Макет основной профессиональной образовательной  программы среднего или начального профессионального образования

 

МИНИСТЕРСТВО образования и науки Российской Федерации

(название организации)

 

Утверждаю:

(Должность руководителя организации)

_________________/__________________/

                   

«____»__________200__ г.

Номер регистрации __________________

 

 

 

 

основная профессиональная образовательная программа __________________ профессионального

(среднего или начального)

образования

               

по ___________________ ________________________________________________

                             (специальности или профессии)                      (код и наименование специальности/профессии[1])

 

 

 

 

вид подготовки ______________________

(базовая или углубленная[2])

форма подготовки ___________________

(очная, очно-заочная, заочная)

 

 

 

 

 

 

 

 

20__ г.

 


Аннотация программы

 

Основная профессиональная образовательная  программа __________________________

                                                                                                                       (среднего или начального)

профессионального  образования по ____________________________________________

(специальности/профессии)        

__________________________________________________ _________________________ .

(код и наименование специальности или профессии1)                                       (базовой или углубленной подготовки2)

 

Авторы:

_________________________________________________

ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О.

_________________________________________________

ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О.

_________________________________________________

ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О.

Правообладатель программы: _____________________________________________ _____________________________________________________________________________. название юридического/физического лица, юридический адрес/контактная информация

 

Нормативный срок освоения программы ____________ часов при очной/очно-заочной/заочной[3] форме подготовки.

Квалификация[4] выпускника________________________________________________

Программа рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

                                                                номер

 

©

©

©

©

©

   


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения .....................................................................................................................

1.1. Требования к поступающим………………………………………………………………..

1.2. Нормативный срок освоения программы …………………................................................

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

2. Характеристика подготовки ………………………………………………………………….

3. Учебный план ............................................................................................................................

3.1. Календарный график учебного процесса………………………………………………….

4. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы …

Приложение 1 Программа учебной дисциплины (_____________)……………………………

Приложение 2 Программа учебной дисциплины (_____________)……………………………

Приложение __ Программа учебной дисциплины (_____________)…………………………

Приложение __ Программа профессионального модуля (_____________) ………………

Приложение __ Программа профессионального модуля (_____________) ………………

 

 

 

 

 


1. Общие положения

 

Нормативную правовую основу разработки профессиональной образовательной программы (далее – программа) составляют[5]:

– Федеральный закон «Об образовании»;

– Федеральный закон от 21.07.2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования», 

– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по ___________________ ________________________________________________

(специальности или профессии)                   (код и наименование специальности/профессии1);

– профессиональный стандарт__________________________________________;

– …………… .

Термины, определения и используемые сокращения

В программе используются следующие термины и их определения:

Компетенцияспособность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.  

Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере  профессиональной деятельности. 

ПМ – профессиональный модуль;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция.

 

1.1. Требования к поступающим

Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении __________ ___________________________________________________________________образования

среднего (полного) общего/начального профессионального/среднего профессионально/высшего профессионального

по ___________________________________________________________________________

профессии/специальности/направлению подготовки

1.2. Нормативный срок освоения программы

Нормативный срок освоения программы ____________ часов при очной/очно-заочной/заочной[6] форме подготовки.

 

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

 Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по _____________________________________________________________________________

(обобщенное описание профессиональной (трудовой) деятельности или области профессиональной деятельности)

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  в качестве ____________________________________________________________________.

квалификация[7]

Квалификационный уровень по национальной рамке квалификаций: ___________.

Квалификационный уровень в соответствии с отраслевой  рамкой квалификаций ___________________.

 

 

2. Характеристика подготовки

 

Примерная профессиональная образовательная программа по ______________________

     (специальности/профессии)  

__________________________________________________ _________________________.

(код и наименование специальности или профессии1)                                       (базовой или углубленной подготовки2)

представляет собой  комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.

Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и  итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве ________ _____________________________________________________________________________

(наименование квалификации выпускника)

в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.

Подготовка по программе предполагает изучение следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей[8]:

_______________________________________________________________(приложение__), _______________________________________________________________(приложение__), _______________________________________________________________(приложение__).

 

 


3. Учебный план

 

 

Учебный план

по ____________________________________________

(специальности/профессии)        

__________________________________________________ _________________________.

(код и наименование специальности или профессии1)                                       (базовой или углубленной подготовки2)

 

Квалификация: ___________________

 

Форма обучения – _____________

 

Нормативный срок обучения – __ час.

 

Индекс

Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Время в неделях

Макс. учебная нагрузка обучающегося, час.

Обязательная учебная нагрузка

Рекомен-дуемый курс изучения

Всего

В том числе лаб.и практ. занятий

1

2

3

4

5

6

7

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

 

 

 

 

 

ОП.01

 

 

 

 

 

 

ОП.02

 

 

 

 

 

 

ОП.03

 

 

 

 

 

 

ОП.0n

 

 

 

 

 

 

П.00

Профессиональный цикл

 

 

 

 

 

ПМ.01

 

 

 

 

 

 

МДК.01.01

 

 

 

 

 

 

ПМ.02

 

 

 

 

 

 

МДК.02.01

 

 

 

 

 

 

МДК.02.02

 

 

 

 

 

 

ПМ.0n

 

 

 

 

 

 

МДК.0n.01

 

 

 

 

 

 

МДК.0n.0m

 

 

 

 

 

 

 

Всего по учебным дисциплинам и профессиональным модулям

 

 

 

 

 

УП.00.

Учебная практика (производственное обучение)

 

 

 

 

 

ПП.00.

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

 

 

 

 

 

ГИА.01

Защита выпускной квалификационной работы

 

 

 

 

 

ВК.00

Время каникулярное

 

 

 

 

 

Всего

 

 

В ячейках строки ОП.00 по столбцам 3, 4 и 5 указывается сумма часов  по учебным дисциплинам. В ячейках строки П.00 по столбцам 3, 4 и 5 указывается сумма часов  по профессиональным модулям

 

 

3.1. Календарный график учебного процесса[9]

 

Месяцы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

э

к

к

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

э

к

к

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

э

к

к

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

э

к

к

п

п

п

 

Месяцы

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Недели

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

у

у

у

у

к

к

к

к

к

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

э

к

к

к

к

к

к

к

к

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э

э

у

у

у

у

к

к

к

к

к

IV

п

п

п

п

п

п

п

 

 

 

 

 

 

э

д

д

г

г

к

к

к

к

к

к

к

к

 

 

 

 

 

 

-теоретическое обучение

э

-экзаменационная сессия

к

-каникулы

 

 

 

 

 

 

д

- выпускная квалификационная работа

у

-учебная практика

 

 

 

 

 

 

 

 

г

- государственная (итоговая) аттестация

п

- ппроизводственная  практика

 

 

 

 


 

4. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы

 

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой о государственной (итоговой) аттестации выпускников _____________________________________________________________________________.

(название образовательного учреждения)

Программа государственной (итоговой) аттестации, содержащая формы, условия проведения и защиты выпускной квалификационной работы, разрабатывается государственной аттестационной комиссией,  утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения обучающихся не позднее двух месяцев с начала обучения.

К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики и так далее.

В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами государственной аттестационной комиссии проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций в соответствии с критериями, утвержденными образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы осуществляется государственной аттестационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Членами государственной аттестационной комиссии по медиане оценок освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций определяется интегральная оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы.

Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательными учреждениями выдаются документы установленного образца.

 


Приложение ___

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО образования и науки Российской Федерации[10]

(название организации)

 

Утверждаю:

(Должность руководителя организации)

_________________/__________________/

                   

«____»__________200__ г.

Номер регистрации __________________

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

_______________________________________________________________________

название дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20….г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ___________________________________________________________

код и наименование примерной программы учебной дисциплины

Согласование с Ростехнадзором (при необходимости)

 

Организация-разработчик: ____________________________________

Авторы:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

 

 

©

©

©

©

©

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

8

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

8

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________________________________________________________________

название учебной дисциплины

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по ________________________________________________

(специальности/профессии)                     

__________________________________________________ _________________________.

(код и наименование специальности или профессии1)                                                               (базовой или углубленной подготовки2)

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

__________________________________________________________________

указать принадлежность дисциплины к учебному циклу

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 __________________________________________________________________

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 __________________________________________________________________

Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;

самостоятельной работы обучающегося ______ часов.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

*

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

*

в том числе:

 

   лабораторные занятия

*

   практические занятия

*

   контрольные работы

*

   курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

*

в том числе:

 

   самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

*

  ………………

  ………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).

*

*

Итоговая аттестация в форме (указать)  

 в этой строке часы не указываются

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать Количество часов.

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________

наименование                                                      

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

 

 

 

 

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

*

1

………….

**

Лабораторные занятия

*

 

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Тема 2.

Содержание учебного материала

*

1

………….

**

Лабораторные занятия

*

 

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Раздел 2.

 

*

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

*

1

………….

**

Лабораторные занятия

*

 

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

*

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

*

Всего:

*

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы)

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Количество часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _____________; мастерских ____________________; лабораторий__________.

указывается наименование                       указываются при наличии            указываются при наличии

 

Оборудование учебного кабинета: __________________________________

Технические средства обучения: ________________________________

 

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:

__________________________________________________________________

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________

 

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: _______________________________________________

Дополнительные источники: _________________________________________

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

 

Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.

 

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

 

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

№ __«_______________»

 

Выполнение

Демонстрация

Определение

Проектирование

Создание

Планирование

Выделение

Получение

Изложение

Решение

Обоснование

Формулирование

Доказательство

Изготовление

Нахождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

 

 

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

 

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.

 

 

Правила определения основных показателей результатов подготовки:

  1. Основные показатели результатов подготовки должны вытекать из профессиональных (общих) компетенций как результат выполнения действий.
  2. Основные показатели результатов подготовки могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций
  3. Дескриптор основного показателя результата подготовки формулируются с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения.
  4. Формулировка дескриптора основного показателя результата подготовки должна быть:

-        ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность, непротиворечивость);

-        четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.

 

 

 


 

 

Приложение 4

 

МИНИСТЕРСТВО образования и науки Российской Федерации[11]

(название организации)

 

Утверждаю:

(Должность руководителя организации)

_________________/__________________/

                   

«____»__________200__ г.

Номер регистрации __________________

 

 

 

 

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

_______________________________________________________________________

название программы модуля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20…. г.


 

 

Программа профессионального модуля разработана на основе примерной программы профессионального модуля ___________________________________________ 

                                                        код и наименование примерной программы проф.модуля

Организация-разработчик:____________________________________

Авторы:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

 

 

 

 

©

©

©

©

©

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

 

5

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

8

условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

13

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

_______________________________________________________________________

название программы профессионального модуля

 

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы по ________________________________________________

(специальности/профессии)        

__________________________________________________ _________________________.

(код и наименование специальности или профессии1)                                       (базовой или углубленной подготовки2)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

___________________________________________________________

указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом.

 

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

указываются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована ________________________________________________________

 

Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО)

 

__________________________________________________________

указать уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др.

 

__________________________________________________________________

указать опыт работы: тип предприятия, должности, стаж и др.

 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

__________________________________________________________________

 

уметь:

 __________________________________________________________________

 

знать:

 __________________________________________________________________

Указываются требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с профессиональным стандартом и/или ЕТКС.

 

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – _________ часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – _______ часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов;

самостоятельной работы обучающегося – ______ часов;

учебной и производственной практики – ______ часов.

 

 

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ________________________________ _____________________________________________________________________, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

 

Код

Наименование результата обучения

ПК …

………………………………………………………………………

ПК …

………………………………………………………………………

ПК ….

………………………………………………………………………

ОК …

………………………………………………………………………

ОК …

………………………………………………………………………

ОК …

………………………………………………………………………

 

Наименование результатов обучения приводится в соответствии с профессиональным стандартом и/или ФГОС по профессии НПО, специальности СПО, направления подготовки (специальности) ВПО.


3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Раздел 1. ……………………

*

*

*

*

*

*

 

Раздел 2………………………

*

*

*

*

*

*

 

Раздел …. …………………..

*

*

*

*

*

*

 

Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

*

(ввести число)

 

*

(повторить число)

 

Всего:

*

*

*

*

*

*

 

Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 – обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить Количество часов на производственную практику (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Раздел 1.  ………………………

*

*

*

*

*

*

*

*

 

Раздел 2.  ………………………

*

*

*

*

*

*

 

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

*

(ввести число)

 

*

(повторить число)

 

Всего:

*

*

*

*

*

*

*

*

 

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить Количество часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. ………………..

номер и наименование  раздела

 

*

 

МДК 1. …………………..

номер и наименование МДК

 

*

Тема 1.1. ………………….

номер и наименование темы

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

*

1.

 

**

 

**

Лабораторные занятия (при наличии, указываются темы)

*

 

1.

 

Практические занятия (при наличии, указываются темы)

*

1.

 

Тема 1.2. …………………….

 номер и наименование темы

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)

*

1.

 

**

 

**

Лабораторные занятия (при наличии, указываются темы)

*

 

1.

 

Практические занятия (при наличии, указываются темы)

*

1.

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания)

*

Примерная тематика домашних заданий

………………………………………

Учебная практика

Виды работ

……………………………………………

*

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)

Виды работ

……………………………………………

*

Раздел ПМ 2. …………

номер и наименование  раздела

 

*

МДК …

номер и наименование МДК

 

*

Тема 2.1. …………………

номер и наименование темы

 

*

………………..

 

Тема 2.2. …………………

 номер и наименование темы

 

*

………………

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания)

*

Примерная тематика домашних заданий

………………………………………

Учебная практика

Виды работ

……………………………………………

*

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)

Виды работ

……………………………………………

*

Раздел ПМ 3. …………

номер и наименование  раздела

 

*

………………

 

Примерная тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрено)

…………………………………………….

…………………………………………….

*

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено)

*

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

Виды работ ……………………………………..

*

Всего

*

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы)

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Количество часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов ___________; мастерских ____________; лабораторий __________.

указывается наименование                           указываются при наличии                        указываются при наличии

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета ___________: __________________________________________________________________

Технические средства обучения: __________________________________

 

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:

__________________________________________________________________

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________

 

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

 

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

_____________________________________________________________________________

 

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. ………………
  2. ………………
  3. ………………

Дополнительные источники:

  1. ………………
  2. ………………

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

Описываются условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся.

__________________________________________________________________

Перечисляются дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): _________________________________________________________________.

 

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: _______________________________.

Мастера: _______________________________________________________.

 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

 

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

 

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

№ __«_______________»

 

Выполнение

Демонстрация

Определение

Проектирование

Создание

Планирование

Выделение

Получение

Изложение

Решение

Обоснование

Формулирование

Доказание

Изготовление

Нахождение

 

Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.

 

Раздел (тема) междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

№ __«_______________»

 

 

 

 

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

 

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

 

 

Правила определения основных показателей результатов подготовки:

  1. Основные показатели результатов подготовки должны вытекать из профессиональных (общих) компетенций как результат выполнения действий.
  2. Основные показатели результатов подготовки могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций
  3. Дескриптор основного показателя результата подготовки формулируются с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения.
  4. Формулировка дескриптора основного показателя результата подготовки должна быть:

-        ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность, непротиворечивость);

-        четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.

 



[1] Выбирается в соответствии с действующими перечнями профессий начального профессионального образования или специальностей среднего профессионального образования.

[2] Для СПО.

[3] Нужное выбирается. Если используется несколько форм подготовки, то нормативный срок обучения указывается для каждой из форм подготовки.

[4] Определяется в соответствии с действующими перечнями профессий начального профессионального образования или специальностей среднего профессионального образования.

[5] Перечисляются основные нормативные правовые акты в сфере образования и труда, согласно которым в программе устанавливаются определенные нормы.

[6] Нужное выбирается. Если используется несколько форм подготовки, то нормативный срок обучения указывается для каждой из форм подготовки.

[7] Определяется в соответствии с действующими перечнями профессий начального профессионального образования или специальностей среднего профессионального образования.

[8] Перечисляются названия учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с учебным планом.

[9] Форма календарного учебного графика.

[10] Указывается в том случае если организация является подведомственной Минобрнауки РФ

[11] Указывается в том случае если организация является подведомственной Минобрнауки РФ

* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

 

* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.