Болонский
процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства
высшего образования.
Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х
годов, когда Советом
министров ЕС была принята Резолюция о первой программе
сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято
считать 19 июня 1999 года,
когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29
европейских государств приняли декларацию «Зона
европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.
Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем
межправительственные встречи проходили в Праге
(2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В
настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Предполагается, что
основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в
сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования
европейских стран. В 2005 году
в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. 2010 году
в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении
Казахстана к Болонской декларации Казахстан — первое центрально-азиатское государство,
признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.
В реализацию основных направлений Болонского
процесса вовлечены многие вузы России, Украины, Казахстана.
Основные цели Болонского
процесса
Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году,
являются:
- построение
европейской зоны высшего образования как ключевого
направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование
и укрепление интеллектуального, культурного, социального и
научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире
европейской высшей школы;
- обеспечение
конкурентоспособности европейских вузов
с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего
образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских
культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители
европейского сознания.
Основные положения
Болонской декларации
Цель декларации — установление европейской
зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего
образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
- Принятие
системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к
диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и
повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего
образования.
- Введение
двухциклового обучения: достепенного
и послестепенного. Первый цикл длится не менее
трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени
доктора.
- Внедрение
европейской системы перезачета зачетных единиц
трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает
право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять
ECTS
(European Credit Transfer System), сделав ее
накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в
течение всей жизни».
- Существенно
развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов).
Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета
периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить
стандарты транснационального образования.
- Содействие
европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки
сопоставимых критериев и методологий
- Внедрение
внутривузовских систем контроля качества
образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и
работодателей
- Содействие
необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в
области развития учебных планов, межинституционального
сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической
подготовки и проведения научных исследований.
Присоединение к
Болонскому процессу
Страны присоединяются к Болонскому процессу на
добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они
принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены
сроками:
- с 2005 года начать бесплатно выдавать всем
выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские
приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
- до 2010
реформировать национальные системы образования в соответствии с основными
положениями Болонской декларации.
Участники Болонского
процесса
Участниками Болонского процесса и декларации
«Зона европейского высшего образования» являются:
- Австрия
- Азербайджан Албания
- Андорра
- Армения
- Бельгия
- Болгария
- Босния
и Герцеговина
- Ватикан
- Великобритания
- Венгрия
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Израиль
|
- Ирландия
- Исландия
- Испания
- Италия
- Казахстан
- Кипр
- Латвия
- Литва
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Македония
- Мальта
- Молдавия
- Нидерланды
- Норвегия
- Польша
|
- Португалия
- Россия
- Румыния
- Сербия
- Словакия
- Словения
- Турция
- Украина
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Черногория
- Чехия
- Швейцария
- Швеция
- Эстония
|
Не являются участниками: Монако, Республика Беларусь и Сан-Марино.
Негативные мнения о
Болонском процессе
- Как
сообщает Neue Zürcher
Zeitung (апрель 2007 г.),
в Санкт-Галленском
университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа
негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо
стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS
(англ. European Credit Transfer System)
ударили по гуманитарным отделениям.
- По
мнению Растко Мочника, профессора социологии Люблянского университета, Болонский
процесс — то есть приватизация высшего образования — приводит
не только к снижению качества преподавания, но и создаёт преграды для
получения этого образования большинству населения стран, принимающих
участие в неолиберальном
реформировании своих социальных систем.
- В некоторых европейских странах (например, в Сербии преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной
реформе образования.
- В
Испании большинство выступает против введения Болонской системы. (Возможно
из-за приватизации государством высшего образования)
- По оценкам российских экспертов в области образования,
присоединение России к Болонскому процессу породит путаницу с учебными
программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом
бакалавров[1].
Ведь четырёхлетный бакалавриат
воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно
укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6
летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение
образования магистра, например, может стать только
платным.
- Одна из
серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский
процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о
текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о
целях Болонского процесса.