Учебная мотивация характеризуется силой и
устойчивостью учебных мотивов (рис. 4).
Сила учебного мотива
выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по
степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности.
Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами.
К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание
результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла,
определенная свобода творчества. Кроме того, сила мотива определяется и
эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.
В свое время Дж. Аткинсон
предложил формулу для подсчета силы мотива (стремления): М = П
х В х З, где: М – сила мотива, П – мотив достижения
успеха как личностное свойство, В – субъективно оцениваемая вероятность
достижения поставленной цели, З – личностное значение достижения этой цели.
Устойчивость учебного мотива оценивается по его
наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося, по
сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его
сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности)
установок, ценностных ориентации, намерений учащегося.
Можно выделить следующие функции учебных мотивов:
а) побуждающую функцию, которая
характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает
активность учащегося, его поведение и деятельность;
б) направляющую функцию, которая
отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и
осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда
стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция
тесно связана с устойчивостью мотива;
в) регулирующую функцию, суть которой
состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от
чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо
узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических)
потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция
состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в
наибольшей мере обусловливают поведение личности.
Наряду с указанными, выделяют
стимулирующую, управляющую, организующую (Е.П. Ильин), структурирующую (О.К.
Тихомиров), смыслообразующую (А.Н. Леонтьев), контролирующую (А.В. Запорожец) и
защитную (К. Обуховский) функции мотива.