От родного до глобального: прошел ноябрьский вебинар цикла «Вектор образования ИРО»

29.11.2022

Рекомендации о преподавании родного языка и литературы, формировании глобальных компетенций и профилактике девиантного поведения смогли получить участники очередного вебинара «Вектор образования ИРО». Традиционная часовая онлайн-встреча с педагогами и руководителями школ прошла 25 ноября.

Сразу два выступления вебинара – первое и завершающее – были посвящены реализации обновленных ФГОС. Об актуальных вопросах преподавания родного языка и родной литературы рассказала доцент кафедры филологического образования ИРО Наталья Смирнова.

– В ситуациях, – отметила она, – когда в качестве родного языка выбирается язык этноса, но ребенок им не владеет, учителю рекомендуется сосредоточиться на традиционном изучении лексики, грамматики, системы концептов.  Если же мы говорим о предмете «русский родной язык» и том случае, когда большинство посещающих уроки детей владеют русским языком как родным, то сосредоточиться нужно на постижении языковой картины мира…

Разницу между преподаванием русского и русского родного языка Наталья Смирнова объяснила на неологизме «хайп». Примером для разговора о преподавании родной литературы в свою очередь стали фрагменты из стихотворений татарского народного поэта Габдуллы Тукая, Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

В другом выступлении были представлены основные итоги второго этапа мониторинга реализации обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Свердловской области. Акцент при этом завотделом исследований состояния системы образования ИРО Татьяна Сундукова сделала на условиях, созданных на муниципальном уровне.

– При анализе методического сопровождения внедрения обновленных ФГОС, – рассказала она, – особое внимание обращалось на наличие в муниципалитете методической службы или центра, обеспечивающих методическую поддержку школ и педагогов. По итогам проведения второго этапа мониторинга выявилось, что такая служба работает в 43 муниципалитетах, при этом только 25 из них подтвердили наличие работающей службы ссылкой на ее сайт или соответствующий раздел сайта управления образования. Из оставшихся 30 муниципалитетов 13 указали, что такая служба начнет действовать с 1 октября…

В связи с этим одной из рекомендаций в адрес органов местного самоуправления по итогам мониторинга стала организация продуктивной работы муниципальных консультативных центров и обеспечение постоянной методической поддержки педагогов.

Выступление заведующей кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светланы Токмяниной было посвящено двум относительно новым компонентам в структуре функциональной грамотности – глобальным компетенциям и креативному мышлению. Первый из них, подчеркнула она, формируется на предметном содержании всех учебных предметов. Однако цель этого формирования не сводится к достижению учеником успеха в определенной предметной области – необходимо представить детям возможность приобрести опыт разрешения проблем и принятия решений. В рамках любого школьного предмета можно развивать и креативное мышление. К способствующим этому творческим заданиям, к примеру, относятся придумывание заголовков и сценариев или использование ИКТ для учебных целей.

Заведующая центром воспитания и дополнительного образования ИРО Елена Чудиновских в своем выступлении, посвященном формированию ценностных ориентаций обучающихся, отметила: очень большое значение имеет понимание этапов формирования ценностей и того, что ценность не только предъявляется из уст педагога, но и демонстрируется социумом. Но вместе с тем именно педагог является ключевой фигурой в системе воспитания, а его личностное влияние – ведущим методом формирования ценностных ориентиров.

Продолжила тему воспитания заведующая кафедрой педагогики и психологии ИРО Ольга Кузьмина. Она представила психолого-педагогические условия, которые будут способствовать эффективной профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. В числе таковых, в частности, были названы установление доверительных отношений между субъектами образовательного процесса и создание позитивной мотивации к освоению культуры поведения.

Запись вебинара