Автор: Корчак Т.А., канд. пед.
наук, доцент кафедры профессионального образования ГБОУ ДПО СО «ИРО»
Данное электронное учебное пособие
создано для организации самостоятельной работы при очно-дистанционном
обучении слушателей образовательной программы повышения квалификации (ОП) «Подготовка
педагогов учреждений начального профессионального и среднего профессионального
образования к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
профессионального образования», вариативный модуль
(ВМ) «Разработка и экспертиза основной профессиональной образовательной
программы образовательного учреждения (далее – ОПОП ОУ)»
(120 час.).
Программа направлена на освоение следующих
профессиональных компетенций:
ПК 1.
Разрабатывать профессиональные образовательные программы по профессиям НПО и
специальностям СПО на основе ФГОС.
ПК 2.
Проводить техническую и содержательную экспертизу программ профессионального
образования.
Обучающийся в результате освоения программы профессионального
модуля должен
иметь
практический опыт:
·
разработки
проектов примерных программ профессиональных модулей (далее – ПМ) и учебных
дисциплин (далее – УД) (в составе профессиональных образовательных программ по
профессиям НПО и специальностям СПО);
·
проведения
технической и содержательной экспертизы проектов программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО
уметь:
·
формулировать
показатели контроля и оценки результатов освоения программы профессионального модуля
и учебной дисциплины;
·
определять
дидактически обоснованные объемы времени на освоение содержания профессиональных
модулей в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и
специальностям СПО
·
формировать
содержание ПМ и УД в соответствии с результатами их освоения;
·
определять
стоимость экспертизы ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО;
·
проводить
техническую экспертизу программ профессионального модуля, учебной дисциплины,
ОПОП НПО/СПО;
·
проводить
содержательную экспертизу программ профессионального модуля, учебной дисциплины,
ОПОП НПО/СПО;
·
анализировать и
интерпретировать нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения, возникающие
в процессе экспертизы проектов примерных программ как объектов интеллектуальной
собственности.
знать:
·
особенности
структуры и правила заполнения макетов программ ПМ и УД;
·
особенности
структуры и условия разработки примерных профессиональных образовательных
программ по профессиям НПО и специальностям СПО;
·
основные принципы
и алгоритм разработки ОПОП образовательного учреждения;
·
правила расчета
учебной нагрузки при составлении базисного учебного плана (далее – БУП) и
учебного плана (далее – УП) ОПОП ОУ;
·
нормативную
правовую базу, определяющую проведение экспертизы;
·
схему организации
процедуры экспертизы основной профессиональной образовательной программы по
профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования;
·
показатели и
критерии технической и содержательной экспертизы;
·
методику
определения стоимости экспертизы основной профессиональной образовательной программы
по профессиям начального и специальностям среднего профессионального
образования.
Форма
обучения – очная.
Режим
занятий – с отрывом от работы,
концентрированно, с применением дистанционных образовательных технологий.
Количество
часов на освоение программы профессионального модуля и виды учебной работы
Всего учебной нагрузки по модулю – 120 часов, в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
– 72 часа, в т. ч.: практических занятий – 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося
– 48 часов, в т. ч.: консультации при выполнении самостоятельной работы –
8 часов;
практика по модулю не предусмотрена.
Итоговая
аттестация по модулю в форме зачета,
предполагающего компьютерное тестирование
по результатам освоения программы и на основании положительных результатов
экспертизы следующих материалов, разработанных обучающимися:
1)
проекты программ
ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО;
2)
техническая и
содержательная экспертиза проектов программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО.
Форма документа по результатам освоения программы
модуля –
свидетельство о повышении квалификации.
Основное содержание программы представлено в четырех
разделах.
В первом разделе слушатели знакомятся с содержанием
федеральных государственных образовательных стандартов начального
профессионального / среднего профессионального образования и
нормативно-правовой базой их внедрения.
Во втором разделе рассматривается структура и содержание
профессиональных
стандартов, специфика системы сертификации квалификаций, национальной рамки
квалификаций.
Третий раздел посвящен нормативно – методическому сопровождению
введения ФГОС, специфике общеобразовательной подготовки в ОУ НПО/СПО.
В ходе изучения четвертого раздела слушатели осваивают
методологию проектирования модульно-компетентностных
программ в соответствии с требованиями ФГОС и знакомятся с организацией
процедуры экспертизы на уровне Федерации и Свердловской области.
В конце каждого раздела приведен план выполнения
контрольной работы, рекомендации по оформлению и условия предоставления на
кафедру.
Данное электронное учебное пособие разрабатывалось как
самодостаточный курс (как мини-энциклопедия), позволяющий
в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее
представление о специфике деятельности педагога профессиональной школы в
условиях подготовки к реализации требований ФГОС НПО / СПО. Это комплекс
материалов для самостоятельного овладения слушателями всей программой
вариативного модуля: «Разработка и экспертиза основной
профессиональной образовательной программы образовательного учреждения».
Основу данного учебного пособия составляет полное
изложение всех разделов и тем программы, которые сопровождаются большим пакетом
нормативно-правовых и нормативно-методических документов, а также информационно-справочного
материала учебного назначения.
Разумеется, у нас нет возможности включить в данное
пособие все работы, которые хотелось бы видеть представленными в нем.
Предпочтение отдано тому минимуму информации, без которого невозможно
обеспечить достаточный уровень проблемности учебного
материала и активности при его усвоении.
Для более качественного овладения учебным материалом
приводится электронная версия справочно-информационного пособия «Компетентностно-ориентированное образование: основные понятия и категории: справочно-информационное
пособие // М. Л. Вайнштейн, О. В. Гайнанова, Т. А.
Корчак – Екатеринбург: ГОУ ДПО «ИРРО», 2006 – 200 с.»
В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум два
уровня самопроверки и самоконтроля:
·
"рубежный"
– темы учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из
которых слушателю предлагается выполнить контрольную работу, позволяющую
оценить уровень сформированных умений, необходимых в практической деятельности
педагога по подготовке к реализации требований ФГОС НПО / СПО;
·
"итоговый"
уровень самопроверки (и аттестации), который включает тестовые вопросы и
задания, касающиеся методологии разработки модульно-компетентностных программ в
соответствии с требованиями ФГОС.
Итоговая аттестация зависит от результатов
промежуточных этапов самопроверки.
Для организации полноценного учебного процесса
необходимо обеспечить слушателю возможность доступа к электронному учебному
пособию в наиболее удобное для него время. Для изучения требуемого минимума
выход в интернет не требуется, однако для получения дополнительных сведений
(ссылка на которые приводится в пособии) и проверки результатов выполненных
контрольных работ необходим доступ в интернет.
Объем времени на обучение – от 72 до 120 часов. За
один раз рекомендуется проводить за компьютером не более 1,5 часов.
Основной учебный текст сопровождается большой
совокупностью гиперссылок. Основные слова, представляющие гиперссылки, выделены синим цветом.
Предлагаемое Вашему вниманию электронное учебное пособие
можно отнести к учебно-методическим материалам нового поколения. Мы надеемся,
что структурированные данным образом нормативно-правовые и нормативно-методические
документы, а также учебно-методические материалы помогут Вам лучше усвоить аспекты
профессионально-педагогической деятельности педагога ОУ НПО/СПО в подготовке к
реализации требований ФГОС.
Безусловно, допуская наличие возможных неточностей в
приведенном материале, а также вероятное отсутствие полноты
информационно-справочного материала некоторых разделов и тем, автор с искренней
признательностью воспримет любые конструктивные замечания и пожелания в свой
адрес.