На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по
поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные
психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства,
переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X.
Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга
(П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);
психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы
внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К.
Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий
(В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж.
Годфруа).
Между мотивацией и свойствами личности существует
взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности
мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.
Учебная мотивация определяется как частный вид
мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную
деятельность.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов,
органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы;
стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и
направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые
особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая
характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы
учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они
выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи.
Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности,
другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности:
внутренние; внешние; личные.
На основе вышеперечисленных источников активности
выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.
Можно выделить следующие функции учебных мотивов:
побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.
Учебная мотивация характеризуется силой и
устойчивостью учебных мотивов.
Большую значимость приобретает исследование таких
широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности
(профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение
к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из
основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая
стремление человека выполнить дело на высоком уровне.
В традиционном обучении часто наблюдается феномен,
который видный американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета
М. Селигман назвал комплексом "обученной беспомощности".
Можно выделить два основных пути формирования у
учащихся нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз"
(Л.М. Фридман).
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к
содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в
учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в
формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.
Мотивы всех видов и уровней могут
проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов;
постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление
мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов;
соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов
новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).