Принцип природосообразности
Понимание воспитания как
создания условий для развития человека обусловливает принципы
природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к
целенаправленному развитию личности вытекает принцип центрации воспитания на
развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека
отражается в принципе дополнительности.
Принцип
природосообразности воспитания. Идея
зародилась в антическом обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее
глубоко она была обоснована и разработана Я.А. Коменским (Коменский Я.А.,
1982). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогическах
системах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При различных
трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части
и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными
закономерностями развития человека в окружающем мире.
Коменский считал, что
порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над
природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе
ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного
развития его врождённых свойств и способностей (Руссо Ж.Ж., 1981). Песталоцци,
понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые
природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно
освобождают людей от "чувственно-животных свойств". Дистервег считал
необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом
возрастном этапе (Дистервег Ф.А., 1956).
Принцип
природосообразности в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой
различных теорий воспитания, получивших общее название педагогического
натурализма, в т.ч. и теории свободного воспитания. Принцип
природосообразности лежал и в основе педологии, некоторые идеи которой
сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального подхода.
Развитие наук о природе и человеке в XX в. существенно обогатило содержание
принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло учение о ноосфере
В.И. Вернадского (Вернадский В.И., 1981).
Современная трактовка
принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно
основываться на научном понимании естественных и социальных процессов,
согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у
него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и
формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой
дифференциации образования, организации социального опыта человека и
индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к
здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое
значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного
поведения.
Развитие человека и его потребностей необходимо
выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать
глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе
и обществу, ответственности за их состояние и развитие.