Круглый стол Рождественских чтений в Госдуме: создать и приблизить образ будущего

31.01.2023

Сегодняшнее противостояние с внешними силами носит характер войны за души, мысли и поведение детей. А для победы в ней необходимо опираться на самые главные ценности: труд, семья, дружба, уважение к старшим, любовь к Родине.

Таким вступлением открыла 26 января в Государственной Думе круглый стол «Перспективы развития образования в русле традиционных духовно-нравственных ценностей» председатель ее Комитета по просвещению Ольга Казакова. В организации обсуждения, которое прошло в рамках XXXI-х международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», приняли участие Комитет ГД по науке и высшему образованию и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. Вместе с другими слушателями за ходом разговора наблюдала старший преподаватель ИРО Свердловской области Анастасия Шерер.

Считая важнейшими предметами, которые формируют гражданскую и национальную идентичность, историю, русский язык, литературу, географию и обществознание, депутат отметила введение единых Федеральных образовательных программ, которые устанавливают стандарты их изучения. Подчеркнув необходимость повышать значимость семьи, прививать идеи важности рождения и воспитания детей, она сообщила также, что Государственная Дума разрабатывает проекты расширения трудового воспитания в школе.

По словам Сергея Кабышева, возглавляющего Комитет ГД по науке и высшему образованию, желаемая Победа состоит в конечном счете не в сокрушении врага, а в утверждении долгосрочного мира и справедливого миропорядка. Поэтому мобилизация всех ресурсов должна определяться не ажиотажной концентрацией ненависти, а приближением вдохновляющего образа будущего. Смысл образования при этом не сводится к освоению суммы компетенций, а заключается в формировании целостной гражданской личности, которая осознает потенциал своей самореализации как одновременно долг перед обществом. В этом сочетании и достигается счастье, обрести которое невозможно в отрыве от традиционных ценностей.

Способствовать законодательной реализации государственной политики в сфере традиционных духовных ценностей, напомнили на круглом столе, будет межфракционная депутатская группа. Среди ее первоочередных задач – контроль за воспитательной работой в школах, исключение количественной отчетности, не показывающей реальных результатов духовно-нравственного развития.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений говорил об особой духовной миссии русского учителя, который, воспитывая русских детей, призван наполнить их души нравственным содержанием, сформировать в них доброжелательное и ответственное отношение к окружающим людям и миру. Член Совета Федерации Нина Куликовских рассказала о международных поисковых Вахтах памяти на Смоленской земле, в одной из которых в 2022 году принимал участие и поисковый отряд из Екатеринбурга.

Чтобы установить необходимую духовную связь с учеником, подчеркнул ректор МГПУ Алексей Лубков, учитель должен иметь опыт собственного поиска истины, в том числе истины сердца. Профессор кафедры государственной политики МГУ Вардан Багдасарян призвал заменить «образовательную веселость» серьезным погружением в глубокую теоретическую работу. Член Ученого совета Высшей школы экономики Дмитрий Земцов отметил необходимость найти новую модель такой высшей школы, которая бы служила своей стране.

Лидер православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин предложил возродить ценности русской школы, где коллективизм был первичнее индивидуализма. А писатель Владимир Крупин заявил: важно вернуть в школу каллиграфическое письмо и бумажную книгу, переключить сознание современных школьников с внешней формы на внутреннее содержание произведений искусства, отношений между людьми, взаимоотношений человечества и мира, человека и Бога.