Вальдорфская педагогика – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на
антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия
телесных, душевных и духовных факторов (Российская…, 1993-1996, Т. 2).
Методологические и
дидактико-методические основы вальдорфской педагогики
разработаны Р. Штейнером. Применяется она в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в
Задача вальдорфской
педагогики определяется как воспитание духовно свободной личности,
способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к
консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов
поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу. Сторонники вальдорфской педагогики видят в ней не систематическую и
нормативную научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в
человек природные задатки. В основе этого искусства многосторонняя разработка
Штейнером эстетических идей И.В. Гете и Ф. Шиллера, которые он в своей
гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемых в категориях
бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов
природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия
выдвигается в ряд основных принципов педагогической деятельности и сопрягается
с "мужеством к истине" и чувством душевной ответственности.
Главное действующее лицо в вальдорфской
педагогике – классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей
учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения
(наполняемость класса - около 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и
преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает в
интересах воспитания тесное взаимодействие между учителями и учащимися, между
школой и родителями. Учитель не работает по жесткому графику: необходимый план
должен быть "прочитан" непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-методические подходы
Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе. Развитие
человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований,
протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона. Его
действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает
подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы –
главная цель вальдорфской педагогики.
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека
на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления,
чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти
метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на
волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате
правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их
осуществления - "сначала художественное, затем из него
интеллектуальное". Поэтому в вальдорфских
учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое
ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на
подготовку к профессионально художественной деятельности. Искусство
рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной
находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет,
до 12 лет, до выпуска. Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным
использованием различных образных форм, которые применяются и на старших
ступенях. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4
недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы
в его преподавании подобным образом изучается другой предмет. Учебники как
таковые не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно
оформляемых тетрадях "по эпохам". Значительное внимание уделяется
трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки
овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального
труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Не исключается и собственно
профессиональная подготовка. Оценки не выставляются. По окончании учебного года
классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику
каждого учащегося (общим для педагогов является критическое отношение к любым
формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены
итоговые после 9-го класса и выпускные (в присутствии государственного
школьного инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих
инстанций, управляются педагогическим советом. Пост директора школы
отсутствует. Общие вопросы организации воспитательного процесса и другие
решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
(http://www.redline.ru/education/valdorfru.html; сервер по вальдорфской
педагогике), (http://www.steinerwaldorf.org.uk/ - сервер Ассоциации вальдорфских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship)).