МИнистерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

государственное БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«институт развития образования»

(Гбоу дпо со ИРО)

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО модуля

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Разработка и экспертиза основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения (ОПОП ОУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2010


 

Организация-разработчик: ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» (ИРО)

 

 

Разработчики:

Корчак Татьяна Андреевна, к.п.н., доцент кафедры профессионального образования ГБОУ ДПО СО «ИРО»

 

© ГБОУ ДПО СО ИРО


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

1. Паспорт программы профессионального модуля

 

2. Тематический план и содержание профессионального модуля

 

3. Условия реализации программы профессионального модуля

 

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

 

 


1. Паспорт программы профессионального модуля «Разработка и экспертиза основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения (ОПОП ОУ)»

 

1. 1. Область применения программы

Настоящая программа предназначена для повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ НПО и СПО Свердловской области.

Программа также может быть использована при разработке базовой и вариативной части основных профессиональных образовательных программ подготовки преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования.

 

1. 2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

Программа направлена на освоение следующих профессиональных компетенций:

ПК 1. Разрабатывать профессиональные образовательные программы по профессиям НПО и специальностям СПО на основе ФГОС.

ПК 2. Проводить техническую и содержательную экспертизу программ профессионального образования.

Обучающийся в результате освоения программы профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

·                   разработки проектов примерных программ профессиональных модулей (далее – ПМ) и учебных дисциплин (далее – УД) (в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО);

·                   проведения технической и содержательной экспертизы проектов программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО

уметь:

·                   формулировать показатели контроля и оценки результатов освоения программы профессионального модуля и учебной дисциплины;

·                   определять дидактически обоснованные объемы времени на освоение содержания профессиональных модулей в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

·                   формировать содержание ПМ и УД в соответствии с результатами их освоения;

·                   определять стоимость экспертизы ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО;

·                   проводить техническую экспертизу программ профессионального модуля, учебной дисциплины, ОПОП НПО/СПО;

·                   проводить содержательную экспертизу программ профессионального модуля, учебной дисциплины, ОПОП НПО/СПО;

·                   анализировать и интерпретировать нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения, возникающие в процессе экспертизы проектов примерных программ как объектов интеллектуальной собственности.

знать:

·                   особенности структуры и правила заполнения макетов программ ПМ и УД;

·                   особенности структуры и условия разработки примерных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО;

·                   основные принципы и алгоритм разработки ОПОП образовательного учреждения;

·                   правила расчета учебной нагрузки при составлении базисного учебного плана (далее – БУП) и учебного плана (далее – УП) ОПОП ОУ;

·                   нормативную правовую базу, определяющую проведение экспертизы;

·                   схему организации процедуры экспертизы основной профессиональной образовательной программы по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования;

·                   показатели и критерии технической и содержательной экспертизы;

·                   методику определения стоимости экспертизы основной профессиональной образовательной программы по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования.

 

1.3. Форма обучения – очная.

Режим занятий – с отрывом от работы, концентрированно, с применением дистанционных образовательных технологий.

 

1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля и виды учебной работы

Всего учебной нагрузки по модулю – 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в т. ч.: практических занятий – 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 48 часов, в т. ч.: консультации при выполнении самостоятельной работы – 8 часов;

практика по модулю не предусмотрена.

 

1.5. Итоговая аттестация по модулю в форме зачета, предполагающего компьютерное тестирование по результатам освоения программы и на основании положительных результатов экспертизы следующих материалов, разработанных обучающимися:

1)      проекты программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО;

2)     техническая и содержательная экспертиза проектов программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО.

 

1.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров: преподаватели должны иметь опыт разработки профессиональных образовательных программ на основе нового поколения ФГОС НПО, СПО и ВПО и/или быть сертифицированы в качестве разработчиков профессиональных образовательных программ.

 

1.7. Форма документа по результатам освоения программы модуля – свидетельство о повышении квалификации.

 


2. Тематический план и содержание модуля

2.1. Тематический план модуля

Соответствующие компетенции

Номер и наименование разделов профессионального модуля

Обязательная аудиторная учебной нагрузки

Самостоятельная работа обучающегося

Практика

всего

в т.ч. лабораторных и практических занятий

всего

в т.ч. консультации при выполнении самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6

7

ПК 1

Раздел 1. Разработка проектов модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО.

 

48

32

36

6

-

ПК 1

ПК 2

Раздел 2. Экспертиза и доработка модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

24

22

12

2

-

Всего:

72

54

48

8

-

 

2.2. Содержание профессионального модуля

Наименование разделов модуля и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Разработка проектов модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Тема 1.1. Концептуальные основы разработки и внедрения нового поколения ФГОС СПО и НПО

Содержание

4

 

3

Терминологическое поле нового поколения ФГОС НПО и СПО

1

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП): особенности структуры и условия разработки

1

3

Функциональный анализ профессиональной деятельности как основа обновления программ ОУ

2

3

Практические занятия

4

 

1.

Определение видов профессиональной деятельности и компетенций, актуальных для освоения в модульных профессиональных образовательных программах по профессиям НПО и специальностям СПО

2

2.

Сравнительная характеристика профессионального модуля и модуля дисциплины (дисциплин)

2

Тема 1.2. Структура и логика разработки программ ПМ и УД (в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО)

Содержание

7

Алгоритм разработки проектов примерных программ ПМ и УД (в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО)

1

2

Результаты освоения программ ПМ и УД

1

3

Контроль и оценка результатов освоения программ ПМ и УД

1

3

Структура и примерное содержание программ ПМ и УД

1

3

Условия реализации программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

1

2

Назначение и содержание паспорта программы модуля в составе ОПОП НПО/СПО.

1

2

Назначение и содержание паспорта модульной профессиональной образовательной программы НПО/СПО

1

2

Практические занятия

22

 

3.

Определение и формулировка требований к результатам освоения программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

4

4.

Выбор показателей контроля и оценки результатов освоения программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

4

5.

Формирование содержания ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО на основе требований к результатам их освоения

6

6.

Определение условий реализации программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

4

7.

Заполнение паспорта программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

4

Тема 1.3. Формирование модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Содержание

5

 

Рассмотрение структуры и определение логики разработки основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

1

2

Особенности примерных и рабочих программ.

1

2

Требования к БУПу: формула практикоориентированности.

1

3

Расчет учебной нагрузки в БУП и УП ОПОП ОУ.

1

2

Варианты организации процесса реализации модульных профессиональных образовательных программ НПО/СПО

1

2

Практические занятия

6

 

8.

Составление учебного плана модульной профессиональной образовательной программы НПО/СПО

2

9.

Заполнение паспорта модульной профессиональной образовательной программы НПО/СПО

2

10.

Сравнение организационных моделей реализации модульных профессиональных образовательных программ НПО/СПО

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 модуля, в т.ч.:

Разработка проектов примерных программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО (ОУ):

- заполнение элементов паспорта программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО;

- определение результатов освоения ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО, показателей, форм и методов их контроля и оценки;

- определение структуры и примерного содержания ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО;

- определение условий реализации программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

36

 

консультации при выполнении самостоятельной работы

6

 

Раздел 2. Экспертиза и доработка модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Тема 2.1. Экспертиза программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

Содержание

0,5

 

1

Примерная профессиональная образовательная программа как предмет авторского права.

 

Общая схема организации экспертизы программ.

 

2

Структура и содержание регламента проведения экспертизы примерных профессиональных образовательных программ.

 

1

Типы экспертизы (техническая и содержательная)

 

2

Практические занятия

6

 

11.

Техническая экспертиза проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

2

12.

Содержательная экспертиза проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

2

13.

Составление рекомендаций по доработке проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО: обнаруженные недостатки, возможные варианты их устранения

2

Тема 1.2. Методика определения стоимости экспертизы профессиональных образовательных программ по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования

Содержание

1

Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в процессе экспертизы проектов программ как объектов интеллектуальной собственности.

 

1

Анализ и интерпретация договоров, регламентирующих правоотношения авторов проектов программ с другими лицами и организациями.

 

1

Методика определения стоимости экспертизы профессиональных образовательных программ по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования

 

2

Практические занятия

6

 

14.

Определение стоимости экспертизы примерных программ ПМ НПО/СПО

2

 

15.

Определение стоимости экспертизы примерных программ УД НПО/СПО

2

16.

Определение стоимости эксперизы примерных ОПОП НПО/СПО

2

Тема 1.3. Доработка модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Содержание

0,5

 

Возможности применения результатов экспертизы для доработки проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

 

3

Порядок доработки проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

 

3

Практические занятия

10

 

17.

Внесение изменений в проект программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО по результатам экспертизы

10

Самостоятельная работа при изучении раздела 2 модуля, в т.ч.:

Проведение технической и содержательной экспертизы примерных программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО .

Возможности применения результатов экспертизы для доработки проектов профессиональных образовательных программ.

Перекрестная экспертиза проектов программ, разработанных в рамках освоения 1 раздела модуля.

12

 

консультации при выполнении самостоятельной работы

2

 

Практика

-

 

Всего учебной нагрузки по модулю

120

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 


3. Условия реализации программы профессионального модуля

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессионального модуля требует наличия учебного кабинета.

 

Оборудование учебного кабинета:

-                   рабочие места по количеству обучающихся;

-                   рабочее место преподавателя;

-                   доска для записей.

 

Технические средства обучения:

-                   персональные компьютеры;

-                   мультимедиа-проектор с экраном;

-                   копировальная техника.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

2.     Макеты программ профессиональных модулей и учебных дисциплин:

3.     Приказ от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. № 15083)

4.     Приказ от 28 сентября 2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 27 октября 2009 г. № 15123)

5. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования.

6.     Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009г.)

7.     Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.)

8. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

9.     Федеральный закон ФЗ №260 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (принят Государственной Думой 21 октября 2009 года; одобрен Советом Федерации 30 октября 2009 года)

 

Дополнительные источники

Классификаторы социально-экономической информации

1.     Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС).

2.     Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР, ОК 016–94).

3.     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029–2001).

4.     Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ, ОК 010–93).

 

Портал ФГУ ФИРО [Электронный ресурс]:

-                   Программы дополнительного профессионального образования. – Код доступа: http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/programmy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya/

-                   Подготовка разработчиков и экспертов программ профессионального образования. Код доступа: http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/povyshenie-kvalifikacii-razrabotchikov-programm-ekspertov-i-prepodavatelej/

 

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Реализация программы подразумевает практикоориентированную подготовку в комбинированном аудиторно-дистанционном режиме с индивидуальным зачетом на основе оценивания итоговых работ обучающихся.

Перед началом занятий обучающиеся должны собрать пакет документов (предпочтительно в электронном формате), необходимых для обучения, включая:

·        обязательно – тексты программ дисциплин и практик, разработанных на основе ГОС-2; тексты ФГОС по профессии/специальности планируемых к разработке программ (предпочтительно – утвержденные Минюстом, в случае их отсутствия – проекты);

·        возможно – проекты программ на основе ФГОС нового поколения;

·        желательно – ноутбуки (для организации индивидуальной работы в аудиториях и возможности выполнения домашних заданий).

Организаторы занятий должны предоставить:

·        аудитории для лекционных занятий;

·        аудитории для практических занятий (желательно – оснащенные компьютерами с выходом в Интернет);

·       правила расчета учебных планов (в т.ч. формулу практикориентированности);

·        утвержденные макеты примерных программ, профессионального модуля и учебной дисциплины;

·        образцы примерной программы профмодуля и примерной программы учебной дисциплины;

·        образцы БУПов;

·        бланки (формы) для технической и содержательной экспертизы;

·        справочные материалы в электронном виде.

 

Обязательные аудиторные занятия проводятся с группой (оптимальное количество обучающихся 25-30 чел.). Практические занятия проводятся с делением обучающихся на мини-группы (2-5 чел.) или индивидуально. Групповые консультации проходят при непосредственном общении преподавателя и обучающихся в ходе обучения, а индивидуальные организуются дистанционно с использованием технических средств обучения. Предпочтение следует отдавать электронной почте, что позволяет сохранять все присланные материалы и тексты вопросов и ответов), а также технологиям голосового общения (телефон, Скайп и т. д.), позволяющим обучающимся получать консультации в реальном времени.

 

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров: преподаватели должны иметь опыт разработки профессиональных образовательных программ на основе нового поколения ФГОС НПО и СПО и/или быть сертифицированы в качестве разработчиков профессиональных образовательных программ.

 

3.5. Итоговая аттестация по модулю в форме зачета. Основанием для зачета являются положительные результаты компьютерного тестирования по итогам освоения программы и экспертизы аттестационных материалов, разработанных обучающимися:

3)      проекты программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО;

4)     техническая и содержательная экспертиза проектов программ ПМ, УД, ОПОП НПО/СПО.

 

3.6. Форма документа по результатам освоения программы модуля – свидетельство о повышении квалификации.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Результаты (освоенные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Разрабатывать проекты модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Соответствие содержания программ ПМ и УД требованиям ФГОС НПО/СПО

Обоснованность отбора содержания программ вариативных ПМ и УД в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Анализ проекта программы ПМ и УД в составе профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Составление рекомендаций по доработке проектов программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО: обнаруженные недостатки, возможные варианты их устранения

Внесение изменений в проект программ ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО по результатам экспертизы

Экспертное оценивание проекта программы после доработки

Проводить техническую и содержательную экспертизу и доработку модульных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО

Соответствие экспертных заключений реальным характеристикам программы ПМ, УД и ОПОП НПО/СПО

Анализ заключений технической и содержательной экспертизы