·
Побудителем
учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя:
o
познавательные
потребности;
o
цели;
o
интересы;
o
стремления;
o
идеалы;
o
мотивационные
установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в
структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Названная система мотивов образует учебную
мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Доминирующие
внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее
основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику
вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К.
Маркова отмечает, что становление мотивации "есть не простое возрастание
положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за
ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений,
появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними"
(Формирование, 1986. С. 14).
По ее мнению, качества мотивов могут быть:
·
содержательными,
связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность,
обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень
распространения на несколько учебных предметов и др.);
·
динамическими, связанными с
психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и
выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска
мотивов) и т.д.
Учебная мотивация
определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность,
- в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация позволяет развивающейся личности
определить не только направление, но и способы реализации различных форм
учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в
качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику
учебной ситуации в каждый временной интервал.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется
целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
·
характером
образовательной системы;
·
организацией
педагогического процесса в образовательном учреждении;
·
особенностями
самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и
способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими
учениками и т.д.);
·
личностными
особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
·
спецификой
учебного предмета.