На основе вышеперечисленных источников активности
выделяют следующие группы мотивов:
·
социальные
(осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего
значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);
·
познавательные
(интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию
познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной
деятельности и др.);
·
личностные
(чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди
сверстников, подражание референтным соученикам,
стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).
М.В. Матюхина выделяет две основные
группы мотивов (Матюхина М.В., 1984.
С. 15-16) (http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html; см. кафедру педагогики и педагогической психологии факультета
психологии МГУ).
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) Мотивы, связанные с
содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты,
овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
2) Мотивы, связанные с самим
процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять
интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе
решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые
результаты.
II. Мотивы, связанные с
тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1. Широкие социальные мотивы:
·
мотивы долга и
ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
·
мотивы
самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться
к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в
результате учения);
2. Узколичные мотивы:
·
стремление
заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
·
желание быть
первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
3. Отрицательные мотивы:
·
стремление
избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников
(мотивация избегания неприятностей).
По мнению Марковой А.К. (Маркова А.К. и др. Формирование мотивации
учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис,
А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психол.
наука - школе)), к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные
мотивы. Если у обучающегося в ходе учения преобладает направленность на
содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных
мотивов. Если у обучающегося выражена направленность на другого человека в ходе
учения, то говорят о социальных мотивах.
К познавательным мотивам относятся такие, как
собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других;
познание нового, неизвестного.
К социальным — такие мотивы,
как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как
возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными
и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к
внутренним формам учебной мотивации.
Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы,
как:
·
учеба как вынужденное
поведение;
·
процесс учебы как
привычное функционирование;
·
учеба ради
лидерства и престижа;
·
стремление
оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное
влияние на характер и результаты учебного процесса.
Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального
вознаграждения и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение в
структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
По мнению Марковой А.К., и познавательные, и
социальные мотивы могут иметь разные уровни.
1.
Уровни познавательных
мотивов:
· широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями -
фактами, явлениями, закономерностями);
· учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания
знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
· мотивы самообразования (ориентация на
приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы
самосовершенствования) (рис. 2).
2. Уровни социальных мотивов:
· широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости
учения);
· узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в
отношениях с окружающими, получить их одобрение);
· мотивы социального сотрудничества (ориентация
на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют
неодинаковые проявления в учебном процессе (рис. 3). Например,
широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в
обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в
самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по
поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях
к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в
реальных действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются в поступках,
свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные
мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в
инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении
к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том,
что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие
мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной
деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или
отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и
т.д.