Одобрено Научно-методическим
советом
Центра начального, среднего,
высшего
и дополнительного
профессионального
образования ФГУ «ФИРО»
Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.
Разъяснения
по реализации федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное
обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ
начального профессионального или среднего профессионального образования,
формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального профессионального и среднего профессионального образования
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования реализуется в
пределах образовательных программ начального профессионального или среднего
профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального
образования (п. 2. ст. 20 Закона «Об
образовании» в ред. от 01.12.2007 г. №
309-ФЗ), в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от
09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов
Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889) и
«Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего
(полного) общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с
Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) (далее –
Рекомендации Минобрнауки России, 2007).
2. Образовательные учреждения
НПО/СПО, реализующие ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных
образовательных программ НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального
образования, соответствующий профиль обучения выбирают самостоятельно, руководствуясь
Рекомендациями Минобрнауки России, 2007, уточняя распределение профессий НПО и
специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования по
новым перечням профессий НПО (приказ
Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 354) и специальностей СПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. №
355) (см. Приложение 1 настоящих разъяснений).
3. Образовательные учреждения НПО при
разработке учебного плана основной
профессиональной образовательной программы НПО, формируя общеобразовательный
цикл, исходят из того, что в
соответствии с ФГОС НПО нормативный срок
освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии
начального профессионального образования при очной форме получения образования
для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего
(полного) общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) –
57 нед., промежуточная аттестация – 3 нед., каникулярное время – 13 нед.
Опираясь на опыт реализации образовательной программы среднего (полного)
общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы
НПО, возрастные и социально-психологические особенности обучающихся, образовательные
учреждения НПО учебное время, отведенное
на теоретическое обучение (2052 час.), вправе распределить следующим образом:
на изучение базовых и профильных учебных дисциплин
общеобразовательного цикла на основе
Рекомендаций Минобрнауки России, 2007. При этом на ОБЖ
отводится 70 часов (приказ Минобрнауки
России от 20.09.2008 г. № 241), на
физическую культуру – по три часа в неделю (приказ Минобрнауки России от
30.08.2010 г. № 889) (см. Приложение 2
настоящих разъяснений);
и на увеличение профессиональной составляющей основной
профессиональной образовательной программы НПО с целью повышения качества подготовки обучающихся по
профессии, формирования общих и
профессиональных компетенций.
Изучение общеобразовательных дисциплин
осуществляется рассредоточено одновременно
с освоением основной профессиональной образовательной программы НПО.
Умения и знания, полученные обучающимися при освоении
учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе
изучения по профессии дисциплин общепрофессионального цикла, а также отдельных дисциплин профессионального цикла основной
профессиональной образовательной программы НПО.
4. Образовательные учреждения СПО
при разработке учебного плана основной
профессиональной образовательной программы СПО, формируя общеобразовательный
цикл, исходят из того, что в соответствии с
ФГОС СПО нормативный срок освоения основной профессиональной
образовательной программы по специальности среднего профессионального
образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе
основного общего образования с получением среднего (полного) общего
образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) –
39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время – 11 нед.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучение
(1404 час.), образовательные учреждения СПО распределяют на изучение базовых и
профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла на основе Рекомендаций
Минобрнауки России, 2007. При этом на ОБЖ отводится 70 часов (приказ Минобрнауки России
от 20.09.2008 г. № 241), на физическую культуру – по три часа в неделю (приказ
Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889) (см. Приложение 3 настоящих разъяснений).
В первый год обучения студенты получают
общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению основной
профессиональной образовательной программы СПО.
Умения и знания, полученные студентами
при освоении учебных дисциплин
общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются на последующих
курсах обучения в процессе изучения
учебных дисциплин таких циклов основной профессиональной образовательной
программы СПО, как «Общий гуманитарный и
социально-экономический», «Математический и общий естественнонаучный», а также
отдельных дисциплин профессионального
цикла.
5. Образовательные учреждения НПО/СПО оценивают
качество освоения учебных дисциплин
общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной
программы НПО/СПО с получением среднего (полного) общего образования в процессе
текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль по дисциплинам общеобразовательного
цикла проводят в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую
учебную дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая
компьютерные технологии.
Промежуточную аттестацию проводят в форме
дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет
времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС
НПО/СПО.
Экзамены проводят по русскому языку, математике и
одной из профильных дисциплин общеобразовательного цикла, которая выбирается
обучающимся или образовательным учреждением. По русскому
языку и математике – в письменной форме,
по профильной дисциплине – в устной.
6. Образовательные учреждения НПО/СПО для реализации
требований ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных
образовательных программ НПО/СПО используют новые примерные общеобразовательные
программы для профессий НПО и специальностей
СПО, предусматривающие изучение как базовых, так и профильных учебных дисциплин.
Примерные программы учебных
общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО (русский
язык, литература, английский язык, математика, физика, химия, биология,
естествознание, обществознание, история, право, экономика, информатика и ИКТ,
география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),
мировая художественная культура (МХК)) одобрены и рекомендованы для
использования на практике в учреждениях НПО и СПО Департаментом государственной
политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
На основе примерных программ общеобразовательных
дисциплин образовательные учреждения НПО/СПО самостоятельно разрабатывают рабочие программы, уточняя при необходимости тематические
планы, разделы (темы) и их содержание.
В рабочих программах конкретизируют содержание
профильной составляющей учебного материала с учетом специфики конкретной профессии/специальности НПО/СПО, её
значимости для освоения основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО;
указывают лабораторно-практические работы, виды самостоятельных работ, формы и
методы текущего контроля учебных достижений
и промежуточной аттестации обучающихся,
рекомендуемые учебные пособия и др.
Структура рабочих программ может сохранять структуру
примерных программ по общеобразовательным дисциплинам для профессий НПО и
специальностей СПО.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1.
Примерное распределение профессий НПО и
специальностей СПО
по профилям получаемого
профессионального образования
Профессии НПО в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября
технический профиль – 100000 Сфера обслуживания (профессии: 100102.01 Киномеханик; 100107.01
Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик
химической чистки); 110000 Сельское и рыбное хозяйство (профессии: 110800.01 Мастер
сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04
Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка); 130000 Геология,
разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и
металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000
Морская техника; 190000 Транспортные
средства; 200000 Приборостроение и оптотехника;
210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и
управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 240000 Химическая и
биотехнологии (за исключением профессий:240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01
лаборант-аналитик); 250000 Воспроизводство и
переработка лесных ресурсов (за исключением профессий: 250101.01 Мастер
по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер
садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (за
исключением профессии 260807.01 Повар, кондитер);
270000 Архитектура и строительство; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство
и защита окружающей среды, 070000 Культура и искусство;
естественнонаучный профиль – 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением профессий: 110800.01 Мастер
сельскохозяйственного производства; 110800.02
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в
сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому
обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка); 240000 Химическая и
биотехнологии (профессии: 240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик);
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (профессии: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер
садово-паркового и ландшафтного строительства);
социально-экономический профиль – 030000 Гуманитарные науки; 040000
Социальные науки; 060000 Здравоохранение; 080000 Экономика и управление; 100000
Сфера обслуживания (за исключением
профессий: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту
газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки); 260000
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (профессия
260807.01 Повар, кондитер).
Специальности СПО, предусмотренные Перечнем специальностей среднего
профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28
сентября
технический – группы
специальностей: 090000 Информационная безопасность; 110000 Сельское и рыбное
хозяйство (110800 Агроинженерия);
120000 Геодезия и землеустройство; 130000 Геология, разведка и разработка
полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и
электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000
Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000
Транспортные средства; 200000
Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная
техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000
Информатика и вычислительная техника; 260000 Технология продовольственных
продуктов и потребительских товаров; 270000 Архитектура и строительство; 050000
Образование и педагогика (051000 Профессиональное
обучение (по отраслям);
естественнонаучный – группы специальностей: 020000 Естественные науки; 060000
Здравоохранение; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением 110800 Агроинженерия);
240000 Химическая и биотехнологии; 250000 Воспроизводство и переработка лесных
ресурсов; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство
и защита окружающей среды; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по
отраслям);
социально-экономический – группы
специальностей: 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (100100 Сервис, 100400 Туризм, 100700
Торговое дело, 100800 Товароведение, 101100 Гостиничное дело); 050000 Образование
и педагогика (051000 Профессиональное
обучение (по отраслям);
гуманитарный – группы специальностей: 030000
Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика (за исключением специальности 051000
Профессиональное обучение (по отраслям); 070000 Культура и искусство.
____________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Примерные объемные параметры реализации
федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования в
пределах основных профессиональных образовательных программ НПО
с учетом профиля получаемого профессионального образования
Учеб-ные дисциплины |
Индекс
0.00 |
Обязательная
учебная нагрузка с учетом профиля получаемого
профессионального образования в часах |
|||||
Технический
профиль |
Естественнонаучный
профиль |
Социально-экономический
профиль |
|||||
Федеральный компонент |
|||||||
Учебные
дисциплины |
Часы |
Учебные
дисциплины |
Часы |
Учебные
дисциплины |
Часы |
||
Базовые |
ОДБ.01 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
ОДБ.02 |
Литература |
195 |
Литература |
195 |
Литература |
195 |
|
ОДБ.03 |
Иностранный язык |
156 |
Иностранный язык |
156 |
Иностранный язык |
156 |
|
ОДБ.04 |
История |
117 |
История |
117 |
История |
117 |
|
ОДБ.05 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
156 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
156 |
Обществознание |
78 |
|
ОДБ.06 |
Химия |
78 |
|
|
|
|
|
ОДБ.07 |
Биология |
78 |
|
|
|
|
|
ОДБ.08 |
|
|
Математика |
273 |
|
|
|
ОДБ.09 |
|
|
|
|
Естествознание |
195 |
|
ОДБ.10 |
|
|
Информатика и ИКТ |
78 |
|
|
|
ОДБ.11 |
|
|
|
|
География |
39 |
|
ОДБ.12 |
Физическая культура |
171 |
Физическая культура |
171 |
Физическая культура |
171 |
|
ОДБ.13 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
|
|
|
Итого |
1099 |
Итого |
1294 |
Итого |
1099 |
Профильные |
ОДП.14 |
Математика |
295 |
|
|
Математика |
273 |
ОДП.15 |
Информатика и ИКТ |
90 |
|
|
Информатика и ИКТ |
90 |
|
ОДП.16 |
Физика |
172 |
Физика |
172 |
|
|
|
ОДП.17 |
|
|
|
|
Право |
100 |
|
ОДП.18 |
|
|
|
|
Экономика |
94 |
|
ОДП.19 |
|
|
Химия |
90 |
|
|
|
ОДП.20 |
|
|
Биология |
100 |
|
|
|
|
|
Итого |
557 |
Итого |
362 |
Итого |
557 |
|
|
Всего |
1656 |
|
1656 |
|
1656 |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Примерные
объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного
стандарта
среднего
(полного) общего образования в пределах основных профессиональных
образовательных программ СПО
с учетом профиля
получаемого профессионального образования
Учебные
дисциплины |
Индекс
0.00 |
Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля получаемого
профессионального образования в часах |
|||||||
Технический
профиль |
Естественнонаучный
профиль |
Социально-экономический профиль |
Гуманитарный профиль |
||||||
Федеральный компонент |
|||||||||
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
||
Базовые |
ОДБ.01 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
|
|
ОДБ.02 |
Литература |
117 |
Литература |
117 |
Литература |
117 |
|
|
|
ОДБ.03 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
117 |
|
ОДБ.04 |
История |
117 |
История |
117 |
История |
117 |
|
|
|
ОДБ.05 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
117 |
Обществознание
(вкл. экономику и право |
117 |
Обществознание |
78 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
117 |
|
ОДБ.06 |
|
|
Математика |
173 |
|
|
Математика |
117 |
|
ОДБ.07 |
|
|
Информатика и ИКТ |
78 |
|
|
Информатика и ИКТ |
78 |
|
ОДБ.08 |
Химия |
78 |
|
|
|
|
|
|
|
ОДБ.09 |
Биология |
78 |
|
|
|
|
|
|
|
ОДБ.10 |
|
|
|
|
География |
39 |
География |
78 |
|
ОДБ.11 |
|
|
|
|
Естествознание |
117 |
Естествознание |
117 |
|
ОДБ.12 |
|
|
|
|
|
|
Искусство (МХК) |
78 |
|
ОДБ.13 |
Физическая культура |
117 |
Физическая культура |
117 |
Физическая культура |
117 |
Физическая культура |
117 |
|
ОДБ.14 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
|
|
Итого |
850 |
Итого |
945 |
Итого |
811 |
Итого |
889 |
|
Профильные |
ОДП.15 |
Математика |
290 |
|
|
Математика |
290 |
|
|
ОДП.16 |
Информатика и ИКТ |
95 |
|
|
Информатика и ИКТ |
95 |
|
|
|
ОДП.17 |
Физика |
169 |
Физика |
156 |
|
|
|
|
|
ОДП.18 |
|
|
Химия |
156 |
|
|
|
|
|
ОДП.19 |
|
|
Биология |
147 |
|
|
|
|
|
ОДП.20 |
|
|
|
|
Экономика |
100 |
|
|
|
ОДП.21 |
|
|
|
|
Право |
108 |
|
|
|
ОДП.22 |
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
117 |
|
ОДП.23 |
|
|
|
|
|
|
Литература |
234 |
|
ОДП.24 |
|
|
|
|
|
|
История |
164 |
|
|
Итого |
554 |
Итого |
459 |
Итого |
593 |
Итого |
515 |
|
|
ВСЕГО |
1404 |
ВСЕГО |
1404 |
ВСЕГО |
1404 |
ВСЕГО |
1404 |