Макет основной профессиональной образовательной программы среднего или начального
профессионального образования
МИНИСТЕРСТВО
образования и науки Российской Федерации
(название
организации)
Утверждаю: (Должность руководителя организации) _________________/__________________/ «____»__________200__ г. |
Номер регистрации __________________ |
основная профессиональная
образовательная программа __________________ профессионального
(среднего или начального)
образования
по ___________________ ________________________________________________
(специальности или
профессии) (код и
наименование специальности/профессии[1])
вид подготовки ______________________
(базовая или углубленная[2])
форма подготовки ___________________
(очная, очно-заочная,
заочная)
20__ г.
Аннотация программы
Основная профессиональная образовательная программа __________________________
(среднего
или начального)
профессионального образования по ____________________________________________
(специальности/профессии)
__________________________________________________ _________________________ .
(код и наименование
специальности или профессии1) (базовой
или углубленной подготовки2)
Авторы:
_________________________________________________
ученая степень,
звание, должность, место работы, Ф.И.О.
_________________________________________________
ученая степень,
звание, должность, место работы, Ф.И.О.
_________________________________________________
ученая степень,
звание, должность, место работы, Ф.И.О.
Правообладатель
программы: _____________________________________________
_____________________________________________________________________________. название
юридического/физического лица, юридический адрес/контактная информация
Нормативный срок освоения программы ____________ часов при очной/очно-заочной/заочной[3]
форме подготовки.
Квалификация[4]
выпускника________________________________________________
Программа рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения .....................................................................................................................
1.1. Требования к поступающим………………………………………………………………..
1.2. Нормативный срок освоения программы …………………................................................
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
2. Характеристика подготовки ………………………………………………………………….
3. Учебный план ............................................................................................................................
3.1.
Календарный график учебного процесса………………………………………………….
4. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы …
Приложение 1 Программа учебной дисциплины (_____________)……………………………
Приложение 2 Программа учебной дисциплины (_____________)……………………………
Приложение __ Программа учебной дисциплины (_____________)…………………………
Приложение __ Программа профессионального модуля (_____________) ………………
Приложение __ Программа профессионального модуля (_____________) ………………
1. Общие положения
Нормативную правовую основу разработки профессиональной образовательной программы (далее – программа) составляют[5]:
– Федеральный закон «Об образовании»;
– Федеральный закон от 21.07.2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования»,
– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по ___________________ ________________________________________________
(специальности или профессии) (код и наименование специальности/профессии1);
– профессиональный стандарт__________________________________________;
–
…………… .
Термины,
определения и используемые сокращения
В программе используются следующие термины и их определения:
Компетенция – способность применять знания, умения,
личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной
области.
Профессиональный модуль – часть
основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую
логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и
предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из
основных видов профессиональной деятельности.
Основные виды профессиональной
деятельности – профессиональные
функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена
работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной
образовательной программы.
Результаты подготовки – освоенные компетенции
и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и
уровень образования.
Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин
(модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в
соответствующей сфере профессиональной
деятельности.
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция.
1.1.
Требования к поступающим
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении __________ ___________________________________________________________________образования
среднего (полного) общего/начального профессионального/среднего профессионально/высшего профессионального
по ___________________________________________________________________________
профессии/специальности/направлению
подготовки
1.2. Нормативный срок освоения
программы
Нормативный срок освоения программы ____________ часов при очной/очно-заочной/заочной[6]
форме подготовки.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по _____________________________________________________________________________
(обобщенное описание профессиональной (трудовой)
деятельности или области профессиональной деятельности)
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ в качестве ____________________________________________________________________.
квалификация[7]
Квалификационный уровень по национальной рамке квалификаций: ___________.
Квалификационный уровень в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций ___________________.
2.
Характеристика подготовки
Примерная профессиональная образовательная программа по ______________________
(специальности/профессии)
__________________________________________________ _________________________.
(код и наименование специальности или профессии1) (базовой или углубленной подготовки2)
представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.
Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве ________ _____________________________________________________________________________
(наименование квалификации выпускника)
в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.
Подготовка по программе предполагает изучение следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей[8]:
_______________________________________________________________(приложение__), _______________________________________________________________(приложение__), _______________________________________________________________(приложение__).
3.
Учебный план
Учебный план
по ____________________________________________
(специальности/профессии)
__________________________________________________ _________________________.
(код и наименование специальности или профессии1) (базовой или углубленной подготовки2)
Квалификация: ___________________
Форма обучения – _____________
Нормативный срок обучения – __ час.
Индекс |
Элементы учебного
процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули,
междисциплинарные курсы |
Время в неделях |
Макс. учебная нагрузка
обучающегося, час. |
Обязательная учебная
нагрузка |
Рекомен-дуемый курс
изучения |
|
Всего |
В том числе лаб.и практ.
занятий |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОП.00 |
Общепрофессиональный цикл |
|
|
|
|
|
ОП.01 |
|
|
|
|
|
|
ОП.02 |
|
|
|
|
|
|
ОП.03 |
|
|
|
|
|
|
ОП.0n |
|
|
|
|
|
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
|
|
|
|
|
ПМ.01 |
|
|
|
|
|
|
МДК.01.01 |
|
|
|
|
|
|
ПМ.02 |
|
|
|
|
|
|
МДК.02.01 |
|
|
|
|
|
|
МДК.02.02 |
|
|
|
|
|
|
ПМ.0n |
|
|
|
|
|
|
МДК.0n.01 |
|
|
|
|
|
|
МДК.0n.0m |
|
|
|
|
|
|
|
Всего по учебным дисциплинам и профессиональным
модулям |
|
|
|
|
|
УП.00. |
Учебная практика (производственное обучение) |
|
|
|
|
|
ПП.00. |
Производственная практика |
|||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
|
|
|
|
|
ГИА.01 |
Защита
выпускной квалификационной работы |
|
|
|
|
|
ВК.00 |
Время каникулярное |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
В ячейках строки ОП.00 по столбцам 3, 4 и 5 указывается сумма часов
по учебным дисциплинам. В ячейках строки П.00 по столбцам 3, 4 и 5 указывается сумма часов
по профессиональным модулям
3.1.
Календарный график учебного процесса[9]
Месяцы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
декабрь |
Январь |
Февраль |
||||||||||||||||||||
Недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
э |
к |
к |
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
э |
к |
к |
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
э |
к |
к |
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
э |
к |
к |
п |
п |
п |
Месяцы |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
||||||||||||||||||||||
Недели |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
||
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
у |
у |
у |
у |
к |
к |
к |
к |
к |
||
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
э |
к |
к |
к |
к |
к |
к |
к |
к |
||
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
э |
э |
у |
у |
у |
у |
к |
к |
к |
к |
к |
||
IV |
п |
п |
п |
п |
п |
п |
п |
|
|
|
|
|
|
э |
д |
д |
г |
г |
к |
к |
к |
к |
к |
к |
к |
к |
||
|
-теоретическое обучение |
э |
-экзаменационная сессия |
к |
-каникулы |
|
|
|
|
|
|
|
|
д |
- выпускная квалификационная
работа |
у |
-учебная практика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
- государственная (итоговая)
аттестация |
п |
- ппроизводственная практика |
|
|
4.
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой о государственной (итоговой) аттестации выпускников _____________________________________________________________________________.
(название
образовательного учреждения)
Программа государственной (итоговой) аттестации,
содержащая формы, условия проведения и защиты выпускной квалификационной
работы, разрабатывается государственной аттестационной комиссией, утверждается руководителем образовательного
учреждения и доводится до сведения обучающихся не позднее двух месяцев с начала
обучения.
К государственной (итоговой) аттестации допускаются
лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие
все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных
дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым
условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление
документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении
теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть
предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные
сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие
работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной
практики и так далее.
В ходе защиты выпускной квалификационной работы членами государственной аттестационной комиссии проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций в соответствии с критериями, утвержденными образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы осуществляется государственной аттестационной комиссией по результатам защиты выпускной квалификационной работы, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций. Членами государственной аттестационной комиссии по медиане оценок освоенных выпускниками профессиональных и общих компетенций определяется интегральная оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном
объеме и аттестацию, образовательными учреждениями выдаются документы установленного
образца.
Приложение ___
МИНИСТЕРСТВО
образования и науки Российской Федерации[10]
(название
организации)
Утверждаю: (Должность руководителя организации) _________________/__________________/ «____»__________200__ г. |
Номер регистрации __________________ |
ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_______________________________________________________________________
название
дисциплины
20….г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ___________________________________________________________
код и наименование примерной программы
учебной дисциплины
Согласование с Ростехнадзором (при необходимости)
Организация-разработчик: ____________________________________
Авторы:
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность
©
©
©
©
©
|
стр. |
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
2. СТРУКТУРА
и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3. условия
реализации программы учебной дисциплины
|
8 |
4. Контроль
и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
8 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
__________________________________________________________________
название учебной
дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по ________________________________________________
(специальности/профессии)
__________________________________________________ _________________________.
(код и наименование специальности или профессии1) (базовой
или углубленной подготовки2)
1.2. Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
__________________________________________________________________
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
__________________________________________________________________
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
__________________________________________________________________
Указываются
требования к умениям и знаниям в соответствии с требованиями ФГОС и
профессиональных стандартов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;
самостоятельной работы обучающегося ______ часов.
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды
учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
* |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
* |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
* |
практические занятия |
* |
контрольные работы |
* |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
* |
Самостоятельная работа обучающегося
(всего) |
* |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
* |
………………
……………… Указываются другие виды самостоятельной работы
при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и
т.п.). |
* * |
Итоговая аттестация в форме (указать) в этой строке часы не указываются |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует
указать Количество часов.
наименование
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены) |
Количество часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. |
|
|
|
|
Тема 1.1. |
Содержание учебного
материала |
* |
||
1 |
…………. |
** |
||
Лабораторные занятия |
* |
|
||
Практические занятия |
* |
|||
Контрольные работы |
* |
|||
Самостоятельная работа
обучающихся |
* |
|||
Тема 2. |
Содержание учебного
материала |
* |
||
1 |
…………. |
** |
||
Лабораторные занятия |
* |
|
||
Практические занятия |
* |
|||
Контрольные работы |
* |
|||
Самостоятельная работа
обучающихся |
* |
|||
Раздел 2. |
|
* |
||
Тема 2.1. |
Содержание учебного
материала |
* |
||
1 |
…………. |
** |
||
Лабораторные занятия |
* |
|
||
Практические занятия |
* |
|||
Контрольные работы |
* |
|||
Самостоятельная работа
обучающихся |
* |
|||
Примерная тематика
курсовой работы (проекта) (если
предусмотрены) |
* |
|||
Самостоятельная работа
обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) |
* |
|||
Всего: |
* (должно
соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы) |
Внутри
каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается
содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования
необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому
виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы.
Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается
примерная тематика. Количество часов определяется по каждой позиции столбца 3
(отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических
единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)
3.1.
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины
требует наличия учебного кабинета _____________; мастерских
____________________; лабораторий__________.
указывается
наименование указываются при наличии указываются при наличии
Оборудование учебного кабинета:
__________________________________
Технические средства обучения:
________________________________
Оборудование мастерской и рабочих мест
мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________
Приводится перечень средств обучения, включая
тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч.
аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество
не указывается).
Перечень
рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
_______________________________________________
Дополнительные источники:
_________________________________________
После каждого наименования печатного издания
обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом).
При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в
соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
Результаты указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2.
Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики
обучения по программе профессионального модуля.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной
дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных
образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и
навыков.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) учебной дисциплины |
Результаты (освоенные умения, усвоенные
знания) |
Основные
показатели результатов подготовки |
Формы и
методы контроля |
№ __«_______________» |
|
Выполнение Демонстрация Определение Проектирование Создание Планирование Выделение Получение Изложение Решение Обоснование Формулирование Доказательство Изготовление Нахождение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты переносятся из паспорта программы.
Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики
обучения по программе дисциплины.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности (правильных ответов) |
Качественная
оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл
(отметка) |
вербальный
аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Правила
определения основных показателей результатов подготовки:
-
ясной и
понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в
контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не
обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность,
непротиворечивость);
-
четкой и
конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных
характеристик результата деятельности.
Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО
образования и науки Российской Федерации[11]
(название
организации)
Утверждаю: (Должность руководителя организации) _________________/__________________/ «____»__________200__ г. |
Номер регистрации __________________ |
ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
_______________________________________________________________________
название
программы модуля
20…. г.
Программа профессионального модуля разработана на основе примерной программы профессионального модуля ___________________________________________
код и наименование примерной
программы проф.модуля
Организация-разработчик:____________________________________
Авторы:
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О.,
ученая степень, звание, должность,
©
©
©
©
©
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр. 5 |
2. результаты
освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
|
8 |
4 условия
реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
12 |
5. Контроль
и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности) |
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
_______________________________________________________________________
название программы профессионального модуля
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы по ________________________________________________
(специальности/профессии)
__________________________________________________ _________________________.
(код и наименование специальности или профессии1) (базовой или углубленной подготовки2)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
___________________________________________________________
указывается вид профессиональной
деятельности в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
указываются профессиональные компетенции в
соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом.
Примерная
программа профессионального модуля может быть использована ________________________________________________________
Указать
возможности использования программы в дополнительном профессиональном
образовании (указать направленность программ повышения квалификации и
переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы
профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках
специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО)
__________________________________________________________
указать
уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное
образование и др.
__________________________________________________________________
указать опыт
работы: тип предприятия, должности, стаж и др.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
__________________________________________________________________
уметь:
__________________________________________________________________
знать:
__________________________________________________________________
Указываются требования к практическому
опыту, умениям и знаниям в соответствии с профессиональным стандартом и/или
ЕТКС.
1.3. Рекомендуемое количество часов на
освоение программы профессионального модуля:
всего – _________ часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – _______ часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов;
самостоятельной работы обучающегося – ______ часов;
учебной и производственной практики – ______ часов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ________________________________ _____________________________________________________________________, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК … |
……………………………………………………………………… |
ПК … |
……………………………………………………………………… |
ПК …. |
……………………………………………………………………… |
ОК … |
……………………………………………………………………… |
ОК … |
……………………………………………………………………… |
ОК … |
……………………………………………………………………… |
Наименование
результатов обучения приводится в соответствии с профессиональным стандартом
и/или ФГОС по профессии НПО, специальности СПО, направления подготовки
(специальности) ВПО.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1.
Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования
разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося, часов |
Учебная, часов |
Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||
Всего, часов |
в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия, часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Раздел 1.
…………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Раздел 2……………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Раздел ….
………………….. |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика) |
* (ввести
число) |
|
* (повторить число) |
|||
|
Всего: |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 –
обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в
соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках
столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4,
6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках
строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5,
6, 7, 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки
«Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы
профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на
самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте
1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную
практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать указанному
количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм
значений следует повторить Количество часов на производственную практику
(концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца
«Производственная, часов». И учебная, и производственная практики могут
проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса
(рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды
профессиональных компетенций |
Наименования
разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем
времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
||||||
Обязательная
аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная
работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная
(по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная
практика) |
|||||||
Всего, часов |
в т.ч. Лабораторные
занятия и практические занятия, часов |
в т.ч.,
курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч.,
курсовая работа (проект), часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
Раздел 1. ……………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
|
Раздел 2. ……………………… |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|||
|
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика) |
* (ввести
число) |
|
* (повторить
число) |
||||||
|
Всего: |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
|
Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10
заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной
работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк.
Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел
в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали.
Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме
чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество
часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать
количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта
программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно
соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества
часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и
10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для
соответствия сумм значений следует повторить Количество часов на
производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в
колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная,
часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут
проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса
(рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, Лабораторные занятия
и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены) |
Количество часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел ПМ 1.
……………….. номер и наименование раздела |
|
* |
|
|
МДК 1. ………………….. номер и наименование МДК |
|
* |
||
Тема 1.1. …………………. номер и наименование темы |
Содержание (указывается перечень
дидактических единиц) |
* |
||
1. |
|
** |
||
… |
|
** |
||
Лабораторные занятия (при
наличии, указываются темы) |
* |
|
||
1. |
|
|||
Практические занятия (при наличии, указываются темы) |
* |
|||
1. |
|
|||
Тема 1.2. ……………………. номер и наименование темы |
Содержание (указывается перечень
дидактических единиц) |
* |
||
1. |
|
** |
||
… |
|
** |
||
Лабораторные занятия (при
наличии, указываются темы) |
* |
|
||
1. |
|
|||
Практические занятия (при наличии, указываются темы) |
* |
|||
1. |
|
|||
Самостоятельная
работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания) |
* |
|||
Примерная
тематика домашних заданий ……………………………………… |
||||
Учебная практика Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Производственная практика (для СПО – (по
профилю специальности) Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Раздел ПМ 2. ………… номер и наименование раздела |
|
* |
||
МДК … номер и наименование МДК |
|
* |
||
Тема 2.1. ………………… номер и наименование темы |
|
* |
||
……………….. |
|
|||
Тема 2.2. ………………… номер и наименование темы |
|
* |
||
……………… |
|
|||
Самостоятельная
работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания) |
* |
|||
Примерная
тематика домашних заданий ……………………………………… |
||||
Учебная практика Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Производственная практика (для СПО – (по
профилю специальности) Виды работ …………………………………………… |
* |
|||
Раздел ПМ 3. ………… номер и наименование раздела |
|
* |
||
……………… |
|
|||
Примерная тематика
курсовых работ (проектов) (если предусмотрено) ……………………………………………. ……………………………………………. |
* |
|||
Обязательная
аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено) |
* |
|||
Производственная практика (для СПО – (по
профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика) Виды работ …………………………………….. |
* |
|||
Всего |
* (должно
соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы) |
Внутри
каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По
каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических
единицах), наименования необходимых лабораторных работ
и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика
самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по
профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Количество часов
определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень
освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено
двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала
используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных
объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности
по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное
выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов ___________; мастерских ____________; лабораторий __________.
указывается наименование указываются при
наличии указываются при наличии
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест
кабинета ___________:
__________________________________________________________________
Технические средства обучения:
__________________________________
Оборудование мастерской и рабочих мест
мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
__________________________________________________________________
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
_____________________________________________________________________________
Приводится перечень средств
обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические
средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п.
Количество не указывается.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
После каждого наименования
печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в
соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов
экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки
России.
Описываются
условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной
помощи обучающимся.
__________________________________________________________________
Перечисляются
дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного
модуля.
Требования к квалификации педагогических
(инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу (курсам):
_________________________________________________________________.
Требования к квалификации педагогических
кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: _______________________________.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по
программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля
индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний,
умений и навыков.
Текущий контроль
проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится
экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) междисциплинарного курса |
Результаты (освоенные
профессиональные компетенции) |
Основные
показатели результатов подготовки |
Формы и
методы контроля |
№ __«_______________» |
|
Выполнение Демонстрация Определение Проектирование Создание Планирование Выделение Получение Изложение Решение Обоснование Формулирование Доказание Изготовление Нахождение |
|
Результаты указываются в соответствии с
паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть
конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального
модуля.
Раздел (тема) междисциплинарного курса |
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные
показатели результатов подготовки |
Формы и
методы контроля |
№ __«_______________» |
|
|
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности (правильных ответов) |
Качественная
оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл
(отметка) |
вербальный
аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
Правила
определения основных показателей результатов подготовки:
-
ясной и
понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в
контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не
обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность,
непротиворечивость);
- четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.
[1] Выбирается в соответствии с действующими перечнями профессий начального профессионального образования или специальностей среднего профессионального образования.
[2] Для СПО.
[3] Нужное выбирается. Если используется несколько форм подготовки, то нормативный срок обучения указывается для каждой из форм подготовки.
[4] Определяется в соответствии с действующими перечнями профессий начального профессионального образования или специальностей среднего профессионального образования.
[5] Перечисляются основные нормативные правовые акты в сфере образования и труда, согласно которым в программе устанавливаются определенные нормы.
[6] Нужное выбирается. Если используется несколько форм подготовки, то нормативный срок обучения указывается для каждой из форм подготовки.
[7] Определяется в соответствии с действующими перечнями профессий начального профессионального образования или специальностей среднего профессионального образования.
[8] Перечисляются названия учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с учебным планом.
[9] Форма календарного учебного графика.
[10] Указывается в том случае если организация является подведомственной Минобрнауки РФ
[11] Указывается в том случае если организация является подведомственной Минобрнауки РФ
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.