Общение как средство педагогического сотрудничества

·                     Сущность речевого общения и его структура

·                     Невербальные средства общения

·                     Виды общения

 

Сущность речевого общения и его структура

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. Иллюстрация

Общение, или коммуникация, – широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. Иллюстрация

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

·                     речевойвебальный от лат. verbalis – устный, словесный;

·                     неречевой – невербальный. Иллюстрация

Речь, как средство общения, одновременно выступает как:

·                     источник информации;

·                     способ взаимодействия собеседников. Иллюстрация

В структуру речевого общения входят:

·                     значение слова, фраз;

·                     смысл слов, фраз;

·                     речевые звуковые явления: Иллюстрация

o                                            темп речи:

§                                                                     быстрый,

§                                                                     средний,

§                                                                     замедленный;

o                                            модуляция высоты голоса:

§                                                                     плавная,

§                                                                     резкая;

o                                            тональность голоса:

§                                                                     высокая,

§                                                                     низкая;

o                                            ритм:

§                                                                     равномерный,

§                                                                     прерывистый;

o                                            тембр:

§                                                                     раскатистый,

§                                                                     хриплый,

§                                                                     скрипучий;

o                                            интонация;

o                                            дикция речи. Иллюстрация

·                     выразительные качества голоса:

o                                            характерные специфические звуки, возникающие при общении:

§                                                                     смех,

§                                                                     хмыканье,

§                                                                     плач,

§                                                                     шепот,

§                                                                     вздохи;

o                                            разделительные звуки:

§                                                                     кашель;

o                                            нулевые звуки:

§                                                                     паузы;

o                                            звуки назализации:

§                                                                     "хм-хм",

§                                                                     "э-э-э" и др. Иллюстрация

В речевом общении также играют важную роль:

·                     точность употребления слова;

·                     выразительность;

·                     доступность;

·                     правильность построения фразы;

·                     доходчивость фразы;

·                     правильность произношения звуков, слов, выразительность;

·                     смысл интонации. Иллюстрация

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальные средства общения

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

·                     кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

·                     просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

·                     токесика (тактильные взаимодействия);

·                     проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). Иллюстрация Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:

·                     индивидуально-личностная;

·                     эстетическая;

·                     эмоциональная;

·                     психологическая;

·                     социально-иерархическая;

·                     возрастная;

·                     половая;

·                     медицинская;

·                     пространственная и другие. Иллюстрация

Виды общения

В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение – это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения – это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. Иллюстрация

Выделяют два вида общения:

·                     социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

·                     Личностноориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности. Иллюстрация

Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением. Иллюстрация

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано. Иллюстрация

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.