Введение в проблему
Кризисы профессионального становления
личности не стали еще предметом пристального изучения психологов. Кризисы же
психического развития, возрастные и жизненные кризисы широко представлены в
психологических исследованиях. Прежде чем рассматривать кризисы
профессионального становления, проведем краткий анализ интерпретации различных
кризисов личности.
В отечественной психологии глубоко
исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис
3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович,
Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин
и др.). Форма, длительность и острота переживания кризисов заметно различаются
в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных
условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.
Кризисы детства возникают при переходе
детей на новую возрастную ступень и связаны с разрешением подчас острых
противоречий между сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими
людьми, а также возрастными физическими и психологическими возможностями и притязаниями.
Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной кон-фликтности — характерные поведенческие реакции детей в
период кризиса.
Р.А.Ахмеров,
исследуя биографические кризисы личности, в качестве факторов, обусловливающих
их, указывает на события и отношения между ними. В зависимости от межсобытийных отношений он выделяет следующие кризисы:
§ кризис нереализованности — субъективное
отрицательное переживание жизненной программы;
§ кризис опустошенности — душевная усталость и
переживание отсутствия достижений;
§ кризис бесперспективности — отсутствие
перспектив профессионального роста, реальных планов на будущее.
Автор не увязывает эти кризисы с возрастом
человека, по его мнению, они определяются субъективными переживаниями. В
индивидуальной жизни человека основные кризисы встречаются в разных вариантах:
опустошенность + бесперспективность; нереализованность + опустошенность + бесперспективность.
Такие сочетания кризисов весьма трудно переживаются человеком, и выход может
быть деструктивным, вплоть до суицида.
В.И.Слободчиков при разработке категории возраста в
качестве основания его периодизации избрал понятие человеческой общности,
внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему
входить в различные общности и выходить из них, т.е. быть самобытным. Начало
каждой возрастной ступени — это всегда новое «рождение», переход в новую форму
жизни. В.И.Слободчиков подчеркивает, что
последовательная смена ступеней — это не просто условное членение непрерывного
процесса эволюционирования, а прежде всего смена
режима индивидуальной жизни как кризис самости и единичности. Соответственно он
выделяет две группы кризисов: 1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»); 2)
кризисы развития («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения
(табл.1).
Кризисы
«рождения» и развития
Таблица 1
Стадии
развития субъектности |
Кризисы
«рождения» |
Кризисы
развития |
- |
Родовой
кризис: разрыв биологического симбиоза [(-2) – (+3) месяца] |
Кризис
новорожденности (3,5 – 7 месяцев) |
Оживление |
Кризис
младенчества: разрыв психологического симбиоза (11-18 месяцев) |
Кризис
раннего детства (2,5 – 3,5 года) |
Одушевление |
Кризис
детства, разрыв единства «Я-реального»
и «Я-идеального» (5,5 – 7,5 года) |
Кризис
отрочества (11-14 лет) |
Персонализация |
Кризис
юности: разрыв идеала и реальности (17-21 год) |
Кризис
молодости (27-33 года) |
Индивидуализация |
Кризис
взрослости: разрыв личного и общечеловеческого смысла жизни (39-45 лет) |
Кризис
зрелости (55-65 лет) |
Универсализация |
Кризис
индивидуальной жизни: разрыв телесного и духовного существования |
|
Разрыв, противоречие между
актуальной и потенциальной формами совместного
существования и создают, по мнению В.И.Слободчикова,
явление кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый к чему-то стремятся, о чем-то
томятся, сами не ведая, что душе угодно.
Жизненные кризисы являются предметом
пристального внимания зарубежных психологов Ш.Бю-лер,
Б.Ливехуда, Э.Эриксона и
др. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии, они обращают внимание на
трудности перехода от одной стадии к другой. При этом подчеркиваются
особенности кризисных явлений у женщин и у мужчин, анализируются факторы, инициирующие
кризисы. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины
кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные
изменения, другие большее значение придают социализации личности, третьи —
духовному, нравственному становлению.
Широкую популярность в 1980-е гг. в США
приобрела книга американской журналистки Гейл Шинхи
«Предсказуемые кризисы в жизни взрослого человека» (1976). На основе обобщения
жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса:
1) «вырывания корней», эмансипации от
родителей (16 лет);
2) максимальных достижений (23 года);
3) коррекции жизненных планов (30 лет);
4) середины жизни (37 лет) — наиболее
тяжелый, рубежный.
Э.Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной
этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я»
личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних
условий существования. Когда у него вызревают те или иные качества личности, он
встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком
определенного возраста. «Каждая последующая стадия... есть потенциальный кризис
вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис»... употребляется
в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу
катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и
возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический источник возможного
формирования хорошей или плохой приспособляемости»/
Жизненный путь Э.Эриксон
разделил на восемь стадий, дав их качественное описание. В соответствии с
выделенными возрастными ступенями он обосновал основные кризисы психосоциального
развития (табл.2). Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса
и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного
разрешения возрастной проблемы.
Основанием периодизации кризисов
психосоциального развития у Э.Эриксона являются
понятия «идентичность» и «самоидентичность». Потребность
быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах определяет
движущие силы развития, а противоречия между идентичностью и самоидентичностью обусловливают кризисы и направления
развития на каждой возрастной ступени.
Краткий анализ исследований кризисов
личности свидетельствует об отсутствии их общепринятой классификации. Нередко
одни и те же кризисные явления называют по-разному. Поэтому необходима
типология кризисов личности.