Требования к современному уроку
Дидактические:
1. Реализация на уроке основных принципов дидактики:
научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и
активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности,
прочности знаний и умений, индивидуального подхода к обучающимся.
2. Четкое определение целей урока в целом и место
конкретного урока в общей системе учебных занятий.
3. Определение оптимального содержания урока в
соответствии с требованиями программы по предмету и целями урока.
4. Высокое педагогическое мастерство преподавателя,
творческое применение различных методов и приемов обучения, умелое владение
современной дидактической техникой.
5. Обеспечение высокой познавательной активности
обучающихся на уроке, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала
с самостоятельным поиском обучающихся, решением проблемных задач и выполнением
заданий творческого характера.
6. Взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной
работы на уроке.
7. Дифференцированный подход к обучающимся
в соответствии с их уровнем и подготовленностью к усвоению учебного материала,
широкое использование дидактического материала разной степени сложности.
8. Рациональное чередование различных видов
деятельности обучающихся на уроке.
9. Преемственность в обучении (связь данного урока с
предыдущими занятиями на основе осуществления внутри-
и межпредметных связей с целью формирования системы
знаний и умений, научного мировоззрения).
10. Применение рациональных методов контроля
объективность и мотивированность оценки знаний и
умений обучающихся.
Воспитательные:
1. Реализация воспитательных возможностей, заложенных
в содержании и методах обучения.
2. Воздействие на мотивационную сферу личности
обучающихся, стимулирование и формирование положительного отношения к учению,
развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.
3. Высокая требовательность преподавателя,
сочетающаяся с уважением к личности обучающихся,
соблюдение педагогического такта.
Психологические:
1. Направленность урока на развитие познавательных
психических процессов: внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и
др.
2. Учет психологических особенностей и психического состояния обучающихся на уроке.
3. Собранность преподавателя, его умение распределять
свое внимание между всеми обучающимися, самообладание и самоконтроль, доброжелательность
и справедливость.
Педагог
должен постоянно работать над созданием хорошего психологического климата. Выделяют авторитарный, либеральный и демократический
стили общения. Они включают в себя следующие модели общения:
· союз, когда коммуникативная деятельность педагога очень напряженная
и занятие проходит продуктивно;
· локатор – коммуникативная
деятельность довольно свободна по форме, педагог легко входит в контакт с обучающимися, но не все оказываются
в поле его внимания;
· китайская
стена – имеет место односторонняя
направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога,
аудитория пассивна, инициатива подавляется;
· дикторская очень низкий уровень коммуникативной деятельности,
занятие напоминает публичную лекцию или вещание по радио.
Организационные:
1. Четкая структура урока, соответствующая его цели,
содержанию, методам обучения.
2. Рациональное использование времени урока для полезной обучающей работы.