназия № 86, г. Нижний Тагил.
|
|
|
Классный час: структура, формы и проведение : методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. Л. В. Гаврилова, А. А. Шерер. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 26 с. – Текст: непосредственный. В данном издании сформулированы методические рекомендации по проведению классного часа для педагогов, осуществляющих функции классного руководителя, в том числе для начинающих педагогов. Рассматриваются воспитательные возможности использования интерактивных форм работы с обучающимися при проведении классного часа. Приводятся примеры организационной структуры классного часа.
|
|
|
Проведение классных часов, посвященных книге и чтению: методические рекомендации для образовательных организаций / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования; авт.-сост.: Т. А. Долинина, Н. Л. Смирнова, Н. А. Юшкова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 92 с. – Текст: непосредственный. Методические рекомендации разработаны с целью научно-методического сопровождения классных часов, направленных на формирование и поддержку у школьников интереса к чтению. Методические рекомендации адресованы классным руководителям и могут быть интересны не только филологам, но и любому предметнику, который использует книгу как инструмент воспитания и обучения современного школьника и стремится помочь обучающимся с помощью чтения обрести ценностные установки, познать себя и окружающий мир.
|
|
|
Барановская, И. Р. Методические рекомендации по проведению классных часов по творчеству А. И. Солженицына / И. Р. Барановская, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижнетагильский филиал. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 76 с. – Текст: непосредственный. В методических рекомендациях представлены материалы для проведения классных часов различных форм в 5-11 классах по творчеству А. И. Солженицына. Отражены основные подходы к изучению творчества писателя в школьных программах. Представлены примеры проведения классных часов. Собраны необходимые для подготовки к классным часам художественные и методические материалы. Методические рекомендации предназначены для учителей, классных руководителей, библиотекарей.
|
|
|
Интернет-пространство и мобильные приложения в воспитательной работе классного руководителя : методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. Н. В. Шпарута, М. Б. Медведева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 67 с. – Текст: непосредственный. Методические рекомендации разработаны для классных руководителей с целью развития компетенций в области использования интернет-пространства и мобильных приложений в воспитательной работе. В разработке представлены материалы для организации деятельности классного руководителя на основе сетевых инструментов: сетевых анкет для проведения диагностики, изучения личности обучающихся, сетевые органайзеры для планирования деятельности классного руководителя, «облачный атлас»: примеры сетевых сервисов и мобильных приложений в помощь классным руководителям. Рассматриваются вопросы создания сетевого классного сообщества и цифрового портфолио учеников класса, проведения социальных и тематических проектов с использованием интернет-пространства и мобильных приложений.
|
Перечень методических материалов, адресованных педагогическим работникам в вопросах организации профилактики деструктивного и девиантного поведения обучающихся:
|
Организация выявления и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидальному поведению: методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. О. А. Трофимова, О. В. Закревская. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2017. – 64 с. – Текст: непосредственный. Методические рекомендации «Организация выявления и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидальному поведению» ориентированы педагогам образовательных организаций с целью своевременного выявления и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидальному поведению. Данные рекомендации раскрывают особенности суицидального поведения подростков, определяют возможности педагогических работников по профилактике суицидального поведения обучающихся.
|
|
|
Организация работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях : методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. В. Б. Куликов, М. В. Гонцова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 84 с. – Текст: непосредственный. Данные методические рекомендации рассматривают особенности коррупции как социального феномена в преломлении к образовательному пространству. Акцентируется внимание на воспитательном потенциале деятельности по профилактике и противодействию коррупции в образовательной организации. Методические рекомендации предназначены для педагогических работников, заме-мстителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов образовательных организаций. Методические рекомендации носят практический характер, содержат образцы документов образовательной организации по профилактике и противодействию коррупции.
|
|
|
Профилактическая работа с обучающимися, которые могут быть подвергнуты воздействию идеологии экстремизма и терроризма в ходе использования ими социальных сетей и мессенджеров: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: В. Л. Назаров, П. Е. Суслонов, Е. А. Чудиновских, Д. Е. Щипанова, О. А. Богословская, под ред. М. А. Герасимовой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 73 с. – Текст: непосредственный. В методических рекомендациях раскрываются теоретико-методологические основы профилактической работы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в образовательной организации, рассматриваются опасности и риски для обучающихся при использовании ими социальных сетей и мессенджеров, предлагается система профилактических мер, педагогический инструментарий при работе классного руководителя по профилактике воздействия идеологии экстремизма и терроризма на обучающихся.
|
Перечень методических материалов, адресованных педагогическим работникам в вопросах информационной безопасности обучающихся и использования сети Интернет в воспитательной работе:
|
Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания : методические рекомендации / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. Н. В. Шпарута, Г. А. Бутакова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 53 с. – Текст: непосредственный. Методические рекомендации содержат информацию о различных видах и характеристиках социальных сетей, представлены разъяснения для родителей по организации безопасного информационного пространства ребенка, а также ссылки на сетевые ресурсы педагогов образовательных организаций Свердловской области, которые были номинированы в конкурсах методических разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Методические рекомендации предназначены для классных руководителей и родителей в целях актуализации и систематизации информации о возможностях и рисках социальных сетей для обучения и воспитания детей и подростков.
|
|
|
Методические рекомендации для педагогов и родителей по повышению уровня информационной безопасности детей по итогам социологического исследования проблемы «Деятельность подростков в сети Интернет: динамика, риски, реакция родителей» : методические рекомендации / Л. И. Долинер [и др.]; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 55 с. – Текст: непосредственный. Данное издание включает методические рекомендации по повышению уровня информационной безопасности по итогам социологического исследования проблемы «Деятельность подростков в сети Интернет: динамика, риски, реакция родителей». Предлагаемые методические разработки могут быть использованы для проведения уроков информатики, классных часов и внеклассных мероприятий в образовательной организации.
|
Перечень методических материалов, адресованных педагогическим работникам в вопросах использования потенциала уроков для духовно-нравственного воспитания обучающихся:
|
Долинина, Т. А. Потенциал уроков литературы в духовно-нравственном развитии личности: учебно-методические материалы / Т. А. Долинина, М. А. Алексеева; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 38 с. – Текст: непосредственный. Цель учебно-методических материалов – обеспечить методическую поддержку учителям русского языка и литературы в вопросах организации деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся на уроках литературы при работе с художественным текстом. Методические материалы организуются в определенной системе: рассматривается роль литературы в нравственном становлении личности, говорится об использовании проблемных вопросов для организации познавательной деятельности при работе с художественными произведениями, об организации исследовательской деятельности при работе с эпизодом художественного произведения, об использовании нравственного потенциала художественных текстов, предлагаемых на итоговой аттестации. Материалы позволяют понять значимость личностного освоения обучающимися нравственных идей художественного текста в познавательной и аналитической деятельности. Учебно-методические материалы могут быть использованы учителями русского языка как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов. |
|
|
Токмянина, С. В. Проведение уроков истории Свердловской области в рамках Дня знаний, посвященных 85-летию Свердловской области: методические рекомендации / С. В. Токмянина; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 33 с. – Текст: непосредственный. Данное издание включает методические материалы по подготовке и проведению уроков истории Свердловской области, посвященных 85-летию Свердловской области, для учащихся общеобразовательных организаций. Предлагаемые методические разработки могут быть использованы для проведения как уроков истории и обществознания, так и классных часов и внеклассных мероприятий в образовательной организации. В структуру издания входит также методическая разработка занятия в экспозициях ГБУК СО «Мультимедийный исторический парк «Россия-Моя история. Свердловская область». |
|
|
Актуализация воспитательного потенциала предмета «русский язык» при подготовке к итоговой аттестации: учебно-методические материалы / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. Т. А. Долинина, Н. А. Юшкова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 46 с. – Текст: непосредственный. Цель учебно-методических материалов – обеспечить методическую поддержку учителям русского языка и литературы в вопросах актуализации воспитательного потенциала заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации, а также заданий устного собеседования. В материалах рассматриваются возможные способы организации учебной деятельности, ориентированной на подготовку к итоговой аттестации, в единстве познавательного и воспитательного аспектов. Предлагаются конкретные приемы обучения смысловому чтению, так как без понимания информации невозможно ее нравственное воздействие. Также даются рекомендации, помогающие в работе с нравственными понятиями и их комментарием. Материалы будут полезны и при подготовке к итоговому собеседованию в аспекте реализации воспитательного потенциала его заданий. Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов.
|
Перечень методических материалов, адресованных педагогическим работникам по работе с одаренными детьми:
|
Сенова, О. Н. Социализация одарённых детей в условиях дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / О. Н. Сенова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 79 с. – Текст: непосредственный. В методических рекомендациях представлены нормативные и содержательные основания организации работы с одарёнными детьми с целью психолого-педагогической поддержки их социализации в условиях дошкольной образовательной организации. Предназначены для педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. |