МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента
государственной политики
в образовании Министерства
образования и науки
Российской Федерации
_________ /И.М. Реморенко/
«27»августа
Разъяснения
по формированию
примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и
среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования
_____________________________________________________________________________________________________________________________
примерная
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
_______________________________________________________________________
название профессионального
модуля
20…. г.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессиям начального профессионального образования (далее – НПО)
____________ ____________________________
код наименование
специальности (профессии)
Организация-разработчик:____________________________________
Разработчики:
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность,
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. ПАСПОРТ примерной
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр. 5 |
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
7 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание
профессионального модуля
|
8 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
12 |
5. Контроль и оценка
результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности) |
13 |
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. паспорт
примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
_______________________________________________________________________
название профессионального модуля
1.1. Область
применения примерной программы
Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная
программа) – является частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
(специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО
_____________
____________________________________________________________________________________________
код название
Указать
специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу
(группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в
зависимости от широты использования примерной программы профессионального
модуля.
в части освоения основного
вида профессиональной деятельности (ВПД):
__________________________________________________________________________________
указывается
вид профессиональной деятельности в соответствии с перечисленными
в п. 1. ФГОС по специальностям / профессиям,
и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.
________________________________________________________________
2.
________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
указываются
профессиональные компетенции в соответствии с перечисленными
в п. 1.
ФГОС по
специальностям / профессиям,
Примерная программа профессионального модуля может
быть использована ____________________________________________________________________________________________________________________________
Указать
возможности использования программы в дополнительном профессиональном
образовании (указать направленность программ повышения квалификации и
переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы
профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках
специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
указать
уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное
образование и др.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
указать опыт
работы: тип предприятия, должности, стаж и др.
1.2. Цели и
задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального
модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь
практический опыт:
__________________________________________________________________
уметь:
__________________________________________________________________
знать:
__________________________________________________________________
Указываются
требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в п. 1.
ФГОСами по
специальностям / профессиям,
1.3.
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
профессионального модуля:
всего – _________ часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
– _______ часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов;
самостоятельной работы обучающегося
– ______ часов;
учебной и производственной практики – ______ часов.
Результатом освоения профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
____________________________________________________, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК … |
……………………………………………………………………… |
ПК … |
……………………………………………………………………… |
ПК
…. |
……………………………………………………………………… |
ОК … |
……………………………………………………………………… |
ОК … |
……………………………………………………………………… |
ОК …
|
……………………………………………………………………… |
Наименование результатов обучения
приводится в соответствии с текстом вышеназванных ФГОС СПО / НПО.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1.
Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс.
учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося,
часов |
Учебная, часов |
Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Раздел 1.
…………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Раздел 2……………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Раздел ….
………………….. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Производственная
практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) |
* (ввести число) |
|
* (повторить число) |
|||
|
Всего: |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 –
обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в
соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках
столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4,
6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках
строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5,
6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего»,
должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального
модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную
работу обучающегося должно соответствовать указанному
в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и
производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна
соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы.
Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на
производственную практику (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в
предпоследней строке столбца «Производственная,
часов». И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с
теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в
специально выделенный период (концентрированно).
3.1. Тематический план профессионального
модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс.
учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по
профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Раздел 1. ……………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Раздел 2. ……………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
||
|
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика) |
* (ввести
число) |
|
* (повторить
число) |
|||||
|
Всего: |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8
- обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в
соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках
столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7,
9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках
строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3
строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы
профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на
самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному
в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и
производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна
соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия
сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по
профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в
предпоследней строке столбца «Производственная,
часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут
проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса
(рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел ПМ 1. ……………….. номер и наименование раздела |
|
* |
|
|
МДК 1. ………………….. номер и наименование МДК |
|
* |
||
Тема 1.1. …………………. номер и наименование темы |
Содержание (указывается перечень
дидактических единиц) |
* |
||
1. |
|
** |
||
… |
|
** |
||
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы) |
* |
|
||
1. |
|
|||
Практические занятия (при наличии, указываются темы) |
* |
|||
1. |
|
|||
Тема 1.2. ……………………. номер
и наименование темы |
Содержание (указывается перечень
дидактических единиц) |
* |
||
1. |
|
** |
||
… |
|
** |
||
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы) |
* |
|
||
1. |
|
|||
Практические занятия (при наличии, указываются темы) |
* |
|||
1. |
|
|||
Самостоятельная
работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания) |
* |
|||
Примерная
тематика внеаудиторной самостоятельной работы ……………………………………… |
||||
Учебная практика Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Производственная практика (для СПО –
(по профилю специальности) Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Раздел ПМ 2. ………… номер и наименование раздела |
|
* |
||
МДК … номер и наименование МДК |
|
* |
||
Тема 2.1. ………………… номер и наименование темы |
|
* |
||
……………….. |
|
|||
Тема 2.2. ………………… номер и наименование темы |
|
* |
||
……………… |
|
|||
Самостоятельная
работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания) |
* |
|||
Примерная
тематика внеаудиторной самостоятельной работы ……………………………………… |
||||
Учебная практика Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Производственная практика (для СПО –
(по профилю специальности) Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Раздел ПМ 3. ………… номер и наименование раздела |
|
* |
||
……………… |
|
|||
Примерная тематика
курсовых работ (проектов) (если предусмотрено) ……………………………………………. ……………………………………………. |
* |
|||
Обязательная
аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено) |
* |
|||
Производственная
практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика) Виды работ …………………………………….. |
* |
|||
Всего |
* (должно
соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта примерной программы) |
Внутри
каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По
каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических
единицах), наименования необходимых лабораторных работ
и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика
самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по
профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется
по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения
проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя
звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала
используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный
(узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный
(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация профессионального модуля предполагает
наличие учебных кабинетов ___________; мастерских ____________; лабораторий
_________________.
указывается
наименование указываются при
наличии
указываются при наличии
Оборудование учебного
кабинета и рабочих мест кабинета ___________:
__________________________________________________________________
Технические средства
обучения: __________________________________
Оборудование мастерской и
рабочих мест мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и
рабочих мест лаборатории:
__________________________________________________________________
Реализация профессионального модуля предполагает
обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
_____________________________________________________________________________
Приводится
перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование,
технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и
телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. ………………
2. ………………
3. ………………
Дополнительные источники:
1. ………………
2. ………………
После каждого наименования
печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в
соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов
экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки
России.
Описываются
условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики,
консультационной помощи обучающимся.
__________________________________________________________________
Перечисляются
учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно
предшествовать освоению данного профессионального модуля.
Требования к квалификации
педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
_________________________________________________________________.
Требования к квалификации
педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический
состав: _______________________________.
Результаты (освоенные профессиональные
компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
|
|
Формы
и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и
развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие
компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
|
|
Результаты указываются в соответствии с паспортом и разделом 2 примерной программы.
Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по примерной программе профессионального модуля.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.