Учебная деятельность является полимотивированной,
так как активность обучаемого имеет различные
источники. Принято выделять три вида источников активности:
·
внутренние;
·
внешние;
·
личные.
К внутренним источникам учебной мотивации
относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально
одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого,
к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с
необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности.
Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения,
которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с
осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия,
которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников,
библиотеки и т.д.).
Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную
деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся
интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают
стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной
и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников
учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.
Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию
системы учебных мотивов или их деформации.