В
процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания
(Унт И.Э., 1990).
Сам ребенок активен уже с рождения,
он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда
"сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать
и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека
являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование (рис.
6) (Якиманская И.С., 1996).
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самовоспитание – это
деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии
с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее
самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих
поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным
возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки
характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации
самовоспитания (Ильин Е.П., 2000).
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания
невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса.
Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование – это система внутренней самоорганизации не усвоению
опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение –
это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством
собственных устремлений и самим выбранных средств.
В понятиях "самовоспитание",
"самообразование", "самообучение " педагогика описывает
внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.
Внешние факторы – воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их
пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи
утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития (Лесгафт
П.Ф., 1998).
А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни
самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости (Маркова А.К., 1992):
Высокий уровень:
инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей
саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий,
самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и
цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях.
Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления.
Низкий
уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для
своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя).
Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса
к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.
Самовоспитание предполагает использование таких
приемов, как (рис. 8):
·
самообязательство
(добровольное задание самому себе осознанных целей и задач
самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
·
самоотчет
(ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
·
осмысление
собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
·
самоконтроль
(систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения
нежелательных последствий).
Самовоспитание
осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе
сформулированных человеком целей, программы действий, контроля
за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции (Миславский
Ю.А., 1991). Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 7.
1. Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание,
самосравнение.
2.
Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль,
самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
3.
Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение,
самопоощрение, самонаказание, самоограничение (Пряжников Н.С., 1996) (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-samor.html).