Согласно методике разработки ФГОС
НПО/СПО (Москва, 2007)
Основные
правила определения основных видов профессиональной деятельности:
Правило взаимного удобства: выделенные виды профессиональной
деятельности должны отражать не только объективную структуру профессиональной
деятельности, но и взаимное удобство образовательной сферы и работодателя. Это
удобство может состоять в том, что на основе набора выделенных видов
профессиональной деятельности удобно:
-
строить
набор профессиональных модулей;
-
организовывать
производственную практику;
-
осуществлять
аттестацию выпускников УСПО;
-
согласовывать
требования с работодателями;
-
изменять
набор видов деятельности, к реализации которых осуществляется подготовка в
УСПО, в зависимости от изменения требований работодателя, в т.ч., с учётом
регионального компонента;
-
осуществлять
подготовку к реализации неполного набора видов профессиональной деятельности в
режиме дополнительных образовательных услуг;
-
сертифицировать
подготовку к реализации каждого отдельного вида профессиональной деятельности и
т.д.
Правило автономности: каждый вид профессиональной деятельности
при необходимости может автономизироваться вплоть до выделения его в отдельную
должность (например, вид профессиональной деятельности «ухаживать за
больными» медицинской сестры может быть выделена в отдельную должность
«сиделка»).
Правило сертифицируемости: каждый вид профессиональной деятельности, при наличии соответствующих
образовательных условий, может быть освоен отдельно с получением
соответствующего сертификата (это и позволяет осуществлять разработку
профессионального модуля как относительно автономной части основной
профессиональной образовательной программы по принципу «один модуль обслуживает
один вид профессиональной деятельности»).
Правило полноты: готовность выпускника УСПО к реализации
выделенного набора основных видов профессиональной деятельности равноценна
минимально необходимому (для работодателя) уровню профессиональной
компетентности квалифицированного рабочего (по данной профессии с учётом уровня
подготовки).
Правило малых чисел: количество основных видов профессиональной
деятельности, как правило, не должно превышать 5, что в значительной степени вызвано удобствами как образовательного процесса, так и работодателя
(в т.ч. в плане согласования требований к подготовке квалифицированного
рабочего). Если количество основных видов профессиональной деятельности
превышает 5, может быть использован один из двух приёмов:
-
укрупнение
основных видов профессиональной деятельности за счёт объединения двух или более
в одну;
-
исключение
из набора основных видов профессиональной деятельности некоторых менее значимых
для работодателя (по согласованию с ним).
Правило формулировки: описание вида профессиональной деятельности даётся через неопределённую форму глагола.
Внимание! Недопустимым
является формальное указание видов профессиональной деятельности, например:
«управленческая», «научно-исследовательская» и др.