Методика изучения кризисов
Изучение кризисов велось на основе метода
ретроспекции критических событий и метода психобиографии.
Суть метода ретроспекции заключается в том, что испытуемые схематически
отражают в системе эмоциональных и возрастных координат наиболее значимые,
эмоционально напряженные события жизни. Введем ключевые понятия.
Критические события — это поворотные
моменты индивидуальной жизни человека, сопровождающиеся значительными
эмоциональными переживаниями.
Все профессионально обусловленные
критические события можно разделить на три группы:
§ нормативные, обусловленные логикой профессионального
становления и жизни человека: окончание школы, поступление в профессиональное
учебное заведение, создание семьи, трудоустройство и др.;
§ ненормативные, характеризующиеся случайными
или неблагоприятными обстоятельствами: неудача при поступлении в
профессиональную школу, вынужденное увольнение, распад семьи и др.;
§ экстраординарные (сверхнормативные),
происходящие вследствие проявления сильных эмоционально-волевых усилий
личности: самостоятельное прекращение учебы, инновационная инициатива, смена
профессии, добровольное взятие на себя ответственности и др.
Критические события могут иметь две
модальности: положительную и отрицательную. Модальность событий определяется
способами эмоционального реагирования на изменение жизненных, профессиональных
обстоятельств и трудности. Одно и то же событие для двух людей может приобретать
противоположную модальность. События положительной модальности назовем
эпическими, отрицательной — инцидентами.
Переживание критических событий приводит,
как правило, к принятию жизненно и профессионально важных решений. Назовем их
поступками. Содержание поступка определяется менталитетом, позицией,
личностными смыслами и ценностями человека, кардинально изменяет темп и
траекторию профессионального становления.