Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса
Для
правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса
педагогу профессионального обучения необходимо умение планировать и анализировать
собственную деятельность и работу своих коллег. Это касается уже проведенных (проводимых в данный
момент) занятий и тех, которые разрабатываются. Постоянный анализ необходим для
совершенствования педагогического мастерства, возможности выявить ошибки и предвидеть результаты
своих действий. Потребность в самосовершенствовании — одно из основных условий эффективности работы учителя. Выработав у себя привычку к постоянному,
каждодневному психологическому осмыслению собственного труда, молодой педагог сформирует фундамент для достижения
необходимого уровня профессионализма.
Ученые и
практики системы образования разработали и предложили несколько схем, характеризующих
урок с различных сторон, с разных точек зрения. Мы считаем, что при
определенном различии анализ урока по ним включает общие моменты: формулировку и обоснование
целей и задач урока, предварительный анализ содержания учебного материала и
организации урока, описание и анализ хода самого урока, подведение итогов. Для
анализа занятий
нам представляется приемлемой схема Г. Ю. Пенкновича и В.П.Тигрова.
Наиболее полно освещены вопросы системного подхода к анализу урока Ю.А. Конаржевским. Приведем примерные схемы анализа урока/занятия.
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема:
по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его
эффективность и качество?
Анализ и
самоанализ урока должен быть направлен на
сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих
целей с достигнутыми результатами. Цель
анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности
учителя и обучающихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным
результатам. Основной же задачей при
этом является поиск резервов повышения эффективности работы
педагога и обучающихся. Но эффективность
обучения в конечном счете определяется не тем, что
хотел дать педагог, а тем, что получили обучающиеся во время урока.
Различают следующие типы анализа урока:
· краткий
(оценочный) анализ – общая оценка учебно-воспитательной функции урока,
характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и
дающая оценку их реализации;
· структурный (поэтапный) анализ – это выявление и
оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразности,
обеспечивающей развитие познавательных способностей обучающихся;
· системный анализ – это рассмотрение
урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и
одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН
обучающихся, усвоения ими способов учения;
· полный анализ – это система
аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды
учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности,
развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности
урока;
· структурно-временной анализ – это оценка
использования времени урока по каждому его этапу;
· комбинированный анализ – это оценка
(одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
· психологический анализ – это изучение
выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной
деятельности развивающего типа);
· дидактический анализ – это анализ основных
дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и
средств обучения, дидактическая обработка учебного материала урока, педагога,
руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);
· аспектный анализ – это детальная
оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с
результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов анализа: реализация
триединой задачи урока; использование развивающих методов на уроке; изучение
способов активизации познавательной деятельности обучающихся; формирование общеучебных умений и навыков обучающихся; проверка и оценка
ЗУН обучающихся; организация проблемного обучения на уроке.
§
комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и
других основ урока (чаще всего системы уроков).
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
1. дидактический,
2. психологический,
3. методический,
4. организационный,
5. воспитательный и т.д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие
многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие
основные положения.
1. Учебное заведение, группа,
предмет, фамилия педагога, количество обучающихся по
списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока; образовательные,
развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока:
· готовность учителя к уроку – наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
· подготовленность обучающихся – дежурные, наличие
тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
· подготовленность классного
помещения – чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4. Организационная структура
урока:
· мобилизующее начало урока;
· последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
· насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
5. Анализ
содержания учебного материала урока:
· обоснование учителем избранной последовательности
реализации учебного материала на уроке;
· соответствие программе и уровню знаний обучающихся по
предмету;
· соотношение практического и теоретического материала;
· связь с жизнью и практикой и т.д.
6.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
· цель урока и соответствие плана и конспекта урока
поставленной цели;
· обоснование выбора методов обучения;
· пути реализации дидактических принципов в обучении;
· индивидуализация и дифференциация в обучении;
· взаимосвязь образовательных, развивающих и
воспитательных аспектов урока.
7.
Деятельность педагога:
· научность и доступность изложения новых знаний;
· использование
педагогом опыта лучших педагогов и рекомендаций методической науки;
· организация закрепления учебного материала;
· организация самостоятельной работы обучающихся;
· проверка и оценка знаний и умений обучающихся;
· вопросы педагога
и требования к ответам обучающихся;
· отношение учителя к сознательному усвоению обучающимися учебного материала;
· задание на дом и проявленное педагогом внимание к
нему;
· пути достижения порядка и сознательной дисциплины обучающихся;
· эффективность использования наглядных пособий,
технических средств обучения;
· контакт педагога с группой и т.д.
8.
Деятельность обучающихся:
· подготовка рабочего места;
· поведение обучающихся на
уроке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с
одного вида работы на другой и т.д.;
· интенсивность и качество самостоятельной работы обучающихся;
· состояние их
устной и письменной речи;
· знание обучающимися теории, умение применять полученные знания;
· отношение обучающихся к педагогу;
· степень и характер участия коллектива в целом и отдельных обучающихся в работе на уроке и т.д.
9. Выводы:
· выполнение плана
урока;
· достижение целей урока;
· особенно интересное на уроке;
· что произвело на
уроке наибольшее впечатление;
· какие изменения целесообразно внести при повторном
проведении урока на эту же тему;
· оценка урока.
Схема
анализа урока (второй вариант)
1. Общие сведения: дата, группа, ОУ, фамилия, имя,
отчество педагога. Тема учебной программы, тема урока.
2. Соблюдение техники безопасности и
санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и
длительность. Сочетание самоуправления и управления педагогом. Индивидуальная,
парная, групповая и совместная работа группы. Этапы повторения и закрепление
материала, способы.
4. Цели, которые намечал педагог на урок, их
достижение.
5. Сравнение содержания урока с материалом учебника.
6. Оценка содержания урока с точки зрения обще
дидактических принципов:
· научность – учет новейших достижений в информатике на уроке
(понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности
алгоритмов и т.п.);
· наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения
алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
· последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие
пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
· связь с
практикой – прикладные задачи,
ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
7. Методы деятельности педагога на уроке. Привлечение
обучающихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в
начале урока (или до него). Свобода педагога во владении материалом. Момент
ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация
обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных обучающихся для помощи слабым и т.д. Приемы педагога для активизации внимания,
действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
8. Методы формирования и закрепления интереса к
материалу. Стимулирование мыслительной деятельности обучающихся.
Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу
урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
9. Работа обучающихся на
уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла
действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня
подготовленности группы, выделение уровней усвоения.
Эффективность обучения – насыщенность учебного
времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС.
Взаимоотношения педагога и обучающихся: авторитарные,
либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность обучающихся на уроке – отношение к вычислительной технике, соблюдение
техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать
знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
10. Обратная связь. Система контроля знаний у данного
педагога. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие
программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем.
Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного педагога (известны ли они обучающимся?). Возможность автоматизации такой системы
контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте»
время).
11. Воспитательный эффект урока. Черты характера и
особенности личности педагога, которые могут служить ориентиром для обучающихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные
Вами.
12. Выводы.
Анализ
посещенного урока (вариант 3)
ФИО педагога
|
«+» |
«–»
|
Примечание |
|
Основные
компоненты урока |
1
Организация урока. 2
Постановка цели. 3
Выделение главного на уроке. 4
Своевременный контроль. Активная
занятость обучающихся. Самостоятельная
работа. Практическая
работа. Четкая
структура урока. Плотность
урока. Результативность. Уровень
обучения. |
|
|
|
Формы
и методы работы |
1
Проблемно-поисковые. 2
Словесно-наглядные. 3
Новые формы и методы. Индивидуальный
дифференцированный подход. Использование
ТСО. |
|
|
|
Личность |
1
Умение владеть группой. 2
Личная культура. 3
Педагогический такт. 4
Эрудиция. 5
Взаимоотношения с обучающимися. |
|
|
|
Как
вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства педагога в
целом? (Нужное подчеркните) (Очень
высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий) |
|
|
|
С помощью приведенной общей схемы
возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях,
так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей
схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные
цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место
данного урока в теме, разделе, курсе?
3. Как учитывались возможности обучающихся
при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная
структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. На каком материале или этапе урока делается главный
акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их
сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к
обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля
знаний обучающихся?
10. За счет чего
обеспечивалась работоспособность обучающихся в
течение всего урока?
11. Каким образом предупреждались перегрузки обучающихся?
Анализ занятия (вариант 4):
Училище__________________Группа_____________ Дата_________________
Ф.И.О. преподавателя
(мастера)_______________________________________
Тема занятия______________________________________________________
Цели урока________________________________________________________
Этапы занятия Наименование |
За чем следует наблюдать |
Запись наблюдений |
1. Организационно-подготовительная часть Подготовка
к началу работы. Проверка пройденного материала (контроль выполнения домашнего задания) |
Как проведен организационный момент? Готовность педагога к занятиям, рабочее место, пособия, заготовки и инструменты, план-конспект. Проверка подготовки обучающихся
к уроку: наличие рабочей одежды, конспектов, настроение; охват
вопросами по пройденному материалу; характеристика ответов обучающихся. |
|
2. Вводный инструктаж Объяснение материала
предстоящей работы Вводный инструктаж (продолжение
анализа) 3. Самостоятельная работа обучающихся 4. Организационно-заключительная часть Заключительный инструктаж Уборка рабочих мест 5. Общие замечания по уроку и его оценка |
Как осуществлен переход к этому этапу урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим); названы ли тема и цели занятия;
какое участие отведено аудитории; методика изложения нового материала; использование наглядных пособий и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения); межпредметые связи; уровень технической грамотности изложения (доступность, логика, убедительность, научность); проблемность обучения; профориентационная направленность изложения; восприятие материала обучающимися,
их психологический настрой (доброжелательность, спокойствие, живой интерес, нервозность,
напряженность); поведение
мастера при изложении нового
материала (внешний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала и т. п.). Характеристика задания; вызван ли интерес обучающихся к
выполнению задания;
соответствие задания изучаемой теме по программе; технологичность инструктажа (следование логике при объяснении приемов работы, технических устройств и т.п.); наглядность и доступность инструктажа (практический показ приемов и операций); уделено ли внимание соблюдению правил техники безопасности; время, затраченное на этот этап. Организация работы обучающихся (формы); производственная культура обучающихся и роль педагога в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.); соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности; основные затруднения в работе и их решение; проведение текущего инструктажа, его своевременность; организация контроля над практической работой учеников,
обучение их само- и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников; время, затраченное на этот этап. Полнота и глубина подведения итогов занятия, дана ли общая оценка; обсуждались ли типичные ошибки обучающихся; проявлен ли педагогический такт при оценке работ (особенно — слабых); время, затраченное на заключительный инструктаж; кто убирает, что и чем; степень самоуправления; сложился ли порядок уборки; есть ли элемент соревнования за чистоту рабочего места; время, затраченное на уборку. Достигнута ли цель урока; из каких этапов состоял урок; переход от этапа к этапу; целесообразность
затраченного времени на каждый этап; выполнение плана урока; оценка урока; другие замечания, рекомендации. |
|
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности
При
наблюдении за опросом обучающихся можно рекомендовать
обратить внимание на такие моменты:
1. в какой форме был организован опрос
(в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
2. оценка рациональности избранной формы опроса,
3. правильно ли было определено место опроса среди других
этапов урока,
4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в
ходе этого урока,
5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой
теме, проверка знаний, проверка умений),
6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
7. стремился ли педагог обеспечить обучающий характер
опроса,
8. активное участие в нем всех учеников,
9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались
ли к этому ученики,
10. насколько объективно были выставлены и убедительно
аргументированы оценки,
11. как обращалось внимание на усвоение главного,
12. на логичность плана ответа,
13. на прочность знаний и умение их применять на практике.
При
наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на
следующее:
1. были ли поставлены перед
обучающимися основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и
четко,
2. доступность изложения учебного материала,
3. выделялось ли в нем главное, существенное и
концентрировалось ли на нем внимание обучающихся,
4. оптимальным ли был темп изучения нового,
5. проверялась ли степень понимания обучающимися
нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала
необходимо обратить внимание на то, что
1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение
главного в данной теме,
2. оказывалась ли дифференцированная помощь обучающимся
во время выполнения заданий,
3. дополнительные задания для наиболее подготовленных
обучающихся,
4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы
их устранения.
При
сообщении домашнего задания обратить внимание
1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за
то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
2. прокомментировано ли
домашнее задание,
3. требования к оформлению,
4. дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты,
которые проявляются в полученных обучающимися знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ
проведенного урока (вариант1)
№ |
Вопросы для итогового анализа |
Оценка оптимальности действия педагога |
1 |
Как
были спланированы и поставлены перед обучающимися
задачи урока? |
Оптимально,
не оптимально, улучшить планирование таких-то задач |
2 |
Как
можно оценить избранную педагогом структуру основных элементов урока и время,
выделенное на каждый из них? |
|
3 |
Как
можно оценить избранное содержание урока? |
|
4 |
Можно
ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности группы и возможностей
педагога) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля: ·
при опросе ·
при изучении
нового материала ·
при закреплении при
обобщении изученного |
|
5 |
Насколько
удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации
учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным обучающимся? |
|
6 |
Рационально
ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.? |
|
7 |
Творческое
применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на
уроке: ·
составление
опорных схем, конспектов; ·
использование
обучающих программ; составление
заданий и задач с развивающим содержанием; |
|
8 |
Как
можно оценить стиль общения педагога с обучающимися
на уроке, соблюдение педагогического такта? |
|
9 |
Соблюдались
ли на уроке необходимые гигиенические
условия, применялись ли способы поддержания работоспособности обучающихся? |
|
10 |
Насколько
успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития обучающихся? |
|
11 |
Правильно
ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж? |
|
Примерная
схема записи урока:
1.
ОУ, группа,
предмет, педагог, дата.
2.
Тема урока.
3.
Цель уроков и его
задачи (узнать у педагога до начала урока).
4.
Этапы урока.
Подробная запись деятельности педагога и обучающихся
на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.
Схема
самоанализа урока / занятия (вариант 2):
Группа:_________________________________________________________
Тема
урока / занятия:______________________________________________
Тип
урока / занятия и его структура:_________________________________
Вопросы
для самоанализа:
1. Место данного урока / занятия в теме? Как этот урок /
занятие связан с предыдущим, как этот урок / занятие «работает» на последующие
уроки / занятия?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы
(количество слабоуспевающих, сильных обучающихся).
Какие особенности обучающихся были учтены при планировании
урока / занятия?
3. Какова триединая дидактическая цель урока / занятия
(его обучающий, развивающий, воспитательные компоненты), дать оценку успешности
в достижении ТДЦ урока / занятия, обосновать показатели реальности урока /
занятия.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в
соответствии с целью урока / занятия.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на
все этапы урока / занятия? Логичны ли «связки» между этими этапами?
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий
в соответствии с целями урока / занятия.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и
навыков обучающихся? На каких этапах урока / занятия? С помощью, каких форм и
методов осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
8. Каковы психологическая атмосфера на уроке / занятии и
коммуникативное взаимодействие обучающихся и педагога?
9. Как Вы оцениваете результаты урока / занятия? Удалось ли
реализовать все поставленные задачи урока / занятия? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Оценка эффективности урока
1. Оценка эффективности организационной деятельности
преподавателя на уроке производится с позиции рациональности распределения и
использования времени урока, с позиции степени реализации основных
психолого-педагогических требований в ходе всего урока.
2. Оценка личностных качеств педагога осуществляется с
позиции его умения создать благоприятный психологический климат на уроке, а
также с учетом степени его заинтересованности, доброжелательности,
предъявляемой к деятельности студентов на уроке.
3. Оценка эффективности обучающей деятельности педагога
на уроке осуществляется с позиции степени реализации основных принципов
обучения, а также с позиции оптимального выбора и степени достижения главной
дидактической цели урока.
4. Оценка эффективности воспитательной деятельности
педагога в ходе урока осуществляется с позиции степени
реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью.
5. Оценка эффективности учебно-познавательной
деятельности обучающихся на уроке осуществляется с позиции степени активности и
заинтересованности обучающихся в учебно-познавательной
деятельности на уроке, а также с позиции степени реализации принципа развивающего
обучения.
Примечание:
·
Основные выводы и
рекомендации при анализе и оценке эффективности современного урока делаются по
этим главным пяти направлениям на основании «фотографии» урока, которую каждый проверяющий выполняет в
привычной и удобной для него форме.
·
Данные пять
направлений при оценке эффективности урока отвечают условию оптимальности
(условию необходимости и достаточности).
·
При оценке
эффективности современного урока главным является анализ причин недостаточного
выполнения (или слабого выполнения) научно обоснованных
психолого-педагогических требований как к учебно-воспитательной деятельности
преподавателя, так и к учебно-познавательной деятельности обучающихся,
известных им до момента планирования и проведения урока.