Влияние
в воспитании – деятельность
воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к
изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и
сознания, форма осуществления функций педагога (Российская…, 1993-1996. Т.1;)
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html).
Традиционно выделяются 4 основных
способа влияния:
o
убеждение;
o
внушение;
o
заражение;
Все они тесно переплетаются в каждом акте
человеческого взаимодействия (Чалдини Р., 2001).
Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые
пожелание, предложение и т.п. Обычно
убеждение ведет к определенной трансформации взглядов воспитуемого, а значит, и
мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано как
самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом
виде, а основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или
идей, на их анализе и оценке. Наиболее легко поддаются убеждению люди, имеющие
заниженную самооценку и ориентирующиеся на адаптацию к социальной среде.
Напротив, труднее всего убеждать тех, кто враждебен по отношению к другим и
стремится доминировать над окружающими.
Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие
своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека
от заблуждений и ошибок. Внушающий вызывает у
воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же
необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно
самим воспитуемым. Если убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту
воспитуемого, то внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается
на доверии.
Степень внушаемости человека определяется уровнем
развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также
особенностями межличностных отношений в группе, в частности отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям
возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.
Феномен заражения
чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении
эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного
анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения,
при котором человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и
окружающие, заражение основывается на общем переживании группой людей одних и
тех же эмоций. Различие между внушением и заражением заключается также в том,
что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда - акт
преднамеренный. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие,
в то время как заражение предполагает использование невербальных средств
(напр., жестов, музыки и т.п.).
Подражание – это следование примеру или образцу, которое проявляется
в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в
копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным.
В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую
роль (рис. 4). Так, если ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет просто
воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в
дошкольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю
переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и
перенимать личностные качества взрослого. В подростковом возрасте подражание
взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием. В юности основную роль в
выборе объекта подражания начинают играть ценностные ориентации человека.
Подражание выполняет при этом вспомогательную функцию, поскольку усвоение норм
и ценностей происходит у старшеклассников в основном с помощью сознательного
анализа жизненной позиции значимых для них людей. Таким образом, с возрастом
роль подражания снижается. Если для маленького ребенка подражание выступает
основным способом научения, то для школьника научение и передача информации
происходят, как правило, словесным путем. Меняется и содержание подражания. В
дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в
мире предметов. Для школьника учитель и родители уже выступают как носители
социальных образцов поведения, т.е. перенимаются не внешние привычки любимого и
уважаемого человека, а присущее ему отношение к другим людям.