·
Формирование
нравственной основы учащихся
·
Роль эмаптии в нравственном воспитании учащихся
Исходя из главной цели школы, разностороннее развитие и
творческая активность личности школьника должны формироваться на
высоконравственной основе. Нравственность – это неотъемлемая сторона
личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и
принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу,
коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда (Зинченко
В.П., Моргунов Е.Б., 1994; см. аннотацию).
Нравственная саморегуляция поведения
может быть как преднамеренной, так и непроизвольной.
При произвольной,
преднамеренной саморегуляции человек
сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными
требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех
случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.
При непроизвольной
саморегуляции человек поступает нравственно
потому, что иначе он просто не может. Моральные мотивы поведения у него
сильнее, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение в
большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют
немедленных поступков. Непроизвольная саморегуляция формируется в основном двумя путями. Во-первых,
в процессе стихийного накопления нравственного опыта. В этом случае дети
незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают
моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются
определенные формы поведения, т.е. формируются нравственные привычки. Подлинный
моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже.
Этот путь, посредством которого закрепляются главным
образом элементарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных
моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально
произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно. Именно на этом этапе, когда сознательно
усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями,
становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции.
Существенным недостатком, часто встречающимся в
практике воспитания, является то, что при обучении детей моральным знаниям не
опираются на их собственный жизненный опыт. Знания даются как бы абстрактно,
тем самым не создаются условия для упражнения детей в поведении, основанном на
изучаемых моральных знаниях. При этом в предъявлении детям нравственных знаний
часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к
случаю (Рождественская Н.А., 1998).
Эти и другие недостатки в нравственном воспитании
школьников приводят к разрыву между моральными знаниями и моральным поведением.
Для ликвидации разрыва необходимо:
o
соблюдать такое
соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми
моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данных знаний
в поведении;
o
ставить перед
детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания из их
различных поступков и выражению его в словесной форме;
o
побуждать детей
ставить перед собой нравственные вопросы и помогать им
находить на них ответы;
o
вооружать детей
специальными средствами, нужными для применения нравственных знаний и
воплощения нравственных побуждений в поведении, т.е. обучать детей
соответствующим формам нравственного поведения; и, наконец;
o
постоянно
оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они должны
овладеть.
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html; см. лабораторию изучения психического развития в подростковом и
юношеском возрастах),
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/973/973022.htm; см. статью Савченко Е.А. "О готовности старшеклассников
противостоять аморальным проявлениям").
Важной способностью для
формирования нравственного развития детей является эмпатия. Эмпатия
– способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит
искаженный характер, противоположного.
Если человек одинаково реагирует на переживания
различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его
устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности
выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в
нравственном развитии ребенка.
С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и
переключается с реакции на физический ущерб на реакцию по поводу его чувств и
далее – на реакцию относительно ситуации в целом.
Для развития эмпатии очень
важно, чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка,
умел вовремя прийти ему на помощь. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает
человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит
нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление
о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится
источником нравственного развития (Раис Ф., 2000).
Важнейшей составной частью нравственного воспитания
учащихся является формирование у них правильного отношения к труду и к его
результатам. Следует настойчиво воспитывать у учащихся понимание, что
"труд – основная потребность человека. Вопрос не в том, следует или не
следует работать, а в том, какая работа больше всего вам подходит. Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, как нужны
воздух, пища, сон, общение... Нужно четко осознать, что труд есть
биологическая необходимость. Мышцы становятся дряблыми и атрофируются, если мы
их не упражняем. Мозг приходит в расстройство и хаос, если мы не используем его
постоянно для достойных занятий" (Селье Г., 1992).
Личность утверждает себя в глазах других и собственных прежде всего, в плодотворном, приносящем ей
удовлетворение и успех, труде. Из этого следует, что противопоказано ставить
перед учеником, личность которого только формируется, задачи, с которыми он не
сумеет справиться.
Эффективный путь нравственного развития школьников –
включение всех детей в различные виды деятельности и отношений путем расширения
масштабов этой деятельности. Учитель имеет мощный инструмент формирования
нравственности своих воспитанников – организацию классного, а затем
общешкольного коллектива. Становление личности происходит при такой организации
этих коллективов, которая обеспечивает учащимся реальную возможность самим
решать проблемы школьной жизни, влиять на положение дел в классе и в школе.
*******
Психология воспитания – наиболее сложный и малоразработанный раздел педагогической психологии, изучающий
внутренние (психологические) механизмы становления и развития личности в целом,
а также отдельные ее свойства.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике и
педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия,
зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным
термином явления.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание
условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением
общественно-исторического опыта с целью подготовки их к общественной жизни и
производительному труду.
Различные типы обществ в разные исторические времена
по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью
воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы
свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на
окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности
становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Различные цели воспитания по-разному определяют и его
содержание, и характер его методики.