Методы воспитания – это конкретные пути влияния на
сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной
деятельности (общении) последних с учителем - воспитателем.
На основе простейшей структуры личности методы
воспитания делятся на: методы формирования сознания; методы формирования
поведения и методы формирования чувств и отношений.
Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на
сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной
жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.
Метод упражнений – это метод управления деятельностью
школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет
определенные поручения (задания).
Разнообразные приемы педагогического влияния могут
быть сведены к двум основным методам – требованию и оценке.
Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в
едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов
индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций
педагога.
Традиционно выделяются четыре основных способа
влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание.
Убеждение включает в себя систему доводов, которые
обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п.
Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на
снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих
человека от заблуждений и ошибок.
Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей,
которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют
на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия
других людей.
Подражание – это следование примеру или образцу,
которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов,
интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека.
Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные
периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль.
В современной психолого-педагогической науке
рассматриваются направленное и ненаправленное влияния.
Формы воспитания – это способы организации
воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и
индивидуальной деятельности учащихся.
Основными душевными факторами развития человека
являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта
предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов,
обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение
своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися
идеалами и убеждениями.
Самообразование – это система внутренней
самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта
поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ,
самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение,
самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь,
самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение,
самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Принципы – общие руководящие положения, требующие
последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Педагогические закономерности воспитания - это
адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса,
обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Ситуация успеха – это субъективное переживание
достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности,
собственными действиями и полученным результатом.
Понимание воспитания как создания условий для развития
человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из
подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип
центрации воспитания на развитии личности.
Принцип природосообразности в европейской педагогике
XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее
название – педагогического натурализма, в том числе и теории свободного
воспитания. Принцип природосообразности лежал и в основе педологии, некоторые
идеи которой сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального
подхода.
Современная трактовка принципа природосообразности
исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития
природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и
самого себя.
Современная трактовка принципа культуросообразности
предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях
и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать
задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической,
сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной,
нравственной и др.).
В Европе, Америке, Японии существует множество
разнообразных теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции
авторитарной, технократической педагогики.
Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе
которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг.
XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж.
Келли и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются
"самоактуализация человека", "личностный рост",
"развивающая помощь".
Самоактуализация – это реализация себя в деятельности,
в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и
изменяющемся жизненном пути.
Вальдорфская педагогика – совокупность методов и
приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации
развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных
факторов.