Итоги майской НПК ИРО по истории: литературный портрет Петра I, методика преподавания «трудных» вопросов, игры для школьников и учителей

25.05.2022

Не полководцем и реформатором, инженером и ремесленником, а… читателем предстал Петр I перед участниками научно-практической конференции (НПК), которую провел в середине мая ИРО Свердловской области. Увидеть в первом российском императоре гуманитария, обратив внимание на круг его чтения – труды религиозного и исторического содержания, участникам предложил доцент Уральского федерального университета Михаил Киселев.

Эпоха Петра, к 350-летию которого была приурочена конференция, по-прежнему вызывает множество споров. Поэтому выступления о ней стали хорошей «затравкой» для профессионального обсуждения содержательных и методических аспектов преподавания «трудных» вопросов отечественной истории. Более сотни его участников представляли 33 городских округа Свердловской области и шесть других российских регионов.

Выступление преподавателя Гуманитарного университета Александра Маракулина было посвящено изменениям в вещном праве при Петре I. Преподаватель колледжа управления и сервиса «Стиль» Виктор Братцев в свою очередь рассказал об итогах, последствиях и значении петровских преобразований в контексте состояния современного российского общества. Литературный же обзор продолжился в первой секции: учитель истории Пивкинской школы (Курганская область) Юрий Шахматов показал, каким предстает Петр Великий в художественной культуре, а его коллега из екатеринбургской гимназии № 37 Юлия Казанцева – в литературе XVIII-XX века.

Поделились участники НПК и методическими приемами. В частности, профессор ИРО Ленинградской области, доцент РГПУ имени Герцена Олег Иванов дал рекомендации, как развивать в процессе обучения истории читательскую грамотность школьников. Учитель истории школы № 59 Надежда Малышкина рассказала, как использовать методы проблемного обучения при изучении школьниками раздела «Россия в эпоху преобразований Петра I». Заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светлана Токмянина в своем выступлении сделала акцент на вопросах олимпиадной подготовки, в частности, касающихся написания исторического эссе.

Вторая секция НПК была посвящена педагогическим практикам изучения истории России и Урала на уроках и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес здесь вызвал опыт учителя Слободо-Туринской средней школы Антонины Мартемьяновой, которая рассказала о разработке и проведении веб-квестов при изучении истории Урала. Тему игрофикации обучения продолжили выступления педагогов из Ростовской и Кировской областей Елены Золотовой и Светланы Калашниковой. Деловые игры, но уже для педагогов – участников методического объединения учителей истории и обществознания – представили историки гимназии № 41 Ирина Шумакова и Людмила Путинцева из Новоуральского городского округа.

Материалы конференции