Щ
ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (23.2.1929, Москва, - 3.2.1994,
Болшево; похоронен в Москве), философ, методолог, канд. филос. наук (1964).
Окончил филос. ф-т МГУ (1953). В 1951—58 преподавал в моек.
ср. школах. С1958 редактор в изд-ве АПН РСФСР
(участвовал в подготовке Пед. словаря в 2 тт., изданий П. П. Блонского, Ж.
Пиаже и др.). С 1960 науч. сотрудник в разл. исследо-ват. и проектных орг-циях,
в т. ч. в НИИ дошк.
воспитания (до 1965), НИИ общей и пед. психологии (1980—83), НИИ управления и
экономики образования (с 1988). Читал в вузах курсы по педагогике и истории
педагогики.
Исследоват.
деятельность Ш. проходила также в науч. объединениях. В 1952—54 он основал
(совм. с Б. А. Гру-шиным, А. А. Зиновьевым и М. К.
Мамардашвили) Моск. логич. кружок (впоследствии - Моск. методологич. кружок);
со 2-й пол. 50-х гг. его фактич. руководитель. В 1955 организовал (совм. с П.
А. Шеварёвым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления (при Об-ве
психологов СССР), состоявшую из специалистов разл. отраслей; в 1962 - семинар
по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совм. с В. Н.
Садовским и Э. Г. Юдиным) и др. Основатель и гл. ред. (с
1988) журн. «Вопросы методологии».
Первые
исследования связаны с созданием «содержательно-генетич.» логики и изучением
объективной структуры мыслительной деятельности, в т.
ч. на материале обучения детей, игр и др. Разрабатывал
идеи общей методологии и теории деятельности, сначала в контексте системно-структурных
исследований, затем в рамках системомыследеятель-ностного подхода. Предложил
как форму организации коллективного мышления организац.-деятельностные
игры. С 1979 провел св. 90 таких игр, посвящённых образованию, культуре,
педагогике и психологии, экономике и управлению и др.
Исследуя
проблематику «содержательно-генетич.» логики как теории мышления, сформулировал
программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее
распространённую им на проблематику образования и социокультурных явлений
вообще. Часть результатов этих исследований обобщена в коллективной монографии
«Педагогика и логика» (1968; опубл. в 1994). В своём фрагменте книги Щ.
представил педагогику как комплексную науку, для к-рой
ведущую роль играют логико-методологич. подходы. Развивая эти идеи в 80-х гг.,
фактически наметил контуры ориг. варианта философии образования; одновременно
исследовал пути создания инновац. пед. технологий. Соч.: Избр. труды, М., 1995.
А.
А. Пископпель.
ЩЕЛОВАНОВ
Николай Матвеевич [18(30).1.1892, г.
Вольск Архангельской губ., ныне в Вологодской обл., - 26.5.1984, Москва],
физиолог, ч.-к. АМН СССР (1946), дер мед. наук (1934).
Окончил естеств.-ист. ф-т Психоневрологич. ин-та в
Петрограде (1911). В 1917—21 ассистент В. М. Бехтерева по кафедре рефлексологии
Психоневрологич. ин-та. В 1918—31 вёл н.-и, и адм.
работу в Ин-те мозга, в 1927—31 возглавлял организованную им Клинику физиологии
нервной системы и невропатологии младенчества, а также Отдел развития нервной
системы и поведения. В 1931 отдел и клиника переведены в Москву и
реорганизованы в Отдел развития и воспитания Центр.
науч.
ин-та охраны материнства и младенчества (с 1940 Ин-т педиатрии АМН СССР); в
1931—61 Щ. возглавлял этот отдел. Преподавал также в мед.
ин-тах Ленинграда и Москвы.
Первоначально
вёл исследования высш. нервной деятельности человека с использованием методики
условных рефлексов. Впоследствии изучал развитие высших психич. функций ребёнка
в первые годы жизни. Щ. и его сотрудниками впервые было доказано, что кора
больших полушарий головного мозга начинает функционировать с первого месяца
жизни младенца. Им была установлена оптимальная продолжительность сна и
бодрствования в первые три года жизни, выявлена суточная потребность ребёнка в сне. На основе полученных данных Щ. были предложены
физиологически обоснованные режимы, разработана система воспитания детей
раннего возраста, обеспечивающая их полноценное нервно-психич. и физич.
развитие. Особое значение эти разработки имели для учреждений обществ,
воспитания детей (ясли, дома ребёнка).
Соч.:
О воспитании в домах младенца, «Вопросы материнства и младенчества», 1938,. №
3—5; Осн. положения по воспитат. работе в яслях идомах младенца, M., 19393 (соавт.); Воспитание детей раннего возраста в дет. учреждениях, М., I9604 (ред. и
соавт.); Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет, М., 1969 (ред.
и соавт.).
Лит.: Кистяковская M., H. M. Щелованов, ДВ, 1968, № 5; Памяти H. M. Щелованова, ДВ, 1984, № 5. Л. Н. Литвин.
ЩЕРБА
Лев Владимирович [20.2 (3.3).1880, Петербург,
- 26.12.1944, Москва], языковед, акад. АН СССР (1943), д. ч. АПН РСФСР (1944),
проф. (1916). Окончил Петерб. ун-т (1903). В 1906—09 находился в науч.
командировке в Зап. Европе. Вернувшись в Россию, преподавал в Петерб.
(Ле-нингр.) ун-те (1909—41), Ленингр. пед. ин-те им.
Н. А. Некрасова, МГУ (1943- 1944), на Высш. жен. (Бестужевских) курсах. Возглавлял курсы по подготовке преподавателей новых
языков, для слушателей к-рых впервые в России организовал пед.
практику в гимназии. После 1917 совмещал науч.-пед.
деятельность с работой в качестве директора школы и пом. заведующего общепед.
отделом Центр, пед. музея. С 1923 руководил франц. и нем.
отделениями рус. яз. для иностранцев при т. н.
Фонетич. ин-те, где разрабатывал вопросы методики
587
обучения
взрослых, подготовки преподавателей иностр. языка. В 1924—32 в Ленингр. ин-те
педагогики АПН направлял работу метод, комиссий, участвовал в создании
письменности для разл. народов СССР. В 20—30-х гг. пред. Об-ва изучения и
преподавания языка и словесности.
Щ.
- основатель крупной лингвистич. школы, один из основоположников теории фонем,
методист рус. и иностр.
языков. Разработал принципы обучения иностр. языкам в ун-тах и лингвистич.
ин-тах, на курсах для взрослых, в ср. общеобразоват. школах, создал теоре-тич.
основы общей методики иностр. языков. Отмечал невозможность создания
универсальных методов обучения, стремился применять средства филологии для
общего развития и воспитания учащихся, не допускать, по его словам,
«дефилологизации» школы. Один из авторов первого изд. Академич. грамматики рус. языка, чл. Орфографич. комиссии,
составлявшей «Свод правил рус. орфографии и пунктуации» (опубл. в 1956).
Участвовал в составлении и редактировании уч. планов, программ и учебников по
рус. яз. для ср. школы.
Соч.'
Рус. гласные в качественном и
количественном отношении, СПБ, 1912; Безграмотность и ее причины, ВП, Л., 1927,
в. 2; О частях речи в рус. языке, в сб.: Рус речь. Новая серия, [в.] П, Л, 1928; О нормах образцового рус. произношения, РЯШ,
1936, № 5; Преподавание иностр. языков в ср. школе, М. - Л., 1947
Лит.: Памяти акад. Л.
В. Щербы, [М.], 1951; ЗиндерЛ.Р., М ату севич М. И., Л. В. Щерба. Осн. вехи его
жизни и науч. творчества, в кн.: Щерба
Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л, 1974 (библ.)
ЩЕТИНИН
Михаил Петрович (р. 6.10.1944, с.
Новый Бирюзяк, Дагестан), педагог-экспериментатор, акад. РАО (1992). На пед.
работе с 1966. В 1973 окончил Саратовский пед. ин-т (преподаватель музыки и
пения). С кон. 60-х гг. ведёт эксперимент, пед. работу; в 1979- 1988 науч.
сотрудник АПН. С 1988 ген. дир. Центра комплексного формирования личности в ст.
Азовская (Краснодарский край).
Работая
с группой отстававших по профильным предметам учащихся Кизляр-ской муз. школы (в 1972—74 дир.), Щ. выявил
позитивный качеств, сдвиг в развитии их спец. способностей при активизации
широкого круга дет. интересов в условиях творч. занятий, эмоцион. общения, игр,
самоуправления. Обобщив итоги эксперимента, создал одну из первых школ
искусств, программа к-рой координировалась с общеобразовательной.
Известность
получила сел. школа-комплекс
под рук. Щ. (1974—79) в пос. Ясные зори (Белгородская обл.), где удалось
достичь высокой уч. и обществ, активности детей.
Обширный курс общеобразоват. и спец. предметов осваивался учащимися на уплотнённых
(35 мин) уроках с контрастной сменой деятельности и на разнообразных занятиях
по интересам, в т. ч. проводимых
профориентационными
«кафедрами». В сер. 80-х гг. в школе с. Зыбково (Украина) Щ. разработал и
внедрил ряд авторских пед. технологий. В их числе «погружение» - целостное
освоение школьниками уч. материала, представляемого как система предметных и
межпредметных опорных знаний («концептов»). Вместо одновременного изучения
неск. предметов применялось циклическое чередование углублённых занятий (по 1—2
нед.) каждым из них. Опыт Щ. стал частью педагогики сотрудничества.
С
кон. 80-х гг. Щ. разрабатывает проблему обучения и воспитания сел. детей. При отказе от
классно-урочной системы занятия организуются в разновозрастных группах
(«экипажах»). Частью пед. системы Щ. является развитие личности и её гражд.
становление путем «погружения» в духовную историю России.
С
о ч: Объять необъятное Записки педагога, М., 1986
Лит.:
Цирульников А. М., В воспитании нет
провинции, М., 1985; его же, Вариативная организация и развитие сел. школы. М., 1994. А М.
Цирульников.
ЩУКИН
Евгений Дмитриевич (р. 30.5. 1928,
Москва), физикохимик, акад. РАО (акад. АПН СССР с 1985; ч.-к. АПН РСФСР с
1965), дер физ.-мат. наук (1962), проф. (1967).
Окончил физ. ф-т МГУ (1950). Ученик акад. П. А. Ребиндера. С 1956 работает в
Ин-те физ. химии РАН (с 1967 зав. лабораторией физ.-хим.
механики), зав. кафедрой коллоидной химии МГУ (с 1973); проф. Ун-та Дж.
Хопкинса (США, Балтимор; с 1991 по совместительству). Осн. науч. труды,
открытия и изобретения в области коллоидной химии. Лен.
пр. (1988). Автор учебников для вузов: «Физ.-хим. механика металлов» (1962, в соавторстве), «Коллоидная
химия» (1982, 1992, в соавторстве). Дей-ствит. чл. Рос.
инж. академии (с 1990), РАЕН (с 1990); иностр. чл.
Нац. инж. академии США (с 1984) и Королевской швед. инж. академии (с 1988).
Гл.
направление пед. исследований - значение и место междисциплинарных областей
науки (и их техн. приложений) в системе знаний и развитие методов их отражения
в предметах естеств.-матем. цикла(«Связи естеств. наук
и производства в предметах естеств.-матем. цикла», СП, 1975, № 3; «Резервы
совершенствования естеств.-науч. образования», СП, 1985, № 2).
ЩУКИНА
Галина Ивановна [2(15).2.1908,
Саратов, - 25.2.1994, С.-Петербург], педагог, ч.-к. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с
1971), др. пед. наук, проф. (1969). Окончила ЛГПИ им. А. И. Герцена (1936).
Пед. деятельность начала пионервожатой в ср. школе в Саратове, затем работала в
дет. доме в Ленинграде, с
1936 преподавала в ЛГПИ. Авт. курса лекций «Педагогика» (1966), пособия
«Педагогика школы» (1977), работ по дидактике.
С о ч.: Формирование познават. интересов учащихся в процессе
обучения, М, 1962; Проблема познават. интереса в педагогике, М., 1971; Теория и
методика коммунистич воспитания, М., 1974; Активизация познават. деятельности
учащихся в уч. процессе, М., 1979; Актуальные вопросы формирования интереса в
обучении, М., 1984 Л. А. Овсянникова.