Приложение 1
к Письму Минобрнауки России
от 29 мая 2007г. № 03-1180
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ БАЗИСНЫМ
УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ И ПРИМЕРНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется
образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее –
НПО) и среднего профессионального образования
(далее – СПО) как самостоятельная, при наличии у них соответствующей
лицензии, так и в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля
получаемого профессионального образования в соответствии со следующими
нормативными документами:
Законом
Российской Федерации «Об образовании»
от 10 июля
приказами
Минобразования России от 5 марта
Образовательная программа
среднего (полного) общего образования является единой для всех форм получения
образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной
и экстерната.
Распределение обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Примерные объемные параметры общеобразовательной подготовки в учреждениях
НПО с учетом профилей получаемого профессионального образования
Учебные предметы |
Обязательная учебная
нагрузка с учетом профиля
профессионального образования в часах |
|||||
Технический профиль |
Естественнонаучный
профиль |
Социально-экономический
профиль |
||||
Федеральный компонент |
||||||
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
|
Базовые |
Русский язык Литература Иностранный
язык История Обществознание
(включая
экономику и право) Химия Биология
Физическая
культура ОБЖ |
78 195 156 117 156 78 78 156 39 |
Русский язык Литература Иностранный
язык История Обществознание
(включая
экономику и право) Математика Информатика
и ИКТ Физическая
культура ОБЖ |
78 195 156 117 156 273 78 156 39 |
Русский язык Литература Иностранный
язык История Обществознание Естествознание География Физическая
культура ОБЖ |
78 195 156 117 78 195 39 156 39 |
|
Итого |
1053 |
|
1248 |
|
1053 |
Профильные |
Математика Физика Информатика
и ИКТ |
351–312 273–178 195–95 |
Физика Химия Биология |
234–173 195–117 195–100 |
Экономика Право Математика Информатика
и ИКТ |
156–117 156–100 312–273 195–95 |
|
Итого |
819–585 |
|
624–390 |
|
819–585 |
ВСЕГО |
1872–1638 |
|
1872–1638 |
|
1872–1638 |
Для каждого профиля выделены
базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой
профессиональной образовательной программы по профессии НПО.
Для профессий социально-экономического профиля предлагается
изучение интегрированного курса «Естествознание».
Федеральный компонент среднего
(полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО, как правило,
реализуется на первом и втором курсах обучения.
В
образовательных учреждениях НПО знания и умения обучающихся, полученные в ходе
общеобразовательной подготовки, углубляются и расширяются при изучении дисциплин
общетехнического, общепрофессионального и
профессионального циклов профессиональной образовательной программы НПО.
Распределение
обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в
пределах основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом
профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным
компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в
таблице 2.
Таблица 2.
Примерные объемные параметры общеобразовательной подготовки
в учреждениях СПО с учетом
профилей получаемого профессионального образования
Учебные предметы |
Обязательная учебная
нагрузка с учетом профиля
профессионального образования в часах |
|||||||
Технический профиль |
Естественнонаучный
профиль |
Социально-экономический
профиль |
Гуманитарный профиль |
|||||
Федеральный компонент |
||||||||
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
Учебные предметы |
Часы |
|
Базовые |
Русский язык Литература Иностранный
язык История Обществознание (включая экономику и
право) Химия Биология
Физическая
культура ОБЖ |
78 117 78 117 117 78 78 78 39 |
Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание (включая экономику и право Математика Информатика и ИКТ Физическая культура ОБЖ |
78 117 78 117 117 156 78 78 39 |
Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание География Естествознание Физическая культура ОБЖ |
78 117 78 117 78 39 117 78 39 |
Иностранный язык Обществознание
(включая экономику и право) Математика Информатика Естествознание География МХК Физическая
культура ОБЖ |
117 117 117 117 78 78 78 78 39 |
|
Итого |
780 |
|
858 |
|
741 |
|
819 |
Профильные |
Математика Физика Информатика
и ИКТ |
312 195 117 |
Физика Химия Биология |
156 195 195 |
Экономика Право Математика Информатика
и ИКТ |
117 117 312 117 |
Русский язык Литература История |
117 234 234 |
|
Итого |
624 |
|
546 |
|
663 |
|
585 |
ВСЕГО |
1404 |
|
1404 |
|
1404 |
|
1404 |
Для
каждого профиля выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии
со спецификой профессиональной образовательной программы по специальности СПО.
Для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей предлагается изучение интегрированного курса «Естествознание».
Федеральный компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО, как правило, реализуется на первом курсе.
В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению профессиональной образовательной программы по специальности.
Продолжение общеобразовательной подготовки происходит на последующих курсах обучения за счет изучения разделов и тем учебных дисциплин таких циклов профессиональной образовательной программы по специальности как «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» («Основы права», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык» и др.), «Математические и общие естественнонаучные дисциплины» («Математика» и «Информатика»), а также отдельных дисциплин общепрофессионального цикла.
Реализация среднего (полного)
общего образования по ряду специальностей группы «Культура и искусство» и
«Образование и педагогика» имеет свои особенности, связанные с необходимостью
непрерывной профессиональной подготовки будущего специалиста и характером его
профессиональной деятельности. С учетом этих особенностей общеобразовательная
программа включена в примерные учебные планы (приложение к государственным
требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГОС СПО), в
соответствии с которыми осуществляется ее реализация.
При реализации профильного
обучения в рамках профессиональной образовательной программы по ряду педагогических специальностей (050702 Организация
воспитательной деятельности, 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное
дошкольное образование, 050709 Преподавание в начальных классах, 050710
Педагогика дополнительного образования, 050711 Социальная педагогика, 050718 Специальная
педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 050719
Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050720 Физическая культура,
050721 Адаптивная физическая культура) образовательное учреждение вправе самостоятельно проектировать
содержание профильного обучения в зависимости от особенностей специальности.
При реализации программы
среднего (полного) общего образования за два года образовательное учреждение
самостоятельно определяет объемы часов по базовым и профильным дисциплинам,
исходя из требований ГОС СПО по ряду специальностей или необходимости
качественного освоения общепрофессиональных дисциплин на основе знаний и
умений, полученных в ходе изучения общеобразовательных предметов.
Приложение 2
к Письму Минобрнауки России
от 29 мая 2007г. № 03-1180
Рекомендуемое распределение
профессий НПО и специальностей СПО
по профилям получаемого
профессионального образования
В рамках профессиональных
образовательных программ начального профессионального образования предусмотрены
три профиля: технический, естественнонаучный, социально-экономический.
Профессии начального
профессионального образования в соответствии с Перечнем профессий начального
профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 8 декабря
технический профиль – профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: «Профессии, общие для всех отраслей экономики» (за исключением
профессий лаборант-аналитик, лаборант-эколог), «Металлообработка»,
«Производство часов и технических камней, ремонт часов», «Электротехническое
производство», «Производство изделий электронной техники», «Производство
радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи», «Производство медицинского
инструмента, приборов и оборудования», «Производство и ремонт летательных
аппаратов, двигателей и их оборудования», «Оптико-механическое производство»,
«Судостроение и ремонт», «Горнодобывающая промышленность», «Бурение скважин,
добыча нефти и газа», «Производство черных металлов»,
«Производство цветных металлов», «Химическое производство», «Производство
синтетических смол, пластических масс и
переработка», «Производство химических волокон», «Производство
стекловолокна, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них»,
«Производство и переработка резиновых смесей», «Переработка нефти и
нефтепродуктов», «Эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей»,
«Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», «Лесозаготовительные
работы», «Деревообрабатывающее производство», «Производство целлюлозы, бумаги и
картона», «Производство строительных материалов», «Производство стекла и стеклоизделий», «Производство керамических, фарфоровых и
фаянсовых изделий», «Реставрационные работы», «Транспорт», «Работы и профессии
рабочих связи», «Легкая промышленность»,
«Полиграфическое производство», «Общественное питание, торговля и производство
пищевой продукции» (за исключением профессий официант, бармен, повар, кондитер,
продавец, контролер-кассир), «Производство
художественных и ювелирных изделий», «Сфера обслуживания» (профессии:
аппаратчик химической чистки, киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту
газового оборудования), «Сельское хозяйство» (за исключением профессий мастер по лесному хозяйству, мастер растениеводства,
оленевод, охотник промысловый, пчеловод, рыбак прибрежного лова, рыбовод,
садовник), «Должности служащих» (профессия чертежник-конструктор);
естественнонаучный профиль – профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий
НПО: «Профессии, общие для всех отраслей экономики»
(лаборант-аналитик, лаборант-эколог), «Сельское хозяйство» (профессии: мастер
по лесному хозяйству, мастер растениеводства, оленевод, охотник промысловый,
пчеловод, рыбак прибрежного лова, рыбовод, садовник);
социально-экономический профиль – профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий
НПО: «Общественное питание, торговля и производство пищевой
продукции» (официант, бармен; повар, кондитер; продавец, контролер-кассир), «Сфера обслуживания» (за исключением профессий
аппаратчик химической чистки, киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту
газового оборудования), «Должности служащих» (за исключением профессии
чертежник-конструктор).
В образовательных учреждениях
СПО федеральный компонент среднего (полного) общего образования реализуется
учреждениями СПО в рабочем учебном плане в цикле «ОД.00 Общеобразовательные
дисциплины». В рабочем учебном плане общеобразовательные дисциплины могут быть представлены либо традиционным набором,
либо интегрированными курсами в зависимости от профиля получаемого
профессионального образования.
В рамках профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования предусмотрены
пять профилей: гуманитарный, педагогический,
социально-экономический, технический, естественнонаучный.
Специальности СПО, предусмотренные
Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным
приказом Минобрнауки
России от 12 апреля
гуманитарный
– группа
специальностей: 030500 Юриспруденция, 030900 Книжное дело, 032000
Документоведение, 032400 Реклама, 040100 Социальная работа, 071200
Библиотечно-информационные ресурсы; 070802 Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы, 071302
Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, 071505
Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности, 050301
Русский язык и литература, 050302 Родной язык и литература, 050303 Иностранный
язык);
социально-экономический
– группа
специальностей: 080000 Экономика и управление, 100000 Сфера обслуживания (за
исключением 100200 Туризм) и специальность 050501 Профессиональное обучение (по
отраслям), 050401 История);
технический
– группы
специальностей: 110000 Сельское и рыбное хозяйство (специальности 110301
Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация
сельского хозяйства), 120000 Геодезия и землеустройство, 130000 Геология,
разведка и разработка полезных ископаемых, 140000 Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника, 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, 160000 Авиационная и
ракетно-космическая техника, 180000 Морская техника, 190000 Транспортные
средства, 200000 Приборостроение и оптотехника,
210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 220000 Автоматика и управление,
230000 Информатика и вычислительная техника, 240000 Химическая и биотехнологии,
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (кроме специальности 250202 Лесное и
лесопарковое хозяйство, 250203 Садово-парковое и ландшафтное строительство),
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, 270000
Архитектура и строительство, специальности 070400 Светорежиссура,
050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 090100 Информационная
безопасность, 050201 Математика, 050202 Информатика, 050503 Технология;
естественнонаучный – группы специальностей: 020000 Естественные науки, 050100 Естественнонаучное образование, специальность 050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 060100 Здравоохранение, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением специальностей 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство, 250203 Лесное хозяйство и ландшафтное строительство, 280100 Безопасность жизнедеятельности, 280200 Защита окружающей среды, 280400 Природообустройство, 050103 География.