МИнистерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
государственное БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«институт развития образования»
(Гбоу дпо со ИРО)
ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО модуля
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка и экспертиза основной профессиональной
образовательной программы образовательного учреждения (ОПОП ОУ)
Екатеринбург,
2010
Организация-разработчик: ГБОУ ДПО СО
«Институт развития образования» (ИРО)
Разработчики:
Корчак Татьяна Андреевна, к.п.н., доцент
кафедры профессионального образования ГБОУ ДПО СО «ИРО»
© ГБОУ ДПО СО ИРО
|
|
1. Паспорт программы профессионального модуля |
|
2. Тематический план и содержание профессионального
модуля |
|
3. Условия реализации программы профессионального
модуля |
|
4. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля |
|
1. Паспорт
программы профессионального модуля «Разработка
и экспертиза основной профессиональной образовательной программы
образовательного учреждения (ОПОП ОУ)»
1.
1. Область применения программы
Настоящая программа предназначена для повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ НПО и СПО Свердловской области.
Программа также может быть использована при разработке
базовой и вариативной части основных
профессиональных образовательных программ подготовки преподавателей
учреждений дополнительного профессионального образования.
1. 2. Цели и
задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
Программа направлена на освоение следующих
профессиональных компетенций:
ПК 1.
Разрабатывать профессиональные образовательные программы по профессиям НПО и
специальностям СПО на основе ФГОС.
ПК 2.
Проводить техническую и содержательную экспертизу программ профессионального
образования.
Обучающийся в результате освоения программы профессионального
модуля должен
иметь
практический опыт:
·
разработки проектов
примерных программ профессиональных модулей (далее – ПМ) и учебных дисциплин
(далее – УД) (в составе профессиональных образовательных программ по профессиям
НПО и специальностям СПО);
·
проведения
технической и содержательной экспертизы проектов программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО
уметь:
·
формулировать
показатели контроля и оценки результатов освоения программы профессионального
модуля и учебной дисциплины;
·
определять
дидактически обоснованные объемы времени на освоение содержания
профессиональных модулей в составе профессиональных образовательных программ по
профессиям НПО и специальностям СПО
·
формировать
содержание ПМ и УД в соответствии с результатами их освоения;
·
определять
стоимость экспертизы ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО;
·
проводить
техническую экспертизу программ профессионального модуля, учебной дисциплины,
ОПОП НПО/СПО;
·
проводить
содержательную экспертизу программ профессионального модуля, учебной
дисциплины, ОПОП НПО/СПО;
·
анализировать и
интерпретировать нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения,
возникающие в процессе экспертизы проектов примерных программ как объектов
интеллектуальной собственности.
знать:
·
особенности
структуры и правила заполнения макетов программ ПМ и УД;
·
особенности
структуры и условия разработки примерных профессиональных образовательных
программ по профессиям НПО и специальностям СПО;
·
основные принципы
и алгоритм разработки ОПОП образовательного учреждения;
·
правила расчета
учебной нагрузки при составлении базисного учебного плана (далее – БУП) и
учебного плана (далее – УП) ОПОП ОУ;
·
нормативную
правовую базу, определяющую проведение экспертизы;
·
схему организации
процедуры экспертизы основной профессиональной образовательной программы по
профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования;
·
показатели и
критерии технической и содержательной экспертизы;
·
методику
определения стоимости экспертизы основной профессиональной образовательной
программы по профессиям начального и специальностям среднего профессионального
образования.
1.3. Форма
обучения – очная.
Режим
занятий – с отрывом от работы,
концентрированно, с применением дистанционных образовательных технологий.
1.4.
Количество часов на освоение программы профессионального модуля и виды учебной
работы
Всего учебной нагрузки по модулю – 120 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
– 72 часа, в т. ч.: практических занятий – 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося
– 48 часов, в т. ч.: консультации при выполнении самостоятельной работы –
8 часов;
практика по модулю не предусмотрена.
1.5.
Итоговая аттестация по модулю в форме
зачета, предполагающего компьютерное тестирование по результатам освоения программы и на основании положительных
результатов экспертизы следующих материалов, разработанных обучающимися:
1)
проекты программ ПМ, УД,
ОПОП НПО/СПО;
2) техническая и содержательная экспертиза проектов
программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО.
1.6. Кадровое
обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических
кадров: преподаватели должны иметь опыт разработки профессиональных
образовательных программ на основе нового поколения ФГОС НПО, СПО и ВПО и/или
быть сертифицированы в качестве разработчиков профессиональных образовательных
программ.
1.7. Форма документа по результатам освоения
программы модуля – свидетельство о повышении
квалификации.
2. Тематический план и содержание модуля
2.1. Тематический план модуля
Соответствующие компетенции |
Номер и наименование разделов профессионального
модуля |
Обязательная аудиторная учебной нагрузки |
Самостоятельная работа обучающегося |
Практика |
||
всего |
в т.ч. лабораторных и практических занятий |
всего |
в т.ч. консультации при выполнении самостоятельной работы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ПК 1 |
Раздел 1. Разработка проектов модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО. |
48 |
32 |
36 |
6 |
- |
ПК 1 ПК 2 |
Раздел 2. Экспертиза и доработка модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО |
24 |
22 |
12 |
2 |
- |
Всего: |
72 |
54 |
48 |
8 |
- |
2.2. Содержание профессионального модуля
Наименование разделов модуля и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Разработка проектов модульных профессиональных образовательных
программ по профессиям НПО и специальностям СПО |
||||
Тема 1.1. Концептуальные
основы разработки и внедрения нового поколения ФГОС СПО и НПО |
Содержание |
4 |
3 |
|
Терминологическое
поле нового поколения ФГОС НПО и СПО |
1 |
|||
Основная
профессиональная образовательная программа (ОПОП): особенности структуры и условия
разработки |
1 |
3 |
||
Функциональный анализ
профессиональной деятельности как основа обновления программ ОУ |
2 |
3 |
||
Практические занятия |
4 |
|
||
1. |
Определение видов профессиональной деятельности и компетенций, актуальных для освоения
в модульных профессиональных образовательных программах по профессиям НПО и
специальностям СПО |
2 |
||
2. |
Сравнительная характеристика профессионального
модуля и модуля дисциплины (дисциплин) |
2 |
||
Тема 1.2. Структура и логика разработки
программ ПМ и УД (в составе профессиональных образовательных программ по профессиям
НПО и специальностям СПО) |
Содержание |
7 |
||
Алгоритм разработки
проектов примерных программ ПМ и УД (в составе профессиональных образовательных
программ по профессиям НПО и специальностям СПО) |
1 |
2 |
||
Результаты освоения
программ ПМ и УД |
1 |
3 |
||
Контроль и оценка результатов
освоения программ ПМ и УД |
1 |
3 |
||
Структура и примерное
содержание программ ПМ и УД |
1 |
3 |
||
Условия реализации программ
ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
1 |
2 |
||
Назначение и содержание
паспорта программы модуля в составе ОПОП НПО/СПО. |
1 |
2 |
||
Назначение и содержание
паспорта модульной профессиональной образовательной программы НПО/СПО |
1 |
2 |
||
Практические занятия |
22 |
|
||
3. |
Определение и формулировка требований к результатам
освоения программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
4 |
||
4. |
Выбор показателей контроля и оценки
результатов освоения программ ПМ, УД и
ОПОП НПО/СПО |
4 |
||
5. |
Формирование содержания ПМ,
УД и ОПОП НПО/СПО на основе требований к результатам их
освоения |
6 |
||
6. |
Определение условий реализации программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
4 |
||
7. |
Заполнение паспорта программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
4 |
||
Тема 1.3. Формирование
модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО
и специальностям СПО |
Содержание |
5 |
|
|
Рассмотрение
структуры и определение логики разработки основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП). |
1 |
2 |
||
Особенности
примерных и рабочих программ. |
1 |
2 |
||
Требования
к БУПу: формула практикоориентированности. |
1 |
3 |
||
Расчет
учебной нагрузки в БУП и УП ОПОП ОУ. |
1 |
2 |
||
Варианты организации
процесса реализации модульных профессиональных образовательных программ
НПО/СПО |
1 |
2 |
||
Практические занятия |
6 |
|
||
8. |
Составление учебного плана модульной профессиональной
образовательной программы НПО/СПО |
2 |
||
9. |
Заполнение паспорта модульной профессиональной
образовательной программы НПО/СПО |
2 |
||
10. |
Сравнение организационных моделей реализации модульных профессиональных
образовательных программ НПО/СПО |
2 |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 модуля, в т.ч.: Разработка проектов
примерных программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО (ОУ): -
заполнение элементов паспорта программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО; -
определение результатов освоения ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО, показателей, форм и
методов их контроля и оценки; -
определение структуры и примерного содержания ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО; - определение условий
реализации программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
36 |
|
||
консультации при выполнении самостоятельной работы |
6 |
|
||
Раздел 2. Экспертиза и доработка модульных профессиональных
образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО |
||||
Тема 2.1. Экспертиза программ ПМ, УД и
ОПОП НПО/СПО |
Содержание |
0,5 |
1 |
|
Примерная
профессиональная образовательная программа как предмет авторского права. |
|
|||
Общая
схема организации экспертизы программ. |
|
2 |
||
Структура
и содержание регламента проведения экспертизы примерных профессиональных образовательных
программ. |
|
1 |
||
Типы
экспертизы (техническая и содержательная) |
|
2 |
||
Практические занятия |
6 |
|
||
11. |
Техническая экспертиза проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
2 |
||
12. |
Содержательная экспертиза проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
2 |
||
13. |
Составление рекомендаций по доработке проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО: обнаруженные недостатки, возможные
варианты их устранения |
2 |
||
Тема 1.2. Методика определения стоимости
экспертизы профессиональных образовательных программ по профессиям начального
и специальностям среднего профессионального образования |
Содержание |
1 |
||
Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения,
возникающие в процессе экспертизы проектов программ как объектов
интеллектуальной собственности. |
|
1 |
||
Анализ и интерпретация договоров,
регламентирующих правоотношения авторов проектов программ с другими лицами и организациями. |
|
1 |
||
Методика определения
стоимости экспертизы профессиональных образовательных программ по профессиям
начального и специальностям среднего профессионального образования |
|
2 |
||
Практические занятия |
6 |
|
||
14. |
Определение стоимости экспертизы примерных
программ ПМ НПО/СПО |
2 |
|
|
15. |
Определение стоимости экспертизы примерных
программ УД НПО/СПО |
2 |
||
16. |
Определение стоимости эксперизы примерных ОПОП НПО/СПО |
2 |
||
Тема 1.3. Доработка модульных профессиональных
образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО |
Содержание |
0,5 |
|
|
Возможности применения
результатов экспертизы для доработки проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
|
3 |
||
Порядок
доработки проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
|
3 |
||
Практические занятия |
10 |
|
||
17. |
Внесение изменений в проект программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО по
результатам экспертизы |
10 |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 модуля, в т.ч.: Проведение
технической и содержательной экспертизы примерных программ ПМ, УД и ОПОП
НПО/СПО . Возможности
применения результатов экспертизы для доработки проектов профессиональных
образовательных программ. Перекрестная экспертиза проектов
программ, разработанных в рамках освоения 1 раздела модуля. |
12 |
|
||
консультации при выполнении самостоятельной работы |
2 |
|
||
Практика |
- |
|
||
Всего учебной
нагрузки по модулю |
120 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала
используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный
(узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение
деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный
(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
задач).
3.
Условия реализации программы профессионального модуля
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация программы
профессионального модуля требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного
кабинета:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
доска для записей.
Технические средства
обучения:
-
персональные компьютеры;
-
мультимедиа-проектор с экраном;
-
копировальная техника.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Закон Российской Федерации
«Об образовании» (в действующей редакции).
2. Макеты программ профессиональных модулей и учебных
дисциплин:
3. Приказ от 28 сентября
4. Приказ от 28 сентября
5. Разъяснения по формированию
примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и
среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования.
6. Разъяснения по формированию примерных программ
профессиональных модулей начального профессионального и среднего
профессионального образования на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования (Утверждены Директором Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа
2009г.)
7. Разъяснения по формированию примерных программ учебных
дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены
Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской
Федерации 28 августа
8. Федеральный закон Российской
Федерации от 1 декабря
9. Федеральный закон ФЗ №260 «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В.
Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (принят
Государственной Думой 21 октября 2009 года; одобрен Советом Федерации 30
октября 2009 года)
Дополнительные
источники
Классификаторы
социально-экономической информации
1. Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС).
2. Общероссийский классификатор профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР, ОК 016–94).
3. Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности (ОКВЭД, ОК 029–2001).
4. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ, ОК 010–93).
Портал ФГУ ФИРО [Электронный ресурс]:
-
Программы
дополнительного профессионального образования. – Код доступа:
http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/programmy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya/
-
Подготовка разработчиков и экспертов программ профессионального
образования. – Код доступа:
http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/povyshenie-kvalifikacii-razrabotchikov-programm-ekspertov-i-prepodavatelej/
3.3. Общие требования к организации образовательного
процесса
Реализация программы подразумевает практикоориентированную
подготовку в комбинированном аудиторно-дистанционном
режиме с индивидуальным зачетом на основе оценивания итоговых работ
обучающихся.
Перед началом занятий обучающиеся должны собрать пакет
документов (предпочтительно в электронном формате), необходимых для обучения,
включая:
· обязательно –
тексты программ дисциплин и практик, разработанных на основе ГОС-2; тексты ФГОС
по профессии/специальности планируемых к разработке программ (предпочтительно –
утвержденные Минюстом, в случае их отсутствия – проекты);
· возможно –
проекты программ на основе ФГОС нового поколения;
· желательно –
ноутбуки (для организации индивидуальной работы в аудиториях и возможности
выполнения домашних заданий).
Организаторы занятий должны предоставить:
· аудитории для
лекционных занятий;
· аудитории для
практических занятий (желательно – оснащенные компьютерами с выходом в
Интернет);
· правила расчета учебных планов (в т.ч. формулу практикориентированности);
· утвержденные
макеты примерных программ, профессионального модуля и учебной дисциплины;
· образцы
примерной программы профмодуля и примерной программы
учебной дисциплины;
· образцы БУПов;
· бланки (формы)
для технической и содержательной экспертизы;
· справочные
материалы в электронном виде.
Обязательные аудиторные занятия проводятся с группой
(оптимальное количество обучающихся 25-30 чел.). Практические занятия
проводятся с делением обучающихся на мини-группы (2-5 чел.) или индивидуально.
Групповые консультации проходят при непосредственном общении преподавателя и
обучающихся в ходе обучения, а индивидуальные организуются дистанционно с
использованием технических средств обучения. Предпочтение
следует отдавать электронной почте, что позволяет сохранять все присланные
материалы и тексты вопросов и ответов), а также технологиям голосового общения
(телефон, Скайп и т. д.), позволяющим
обучающимся получать консультации в реальном времени.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации
педагогических кадров: преподаватели должны иметь опыт разработки профессиональных
образовательных программ на основе нового поколения ФГОС НПО и СПО и/или быть
сертифицированы в качестве разработчиков профессиональных образовательных
программ.
3.5. Итоговая аттестация по модулю в форме зачета. Основанием для зачета являются
положительные результаты компьютерного тестирования по итогам освоения программы и экспертизы аттестационных
материалов, разработанных обучающимися:
3)
проекты программ ПМ, УД,
ОПОП НПО/СПО;
4) техническая и содержательная экспертиза проектов
программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО.
3.6. Форма документа по результатам освоения программы
модуля – свидетельство о повышении квалификации.
4. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля
Результаты (освоенные компетенции) |
Основные показатели
оценки результата |
Формы и
методы контроля и оценки |
Разрабатывать
проекты модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО
и специальностям СПО |
Соответствие содержания программ ПМ и УД требованиям ФГОС НПО/СПО Обоснованность отбора содержания программ вариативных ПМ и УД в составе профессиональных
образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО |
Анализ проекта программы ПМ и УД в составе профессиональных образовательных программ по
профессиям НПО и специальностям СПО |
Составление
рекомендаций по доработке проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО:
обнаруженные недостатки, возможные варианты их устранения Внесение изменений
в проект программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО по результатам экспертизы |
Экспертное оценивание проекта программы после
доработки |
|
Проводить техническую и
содержательную экспертизу и доработку модульных профессиональных образовательных
программ по профессиям НПО и специальностям СПО |
Соответствие экспертных заключений реальным характеристикам
программы ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО |
Анализ заключений технической и содержательной экспертизы |