ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Автономия – способность личности к самоопределению согласно
собственным убеждениям. Индивидуальная позиция человека, его независимость в
выборе мотивов, целей, способов поведения.
Авторитарное воспитание – педагогическая концепция, согласно
которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете
воспитателя и подчинении воспитанника его воле.
Авторитет – добровольно принимаемое индивидом влияние
какого-либо лица, основанное на признании его достоинств.
Авторская школа – образовательное учреждение,
работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой
школы.
Авторские образовательные программы – составная часть
программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. Для
авторских программ характерны оригинальные концепция и содержание. А. о. п.
предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т. д.
Адаптивность – приспособляемость, одно из основных требований к
системе образования взрослых.
Адекватность образования – соответствие полученного
образования объективным потребностям развития человека и личности.
Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию,
характеру
и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам
учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы
или курса образовательного учреждения.
Акмеология – наука о наиболее
полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого
уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.
Активизация учебной деятельности –
совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее
активную самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях
учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения
эффективности учебной деятельности.
Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от
преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые
способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому
усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся,
в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях
разрешения той или иной проблемы.
Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в
извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала
для
его использования.
Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных
(негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным
программам, созданным в качестве альтернативы ранее существующим.
Альтернативное обучение – применение новых технологий
обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных
ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и
форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции.
Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на
расчленении (мысленном и реальном) предмета, явления на составные части,
определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или
явления.
Андрогогика – раздел дидактики,
раскрывающий специфические закономерности усвоения знаний и умений взрослым
субъектом учебной деятельности.
Анкета – письменная постановка вопросов, предусматривающая
письменные
ответы об объективных или субъективных фактах деятельности опрашиваемого.
Апробация – проверка на практике, в реальных условиях
теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов.
Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой
рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.
Ассоциация – связь, возникающая при определенных условиях между двумя или
более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами и
пр.).
Ассоциативная теория обучения – теория,
провозглашающая, что всякое учение опирается на чувственное познание: наглядные
образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к
обобщениям; основной метод
– упражнение.
Базисный учебный план – нормативная база для создания
общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их
функционирования. Базисный учебный план определяет максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных
предметов, распределяет учебное время, отводимое на усвоение содержания
образования по классам (группам), образовательным областям и учебным
предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.
Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный,
школьный и ученический компоненты.
Базовое образование – совокупность способностей,
установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и
обогащения.
Базовое среднее профессиональное образование – образование,
которое осуществляется
имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего
профессионального образования по основной профессиональной образовательной
программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.
Бакалавриат – ступень высшего профессионального образования, со
сроком обучения не менее четырех лет и выдачей диплома бакалавра.
Бизнес-образование – образование, имеющее целью
подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного
производства.
Бинарный (совмещенный) урок – особый, специфический тип урока. Проводится, как
правило, двумя, тремя преподавателями взаимосвязанных предметов или
преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения.
Валидность – степень
соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельности или функции.
Вариативность – теоретическое признание объективного многообразия
технологий обучения и их практической реализации.
Взаимодействие – состояние, представляющее связь
педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их
свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального
феномена в его отношении к
другим; всеобщая универсальная черта педагогического явления, вне которой они не могут быть познаны и поняты как
педагогические феномены, а их
действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные
изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Влияние – действие, оказываемое воспитателем на
воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности
воспитуемого, его поведения и сознания.
Воздействие – влияние педагога на сознание, волю, эмоции
воспитуемого, организацию его деятельности в интересах формирования знаний,
умений, навыков, определенных качеств личности.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс
формирования
личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью
подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Воспитанность – обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания
человека; выражается в степени соответствия слов и действий отдельного лица
принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития; степень
соответствия личностного развития поставленной педагогами цели.
Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен,
который
конструируется, осуществляется и развивается в определенном социуме, имеющем
свои пространственные и временные рамки.
Воспитуемость –
подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых
для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Гармоничное развитие человека – соответствие и
согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств,
обеспечивающих органическое единство разума, воли и чувств; соразмерное
развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных
сторон и функций его сознания, поведения и деятельности.
Государственные образовательные стандарты – установлены Законом Российской Федерации «Об
образовании»; определяют образовательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
требования к уровню подготовки выпускников.
Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность
человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих
способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и
ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и
отдельной
личности в частности. В настоящее время становится одним из основных принципов
педагогики.
Гуманизация – направление в современной теории и практике воспитания,
основой которого является признание самоценности каждого
человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и
этническими, права личности на
свободное развитие своих способностей.
Гуманизация образования – система мер,
направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании
образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на
совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре
общественных отношений.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий,
утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного
процесса.
Гуманитаризация образования – ориентация на
освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа), позволяющего
с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться
с
людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать
родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.
Демократизация – процесс, который обеспечивает
доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий
для получения и углубления знаний; гибкости системы, которая заключается в
способности к быстрой перестройке направленности, уровня, содержания, формы
образования в соответствии с изменениями потребностей общества и производства.
Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей
действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно
воздействующий
на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Диагностика – распознавание, направленное на раскрытие сущности
изучаемого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и
глубоко описан.
Диверсификация образования – это многоуровневость
образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров,
многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость
образовательных программ.
Дидактика – научная область педагогики, исследующая принципы,
ценности,
закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.
Дидактическая теория – система научных знаний о процессах
и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей,
закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и
спрогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических
процессов и явлений.
Дифференциация образования – ориентация образовательных
учреждений
на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформированных
знаний, умений и навыков на основе учета их склонностей, способностей
и интересов.
Дифференцированный подход в воспитании – осуществление воспитательной функции,
реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей
тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.
Жизненная
позиция личности – наиболее
выраженные основные компоненты направленности личности, определяющие убеждения,
принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами ее деятельности.
Закон
Российской Федерации «Об образовании» – закон, принятый в
Знание – результат познания, совокупность
научных сведений из соответствующей области; отражение человеком объективной
действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;
коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Индивидуализация
образования – учет и
развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах
взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная
потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии
с особенностями каждого конкретного индивида.
Индивидуальный
подход – принцип
педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигается
взаимодействие с каждым учащимся.
Инновация – комплексный процесс создания,
распространения и использования нового практического средства (новшества,
нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований.
Инструктирование
(инструктаж) – обучающая
деятельность преподавателя в процессе производственного обучения учащихся.
Интеграция – ориентация на восприятие
системно-структурированного знания из различных научных сфер, наличие
междисциплинарных зависимостей и связей.
Интериоризация – процесс накопления опыта личности путем преобразования
внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные
характеристики личности, ее сознания и деятельности.
Информатизация
образования – процесс
широкого использования вычислительной техники и информационных технологий в
процессе обучения человека.
Категория – наиболее
общее логическое понятие, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения
явлений действительности и познания.
Качество образования – категория, определяющая состояние
и результативность
процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в
развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных
компетенций личности.
Квалификация – подготовленность индивида к профессиональной
деятельности; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для
выполнения определенных видов работ.
Классификатор – перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы,
т. е. распределены по определенной системе, и каждому из которых присвоен
определенный номер.
Классификатор специальностей среднего профессионального
образования –
систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам
родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным
образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с помощью
четырехзначного цифрового кода, в котором
символы 1, 2 кодируют группы специальностей, символы 3, 4 – специальности внутри групп специальности, например:
0300 – образование; 0313 – дошкольное
образование.
Классно-урочная система обучения – организация
учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение
проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в
течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Была создана Я.А.Коменским в XVIIв.
Ключевые квалификации –
общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также
способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по
определенной группе профессий. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное
осуществление интегративных видов деятельности и характерны для профессионалов.
Ключевые компетенции –
это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для
адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.
Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную
мобильность профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных
социальных и профессиональных сообществах.
Колледж – самостоятельное образовательное учреждение
повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии,
института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы
среднего
профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной
подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.
Коллектив – социальная общность, объединенная на основе
общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной
деятельности и общения.
Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий
собой
групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно
самостоятельного раздела лекционного курса.
Конкурентоспособность – способность профессиональных
учебных заведений обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных
рабочих и специалистов, эффективно осуществлять свою деятельность в условиях
рыночной экономики.
Концепция – система взглядов на те или иные явления;
руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности,
основная
мысль или ведущий замысел; трактовка какого-либо явления; основная точка зрения.
Конспект – краткое изложение содержания книги, статьи,
брошюры, научной работы, используемое для углубленного и тщательного изучения учебной и научной литературы.
Консультация – один из видов учебных занятий, который проходит в форме беседы
студентов с преподавателем.
Контроль – проверка преподавателем полученных
учащимися (студентами) знаний и приобретенных ими умений и навыков на семинарах, практических и лабораторных
занятиях
Конференция – одна из организационных форм учебного занятия или
воспитательного мероприятия.
Конфликт – вид общения, в основе которого лежат реальные или
иллюзорные,
объективные или субъективные противоречия общающихся личностей, требующие
разрешения.
Критерий – признак, на основании которого производится
оценка, определение или классификация чего-либо.
Лабораторное занятие – одна из форм учебной работы,
которая направлена на освоение учащимися (студентами) отдельных видов, способов
и методов проведения экспериментальной научно-исследовательской работы.
Лабораторно-бригадный метод – способ
организации учебного процесса в школе, основанный на самостоятельном выполнении
бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое
изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического
характера.
Лицей – тип среднего и высшего учебного заведения; среднее
учебное заведение
с углубленным изучением дисциплин определенного профиля. В отличие от широкого
гуманитарного гимназического это образование имеет более узкую дифференциацию,
например, технический лицей, естественнонаучный лицей.
Личностный подход – последовательное отношение
педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному ответственному
субъекту воспитательного взаимодействия.
Личностный смысл – осознаваемая значимость для
субъекта тех или иных явлений действительности, определяемая их истинным
местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для
него.
Личность – человек как субъект социальных отношений и
сознательной деятельности; системное качество индивида, формирующееся в
совместной деятельности и общении.
Магистратура – ступень высшего профессионального образования со
сроком обучения не менее двух лет после окончания бакалавриата
и выдачей диплома магистра.
Мастерство – высокая степень овладения определенными видами
профессиональной
деятельности.
Межпредметные связи – система содержательных и
процессуальных связей при изучении различных учебных предметов.
Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм
управления
подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной
работы по реализации ее целей.
Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи;
совокупность
приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.
Методика – наука о методах преподавания и обучения;
совокупность методов, способов и средств обучения чему-либо, например, математике,
физике, литературе и т.д.
Методология – учение о научном методе познания; принципы и
способы организации теоретической и практической деятельности человека.
Методы профессионального обучения – упорядоченные
способы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные
на достижение образовательных целей, формирования мировоззрения, способностей к
самостоятельному приобретению и творческому применению знаний.
Многовариантность образования – условие выбора,
дающее каждому участнику образовательного процесса шанс в достижении успеха.
Многоступенчатость профессиональной подготовки – свойство системы
профессиональной подготовки, которое обеспечивает последовательный переход со ступени
на ступень. Основывается на профессиональном самоопределении студента
или на конкурсном отборе обучения на следующей ступени. Профессиональное
самоопределение в условиях учебного заведения со ступенчатой системой
подготовки связано со сформированностью ценностно-мотивационной
сферы молодежи, самой оценкой собственных интеллектуальных и учебных
возможностей и профессиональной ориентацией. Преимущество ступенчатой
системы подготовки состоит в более основательной профориентации учащихся и
осознанном выборами профессии, а также в овладении несколькими
профессиями, что дает выпускнику среднего специального учебного заведения запасные
варианты при трудоустройстве в сложных экономических условиях. Ступенчатая
система подготовки особенно ярко проявляется на стыках двух основных
уровней образования — начального, среднего и высшего профессионального
образования, когда студенты на льготных условиях переходят на более
высокий уровень образования. Многоступенчатая система подготовки позволяет
студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное
профессиональное образование по одной или двум профессиям.
Многоуровневость образования – организация
многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения
на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и
интересам
человека.
Многоуровневые учебные заведения – заведения, в
которых реализуются разные образовательные программы, отвечающие требованиям
государственного образовательного стандарта трех соответствующих уровней
профессионального образования: начального, среднего и высшего. В средних профессиональных учебных
заведениях реализуются два уровня: базовый и повышенный,
предполагающие соответственно двухуровневую структуру средних специальных
учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневые средние специальные
учебные заведения обладают большей реактивностью на изменение социальных
процессов, так как сами формируют образовательные программы в зависимости от
уровня предложений.
Моделирование профессиональной деятельности – метод формирования содержания
обучения в виде комплекса задач, заданий и упражнений, в совокупности
полностью отражающих профессиональную деятельность от целеполагания до самоконтроля и
анализа результатов как по основным профессиональным функциям, так и по их
элементам. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
предполагает выявление типовых профессиональных задач, разработку на их основе
соответствующих учебно-производственных задач, определение их места в содержании
обучения, выбор целесообразных форм, методов и средств реализации структурных
элементов модели.
Модель – мера, образец, норма; представитель, заменитель
оригинала в познании или на практике.
Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям,
в частности, модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы,
как с позиции качества образования, так и
условий его предоставления.
Модульное обучение – организация образовательного
процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно
законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность
нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или
даже всей учебной дисциплины. М.о. способствует активизации самостоятельной
учебной и практической деятельности учащихся.
Мониторинг – постоянное отслеживание какого-либо процесса для
установления
его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату,
например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса.
Мотив – побудительная причина деятельности, складывающаяся
под влиянием
условий жизни субъекта и определяющая направленность активности личности.
Мотивация – система взаимосвязанных и взаимоподчиненных
мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
Наблюдение – специально организованное восприятие
исследуемого объекта, процесса или явления в
естественных условиях.
Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент
практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении
необходимых
действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.
Намерение – стойкая мысль о возможности или необходимости
выполнять
определенное действие или деятельность.
Направленность – совокупность устойчивых и
относительно независимых мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.
Научение – результат обучения, зависящий как от методов
обучения, так и от особенностей обучаемой личности.
Научная работа – неотъемлемая составляющая
образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования,
имеющая в
вузовской практике свои специально организованные формы.
Неинституциональная модель образования – это организация
образования вне социальных институтов (школ и вузов). Это «образование на
природе», с помощью Интернета, дистантного обучения и
т.д.
Непрерывное образование – образование, всеохватывающее по
полноте,
индивидуализированное по времени, темпам и направленности. Н.о. предоставляет
каждому человеку возможности реализации собственной программы; целостная
совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего
образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания
гражданской и нравственной зрелости личности.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в
интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией
достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон РФ
«Об образовании»). Процесс и результат усвоения систематизированных знаний,
умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее
профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний,
умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс — освоение
человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования
системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности,
ценностных ориентаций и отношений; как результат - характеристика достигнутого уровня в
освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система –
совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их
образовательных учреждений, органов управления
образованием.
Образование взрослых – направление в образовании,
обеспечивающее удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых
самостоятельной профессиональной деятельностью. Необходимость О.в. обусловлена
динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании
и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного
времени и, т. о. возможностей его рационального использования.
Образовательная траектория – возможность личности на
основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении
потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в
интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке
труда, самооценки возможностей.
Образовательные программы – ключевые элементы образовательного
(педагогического)
процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования
определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные
программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и
дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный
процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
Образовательные системы – социальные институты, осуществляющие
целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в
современном обществе.
Образовательные цели – сознательно определенные ожидаемые
результаты,
которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся
системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.
Образованность – личностное качество, характеризующее человека по
той мере, в какой он освоил и превратил в свое достояние имеющийся в обществе
социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры.
Обучаемость – способность к
усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную
систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.
Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности
человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их
получения, сохранения и применения в личной практике; специально
организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия
учителей и учащихся (студентов и преподавателей), результатом которого
является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения,
развитие умственных сил, дарований и возможностей обучаемых в соответствии с
поставленными целями.
Обученность – объем сведений,
информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению;
результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная
подготовленность.
Общая педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся
исследованием общих закономерностей образования.
Общее образование – образование, которое дает знание
основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает
познавательные способности,
позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку
учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Общение (коммуникация) – процесс взаимодействия личностей
и групп, посредством которого происходит становление и развитие личности и
общества.
Объяснение – функция научного познания, раскрытие сущности
изучаемого
объекта посредством постижения причин его возникновения, законов функционирования и
развития, установления связей данного объекта с другими.
Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях
при
минимальных затратах времени и усилий участников.
Ориентировочная основа деятельности (ООД) – система
представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или
выполняемого действия.
Педагогика – наука о целенаправленном процессе
передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и
деятельности; о сущности, закономерностях,
принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера
деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения,
т.е. отрасль гуманитарной науки о
способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к
общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической
системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека,
т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования
личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического,
формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот
мир. Этот процесс протекает по
свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями,
определенные изменения влекут за
собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели
обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
Педагогическая проблема – объективно возникающий в педагогической теории и
практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и
воспитания человека.
Педагогическая система – целостное единство всех факторов, способствующих достижению
поставленных целей развития человека. Основные признаки п.с.: полнота
компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между
компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения
компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.
Педагогическая ситуация – комплекс условий, при которых
решается педагогическая
задача.
Педагогическая теория – система научных знаний о
педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей,
закономерностей,
принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать
функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.
Педагогическая технология – совокупность средств и методов
воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания,
позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при
котором эти цели задаются достаточно однозначно, и сохраняется возможность
объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
Педагогический процесс – система, в которой воедино на
основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования
и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и
методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное,
развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно
необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей
образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Педагогический процесс – это в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном
единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей, как процесс
целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников;
деятельность самих воспитанников, как процесс усвоения ими информации,
физического и духовного развития, формирования отношения к миру, включение
в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих
процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в
качества формируемого человека.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт
преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Педагогическое мастерство – синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и
педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств
рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и
воспитании учащихся.
Педагогическое проектирование
– предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся
и педагогов.
Перечень профессий начального профессионального образования – реестр профессий и специальностей, подготовка по
которым осуществляется в системе начального профессионального образования.
Персонализм – направление, признающее личность первичной творческой реальностью и
ценностью.
Персонификация – представление определенной идеи и нравственного явления в виде
образа конкретного человека.
Перспектива – создание планов, видов на будущее.
Планирование – процесс составления плана работы, предположение,
составление перечня того, что необходимо выполнить (например, планирование мероприятия,
родительского собрания и т. д.).
Познание – приобретение знания, постижение закономерностей
объективного мира.
Понимание – умственное, символическое овладение, возможность
ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках»,
поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять,
постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.
Понятие – знание существенных свойств (сторон) предметов и
явлений окружающего
мира, знание существенных связей и отношений между ними.
Практика – важнейший компонент работы в вузе, одна из
составляющих профессиональной
подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по
определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной
деятельности, к которому готовится.
Предметные комиссии – объединение преподавателей
определенного предмета или близких между собой предметов.
Преемственность – связь между явлениями в процессе
развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе
некоторые его элементы.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории,
учения, мировоззрения,
теоретической программы; общее руководящее положение, требующее
последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении
«постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.
Прогнозирование – форма научного предвидения
результатов своей деятельности; разработка конкретного предположения,
высказанного на основе специально организованного исследования перспективы
развития.
Профессиональное образование – система знаний,
практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По
уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на
начальное, среднее и высшее.
Профессиональная самостоятельность – способность разбираться в требованиях,
предъявленных к труду по специальности, умение профессионально планировать,
выполнять и контролировать выполняемую работу.
Профессиональная характеристика – описательная модель профессии (специальности),
определяющая ее место в содержании трудовой деятельности; требования к общей и
профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.
Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к
компетентному выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и
искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых
задач.
Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в
результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по
достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных
изменений человека.
Рационалистическая модель образования – ориентация
образования на успешную адаптацию обучаемых к условиям жизни современного
общества и цивилизации, высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки,
готовность к усвоению новых знаний.
Рефлексия – самопознание в виде размышлений над собственными
переживаниями, ощущениями и мыслями.
Реформа – коренное преобразование, изменение,
переустройство, например, реформа системы обучения и воспитания подрастающего
поколения.
Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскрытии,
обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала,
реализации веры в возможности самовоспитания в процессе естественного
физиологического, психического и социального развития.
Самостоятельность – волевое свойство личности;
способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять
свою деятельность
без постоянного руководства и практической помощи извне.
Семинар – особая форма учебно-теоретических занятий,
которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу.
Синергетика – наука, исследующая связи между подсистемами, которые
образуются в открытых системах благодаря потоковому обмену веществом и
энергией с окружающей средой в неравновесных условиях; такая система
характеризуется согласованным поведением подсистем, ее образующих, что ведет
к росту ее упорядоченности, т.е. уменьшению энтропии (степени хаотичности, неупорядоченности,
беспорядка); изучает неравновесные системы.
Синтез – логический прием, представляющий собой мысленное
соединение элементов объекта в единое целое.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и
связях друг
с другом, которая образует некую целостность, единство; упорядоченная
целостность, имеющая определенную структуру.
Системный подход – метод научного познания, в основе
которого лежит рассмотрение объектов как систем.
Системообразующий фактор – доминирующий компонент,
являющийся
фактором, определяющим объединение остальных компонентов в систему.
Социализация – процесс усвоения человеком
определенной системы знаний, норм, ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного
общества.
Специализация – конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков,
ориентированных на применение в локализованной области профессиональной
деятельности человека в рамках специальности.
Специалитет – ступень высшего профессионального образования, со
сроком обучения не менее пяти лет и выдачей диплома специалиста с высшим
профессиональным образованием.
Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие
внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, учитель
математики, врач-педиатр); совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных
в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных
классов профессиональных задач; направление подготовки в среднем специальном
учебном заведении. Наименования специальностей содержатся в Перечне
специальностей профессионального образования.
Среднее
профессиональное образование
– образование на базе основного общего, среднего
(полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных
учебных заведениях или иных
образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным
профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям,
установленным государственным
образовательным стандартом. Завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем
профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного
уровня – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию
образовательным учреждением среднего профессионального образования по
основной профессиональной
образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего
звена повышенного уровня квалификации.
Средства обучения и воспитания – материальные и
идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и
осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.
Стиль – метод, совокупность приемов педагогической
деятельности, поведения (например, стиль обучения, стиль воспитания).
Структура среднего профессионального образования – совокупность различных
по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования,
характеризующих уровни среднего профессионального образования – базовое и
повышенное, профессиональной деятельности человека в рамках специальности.
Тезаурус – словарь, в котором максимально полно представлены
слова языка
с примерами их употребления.
Тезис – любое утверждение, которое необходимо доказать, защитить
или опровергнуть;
обобщенное и сжатое изложение основных положений работы; самостоятельная
разновидность научной публикации, представляющая собой текст небольшого
объема, в котором сформулированы основные положения доклада.
Тест – стандартное задание для выявления знаний, умений, опыта
испытуемого.
Тесты достижений – стандартизированные тесты,
конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня
овладения учебными знаниями и навыками.
Технология
обучения – процесс
преподавания и учения, представляющий собой совокупность
методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности
учащихся и студентов.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению.
Традиционная (классическая) модель образования – система академического образования
как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов
культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человеческой
деятельности.
Требование – выраженная в решительной, категорической форме
просьба,
распоряжение; правило, условие, обязательное для выполнения.
Тренинг – система регулярных упражнений, направленных на
развитие и совершенствование определенных навыков.
Умение – готовность
сознательно и самостоятельно выполнять
практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного
опыта и приобретенных навыков.
Уровень – степень развития, достижений в предметной области
знаний; степень
обученности и воспитанности человека.
Учебная программа (типовая) – документ, который раскрывает
обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества
усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового)
учебного плана.
Учебная программа (рабочая) – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой)
применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального
компонента стандарта профессионального образования.
Учебное пособие – вид учебной литературы, который
обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине; в нем, как
правило, рассматривается только часть учебного курса, или оно ориентировано
на практическую сторону усвоения материала.
Учебный план –
официальный документ, отражающий объем и содержание обучения.
Учебный план (типовой) – документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем
учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом
ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий
степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных
учреждений в разработке рабочей учебной
документации.
Учебный план (рабочий) – учебный план, разработанный для конкретного образовательного
учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента
стандарта.
Учение – действие того, кто осуществляет обучение;
удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения;
целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая,
преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению
системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание.
Фактор – явление, ставшее движущей силой другого явления.
Федеральный компонент стандарта профессионального
образования – отражает требования,
обеспечивающие эквивалентность профессионального образования по всей территории
России, и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых на
федеральном уровне.
Феноменологическая модель образования – модель, которая
предполагает
персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических
особенностей обучающегося, бережное и уважительное отношение к его интересам и
потребностям.
Форма – способ существования содержания, внешнее
очертание, наружный вид предмета.
Форма обучения – ограниченная временными рамками
конструкция отдельного звена процесса обучения; форма обучения и одновременно форма
организации
обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные,
групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся.
В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного
взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.
Формирование личности – процесс становления человека как социального существа под воздействием
всех без исключения факторов: экологических, социальных,
экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую
законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости,
устойчивости.
Фундаментализация – усиление
взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к
жизнедеятельности.
Фундаментальность образования –
основательность, глубина и прочность знаний; усиление взаимосвязи теоретической
и прикладной подготовки молодого поколения к жизнедеятельности; направленность на
обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления.
Характеристика – описание характерных,
отличительных качеств, черт кого-нибудь, чего-нибудь.
Хронометраж – точное измерение продолжительности каких-либо процессов.
Целостность – неразделимость, единство; направленность на восприятие системного
знания.
Цель – предмет стремления; то, что
необходимо, желательно осуществить.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней
структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью
его переживаний.
Шефство – общественная деятельность по оказанию помощи в
хозяйственной,
промышленной, культурно-просветительской деятельности.
Экзамен – форма оценки качества усвоения обучающимися
теоретических знаний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочности и
глубины усвоения, развития творческого мышления, умения синтезировать, классифицировать и
обобщать полученные знания и применять их при решении задач
прикладного характера.
Экскурс – изучение, освещение какого-либо специального
вопроса, связанного с главной темой.
Эксперимент – эмпирический метод познания педагогических явлений
и процессов
в контролируемых и управляемых условиях.
Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении
какого-либо вопроса.
Экстерн – человек, сдающий экзамены за курс учебного
заведения, не обучаясь в нем.
Экстернат – система прохождения курса обучения экстерном.
Эффективность обучения – мера совпадения реально достигнутых
результатов с целями, предусмотренными образовательной программой.
«Я-концепция» личности – устойчивая, в
большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений
личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.
Ярмарка образовательных услуг –
агитационно-рекламное мероприятие, периодически организуемое с целью пропаганды
образования взрослых и активизации населения.