Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства,
поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности
(общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать
от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего,
предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения
педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя,
средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога,
без педагога (Зюбин Л.М., 1991) (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html).
Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым
скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать
отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, –
трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания (Поляков
С.Д., 1996).
До сих пор наиболее распространенным классификатором
методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи
содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см.
табл.). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на
практике.
Другая классификация методов построена на основе
простейшей структуры личности:
1.
методы
формирования сознания;
2.
методы
формирования поведения;
3.
методы
формирования чувств и отношений.
Это тоже широко распространенная классификация.
1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать
информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание –
это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов
центральное место занимает метод убеждений
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-sozn.html).
Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание
школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни,
формирования взглядов. Он является
ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов,
которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не
были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний (Павлова Л.Г., 1991)
Самоутверждение и самовыражение личности школьника
происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений,
понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек
не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в
суждениях (Курганов С.Ю., 1989).
Одним из основных противоречий, которые разрешаются в
процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями
школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его
сознание извне организованная система воспитания.
2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек – субъект
деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не
только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение,
приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.
Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности
учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более
подробно остановимся на методе упражнений.
Метод упражнений – это метод управления деятельностью школьников при
помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные
поручения (задания). С помощью этого
метода организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные ее
мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в
виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание
ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.
Метод
упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения
(практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах
деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и
добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической
практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему (Ильин Е.П.,
2000).
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются
в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать -
значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной
деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и
нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение,
порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка
и самооценка и др. (Ильин Е.П., 2002).