Идея впервые появилась в трудах Д. Локка, который
выступил против теории "врождённых" идей и утверждал, что душа
ребёнка - это tabula rasa ("чистая доска") (Локк Дж.,
1960). Он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в
котором определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций, основываясь
на идеях Локка, утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и
воспитания (Гельвеций К.А., 1974). Локк и Гельвеций уделяли внимание
социокультурному фактору в воспитании. Песталоцци сформулировал принципы
народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде
(Песталоцци И.Г., 1981).
Принцип
культуросообразности в педагогике сформулировал Дистервег, который утверждал,
что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых
родился и живёт человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и
конкретной страны, являющейся родиной ребёнка. Этот принцип отразил тенденцию
формирования национальных государств и национальных культур и получил широкое
признание в педагогике XIX-XX вв. Русские педагоги также развивали эту идею.
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой писали о народности воспитания. П.Ф. Каптерев
рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую
трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа (Каптерев
П.Ф., 1999). С.И. Гессен понимал принцип культуросообразности, с одной стороны,
как единство школы с обществом и нацией в целом, а с другой - обосновывал
необходимость создания специфической "областной педагогики" (применял
это обозначение вслед за французским педагогом и Ж. Орузом).
В СССР принцип культуросообразности иногда трактовался
как противоречащий установкам классовости и интернационализма, декларативным
утверждениям о развитии культуры каждого народа как национальной по форме и
социалистической по содержанию. Вместе
с тем полного отказа от принципа культуросообразности в советской педагогике не
произошло. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий (Шацкий С.Т., 1980), В.А.
Сухомлинский (Сухомлинский В.А., 1979;) и др.
Современная трактовка принципа
культуросообразности предполагает, что воспитание должно
основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей
этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к
различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной,
духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.).
Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если
учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль
социализации.