В
современной психолого-педагогической науке рассматриваются направленное и
ненаправленное влияние (рис. 5). Убеждение обычно является направленным
влиянием, тогда как эффекты подражания - результат ненаправленного влияния. В
направленном влиянии выделяют прямое влияние, когда педагог открыто
предъявляет свою позицию и связанные с ней требования ученику, и косвенное
влияние, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его
среду. В качестве такой среды могут выступать люди, составляющие ближайшее
окружение учащегося, и сама ситуация, в которую он включен и которая определяет
его оценки и отношения. В случае косвенного влияния сущность педагогической
позиции и цели учителя скрыты от учащегося.
Примером косвенного влияния могут служить
воспитывающие ситуации, в которых выявляются ценностные ориентации
воспитуемого, устойчивость его нравственных основ. В воспитывающих ситуациях
учащийся имеет свободу выбора определенного решения из ряда вариантов. В
поисках выхода он может осознать основание своего выбора, соотнести его с основными
общественными ценностями и, возможно, изменить поведение. В задачу педагога
входит создание проблемных ситуаций, позволяющих учащемуся проявить себя в
положении внутреннего конфликта, а также обеспечение коррекции, помогающей
совершить правильный выбор.
В педагогической деятельности принято различать
индивидуально-специфическое и функционально-ролевое влияние.
Индивидуально-специфическое влияние учителя заключается в передаче окружающим
еще не освоенных ими образцов личностной активности, в которых выражаются его
уникальные личностные характеристики (доброта, общительность и т.п.).
Функционально-ролевое влияние учителя связано с задаваемыми его ролью способами
возможного поведения. По существу, обе эти формы влияния неразрывно связаны.
Однако в ситуациях, когда учитель не обладает яркими личностными
характеристиками и не способен обеспечить необходимый уровень
индивидуально-специфического влияния, происходит нарушение этого единства.
Влияние на учеников начинает осуществляться им только с позиций своей
официальной роли, позволяющей компенсировать невозможность
индивидуально-специфическое влияние усиленным применением авторитарных методов.