Активизирующая
методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной
методики являются следующие:
1.
Интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов.
2.
Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим,
что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то
для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику
(например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или
для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать
основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме).
3.
Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно,
"насильно играть не заставишь", и тем более
насильно не активизируешь, т.к. есть риск вызвать у клиента прямо
противоположные реакции).
4.
Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий
(реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных
действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в
иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе
работать с абстрактными образами тех или иных "пространств"
самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа
людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше
выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной
активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными)
условиями и действиям. Заметим, что профконсультация
во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный
"мысленный эксперимент" (например, планирование и рассмотрение
будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако, не
все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности,
основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того
метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников
консультационного взаимодействия. Например, в примитивных
ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к "мысленному
экспериментированию"), профконсультант вынужден использовать методики, где
больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с
реальными "прихлопам" и "притопами"), и лишь потом, сумев
заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более
сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.
5.
Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных
проблем, что, в свою очередь, предполагает:
o
выделение общей цели работы (если представления
консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
o
использование общего средства для решения
выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы,
приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом
использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
o
обеспечение постепенного перевода средства
решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант
должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента
использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
o
в идеальном случае консультант помогает клиенту
построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации
все-таки лежит специально сформированный интерес.
Таким
образом, активизирующая методика – это не просто "интересная" для
клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством
для самостоятельных действий.
Если
сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая
методика – это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает
внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия
(прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить
внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно
"скучная процедура".
Как
уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на
формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не
только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к
рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством
для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Важно понимать то,
что почти любая методика и форма работы обладают определенным активизирующим
потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот
потенциал. Например, даже такая традиционно "неактивная" форма
работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная
психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием
вербальных и невербальных средств, при умело выстроенной и понятной логике
изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).
Другой
пример – беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности
участников беседы (уже созданной мотивации и т.п.) беседа позволяет
моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в
традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться
максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. В
частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты
построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и
прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и
профконсультанты, часто ориентируясь лишь на "конкретную помощь" в конкретной
(однозначной) ситуации.
И
все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал представлен в
более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие
методы и называются собственно активизирующими. Более подробно активизирующие
игры рассмотрены в других пособиях (см. Дидактический
материал по курсу "Твоя профессиональная карьера", 1998; Пряжников, 1991, 1996; Психологическое сопровождение выбора
профессии, 1998 и др.). Ниже представлен краткий обзор некоторых групп
активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:
1.
Профориентационные игры с классом
- рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в
рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим;
предполагают высокую динамику работы; имеют более "скромный" эффект,
чем более длительные "терапевтические" группы и консультации.
2.
Игровые профориентационные упражнения
(по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с
подгруппой).
3.
Карточные профконсультационные методики.
Выделяются две основные группы карточных методик: а) информационно-поисковые
системы – ИПС ("профессьянсы", внешне
напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек
на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые
карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для
моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам
различные игровые "трудности", часто моделирующие реальные трудности
жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом
внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом
трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение
достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в
3-6 человек, что в условиях "рынка" оказалось
"нерентабельно"); карточные методики обычно занимают много времени,
от 40 минут до 2,5-3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании
времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации
еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи).
4.
Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса
подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как
"домашнее средство", хотя опыт показал, что они эффективны и при
использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе
психологического центра, в детском лагере).
5.
Бланковые карточные методики: идея – самостоятельное изготовление
участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и
отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть
при изготовлении методик от "спонсоров-благотворителей" и от
"умников-редакторов" различных "солидных" издательств.
6.
Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты",
т.к. главная цель – заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении
их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными",
а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы
просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные
методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим, что часть
таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных
опросников).
7.
Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик – играть со
всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый
присутствующий – на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать
некоторые нравственные аспекты таких "престижных" на сегодняшний день
профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.
8.
Ценностно-смысловые опросники
(главный акцент – на нравственные аспекты профессионального и личностного
самоопределения). Эти опросники
содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме
затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации
значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского
примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно, т.к. сам факт открытого
разговора о том, что для многих "свято", может быть воспринят как
"морализаторство".