Психологическое сопровождение на стадии мастерства

В особом психологическом сопровождении нуж­даются работники в возрасте от 30 до 45 лет. Этот период жизни совпадает с наибольшими потенциаль­ными возможностями человека. Работник стремится к профессиональной самореализации и успеху, он наи­более мобилен и профессионален, способен к верши­нам достижений в выполняемой деятельности. Пси­хологическое сопровождение наиболее продуктивной, акмеологической стадии профессионального становления — стадии мастерства — требует особого рас­смотрения.

Центральной задачей акмеологического сопровождения является развитие профессиональной компетен­ции1. В зависимости от характера профессии содержа­ние трех компонентов компетенции может быть раз­личным, и для каждой профессии проектируется свой профиль профессиональной компетенции.

Акмеологическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

• анализ целей, задач и функций продуктивного выполнения конкретной профессиональной деятель­ности с учетом перспектив профессионального становления работника;

• разработка прогностической (проспектированной) професссиограммы и составление прогнозных мо­делей деятельности и личности;

• подбор диагностических методик и процедур экспертного мониторинга профессионализации и ма­стерства специалистов;

• отбор и конструирование психотехнологий развития профессионально-психологического потенци­ала работников, необходимого для эффективного выполнения труда;

• проектирование методики оценки деятельности и компетенции работников;

•  обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности специалистов;

• психологическое содействие в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, решении сложных, конфликтных ситуаций, уста­новлении эмоционально благополучных взаимоотношений, преодолении блокаторов профессиональной деятельности и др.;

• подготовка обоснованных предложений по профессиональному развитию специалиста.

Таким образом, психологическое сопровождение специалиста на стадиях профессионализации и мастер­ства направлено на то, чтобы помочь личности реализо­вать себя, в результате выработки индивидуального стиля деятельности обеспечить удовлетворенность трудом, лицам с отчетливо выраженным профессиональ­но-психологическим потенциалом помочь профессио­нально самоактуализироваться, работникам, переживающим проблемы, оказать помощь в их преодолении. Главное — помочь работникам обрести личностный смысл профессиональной деятельности, поддержать их в трудные моменты профессиональной жизни, внести коррективы в траекторию и темп профессионального становления.