Профессионально-личностная модель педагога
1. Общая характеристика специальности.
1.1. Место специальности в сфере общественного разделения труда.
Преподавание – область образования, которая включает совокупность средств,
методов и способов учебной деятельности, направленной на передачу учащимся
знаний, умений и навыков в области научных научных
дисциплин профессиональной подготовки.
1.2. Объектами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- обучение студентов;
- создание и обеспечение
педагогических условий;
- осуществление
организационно-деятельной, учебно-методической,
образовательно-воспитательной, консультативно-экспертной,
диагностико-исследовательской работы.
Профессионално-личностная модель состоит из двух компонентов:
профессионально-деятельностного и личностного.
2. Профессионально-деятельностный компонент.
2.1. Структура деятельности.
Преподаватель осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
- Образовательно-воспитательную;
- Учебно-методическую;
- Организационно-деятельную;
- Консультативно-экспертную;
- Диагностико-исследовательскую.
2.2. Требования к уровню подготовки.
2.2.1. Общие требования к образованности:
- владеет основами
гуманитарных и социально-экономических наук, системой знаний о сфере
образования, умеет использовать полученные знания и методы этих наук в
профессиональной и иной деятельности;
- владеет системой знаний о
человек как субъекте образовательного процесса,
его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных фактора развития;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе,
необходимое для решения профессиональных задач;
- понимает сущность и
социальную значимость своей профессии, обладает чувством профессиональной
ответственности за результаты своего труда;
- владеет умениями психолого-педагогической
диагностики и готов при реализации профессиональных функций решать
поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений;
- умеет рационально
организовать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать её
результаты, организовывать рабочее место;
- готов к применению
компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- готов к взаимодействию с
коллегами по работе, знаком с методами управления и организации работы
коллектива;
- психологически готов к
изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает
необходимость повышения квалификации, способен к
самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области
профессиональной деятельности.
2.2.2. Общепрофессиональные знания, умения.
Преподаватель имеет представление:
- о задачах, содержании и
процессе профессионального обучения в профессиональных образовательных
учреждениях;
- о единстве процессов
профессионального обучения и воспитания учащихся;
- формах
методической работы в учебных заведениях;
- о методах управления и
организации работы коллектива;
Знает и умеет использовать:
- формы и методы
профессионального обучения;
- планирование и
учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;
- современные педагогические
технологии (в том числе компьютерные).
Умеет:
- подготовить учащихся к
реальным условиям жизни.
Преподаватель хорошо подготовлен в педагогической сфере и одной из
профессий.
2.2.3. Медико-биологические знания, умения, навыки.
Преподаватель обладает знаниями:
- об анатомо-физиологических
особенностях учащихся;
- об основных факторах риска
и основных способах профилактики функциональных нарушений развития
учащихся;
- о нормативно-технических и
организационных основах безопасности жизнедеятельности;
- об актуальных проблемах
педагогической валеологии, организационных основах валеологической службы
образовательного учреждения, валеологически обоснованных педагогических
технологиях.
3. Личностный компонент.
Личностный компонент предполагает развитость ряда качеств, важных для
успешного осуществления профессиональной деятельности преподавателя.
3.1. Личностно-характерологические особенности:
- качества лидера;
- коммуникабельность;
- эмпатия;
- толерантность;
- соблюдает этику в деловом и
личностном общении;
- организаторские
способности;
- самокритичность;
- справедливость;
- способность работать в
экстремальных ситуациях;
- стремление к
самосовершенствованию.
- неконфликтность;
- эмоциональная устойчивость;
- владение ораторским
искусством.
3.2. Особенности познавательных процессов:
- гибкость мышления;
- наблюдательность;
- аналитическое мышление;
- большой объём памяти;
хорошо развитая долговременная оперативная память.
3.3. Психофизиологические особенности:
- сильный тип нервной
системы;
- высокая концентрация,
распределение и быстрая переключаемость внимания;
- способность к
самоконтролю;
- умение быстро и чётко
координировать свои действия;
- устойчивая умственная и
физическая работоспособность;
- нервно-психическая
устойчивость в стрессовых ситуациях.
4. Культура.
Преподаватель в области культуры:
- обладает профессиональной
этикой, высокой профессиональной и личной культурой;
- грамотно использует
профессиональную лексику, способен применять
знания иностранного языка в своей профессиональной деятельности;
- эрудирован
в области культуры, осознаёт ответственность за сохранение культуры во
всех её проявлениях.
5. Здоровье.
Преподаватель в области здоровья:
- понимает
причинно-следственные связи в процессе формирования и сохранения здоровья,
а также при возникновении психологических заболеваний;
- имеет представление о
факторах, определяющих здоровье современного человека, о своём адаптивном
потенциале;
- знает критерии здорового
образа жизни, свои основные психофизиологические особенности;
- обладает умениями
повышения работоспособности укрепления иммунитета, снятие
психоэмоционального переутомления.