СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
Общенаучное понятие «принцип». Сущность педагогических принципов, их
реализация
Система дидактических принципов
Общенаучное понятие «принцип». Сущность педагогических принципов, их реализация.
Чтобы педагогический процесс достиг своей цели, необходимо построить
строгую теоретическую концепцию, отправляясь от которой возможно понять и
эффективно реализовать сам процесс, следовательно, возникает вопрос о некоторых
законах и закономерностях, которые вносят устойчивый порядок между его
элементами.
Законы и закономерности дают общее понимание картины педагогического
процесса и не содержат непосредственных указаний для практической деятельности
педагога. Своеобразным мостиком между знанием закономерностей и педагогической
практикой являются педагогические принципы.
Педагогические
принципы – это основные идеи, следование которым помогает
наилучшим образом достигать поставленных целей. Принципы — «переводчики»
(В.С.Безрукова), определяющие механизмы взаимодействия структурных компонентов
педагогического процесса. Связи между компонентами осуществляются посредством
реализации принципов.
Педагогические принципы служат нормативной
основой выбора содержания, форм, методов, средств, обеспечивающих построение
отношений в педагогическом процессе. Это – их главная и основная функция.
Арсенал содержания, форм, методов и средств
воспитания и обучения огромен. Однако только с помощью педагогических принципов
можно выбрать наиболее целесообразные, наиболее системные и целостные компоненты
педагогического процесса.
Из сказанного следует, что педагогические
принципы – обязательный компонент педагогического процесса.
Принципы
реализуются через систему правил, отражающих частные
положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны.
Правило
(в педагогической интерпретации) – это основанное на
общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях
для достижения поставленной цели. Правила определяют типичный способ действий
педагога в типичных ситуациях.
Логическую взаимосвязь
рассмотренных понятий можно представить в виде цепочки:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ – ЗАКОНЫ –
ПРИНЦИПЫ – ПРАВИЛА
Для организации педагогического
процесса следует рассматривать и принципы воспитания, и принципы обучения.
Следует помнить, что деление всех принципов на отдельные составляющие части
целостного педагогического процесса носит условный характер. Рассмотрим систему
дидактических принципов.
Система
дидактических принципов
Принципы можно отличать по их
отношению к усвоению содержания обучения (по мировоззренческой стороне) и к
организации процесса обучения (по процессуально-технической стороне). В первом
случае это принципы воспитания и всестороннего развития, научности,
сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализации в обучении. А во
втором случае выделим принципы наглядности, систематичности и
последовательности обучения, доступности, прочности. Необходимо отметить, что
строгой системы принципов сегодня пока не существует.
Ю.К. Бабанским проведена работа
по систематизации принципов, выявлена системообразующая связь. По его мнению,
система принципов в своей совокупности должна обеспечить оптимизацию всех
компонентов обучения. Ю.К. Бабанский определил соотношение между принципами
обучения и структурой учебного процесса. Это позволило создать конкретную
последовательность принципов, которая соответствует порядку основных звеньев
процесса обучения.
В результате проведенных
исследований была сформирована современная система дидактических принципов, в
состав которой входят:
·
принцип научности и доступности;
·
принцип систематического и
последовательного обучения;
·
принцип воспитания и
всестороннего развития личности;
·
принцип наглядности;
·
принцип сознательности и
активности;
·
принцип прочности и развития
познавательных сил;
·
принцип индивидуализации в
обучении;
·
принцип связи обучения с жизнью и
практикой.
Рассмотрим сущность и механизмы
реализации некоторых дидактических принципов.
Принцип
наглядности обучения. Это один из самых известных и интуитивно
принятых принципов обучения, реализуемый с древнейших времен. Сегодня этот
принцип научно обоснован, выявлены закономерности разной чувствительности
органов чувств к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей
чувствительностью обладают органы зрения. Теория предлагает практике
реализовывать этот принцип через следующие правила:
·
запоминание предметов,
представленных в натуре (изображения, модели) происходит лучше, легче и
быстрее, чем запоминание, представленное в словесной форме;
·
руководить познавательной
деятельностью учащегося в процессе использования наглядных средств;
·
золотое правило: все, что только
можно, следует предоставлять для восприятия чувствами (видимое – зрением,
слышимое – слухом, запахи – обонянием, давать возможность воспринимать
осязанием, вкусом);
·
не ограничиваться наглядностью,
наглядность не цель, а средство обучения;
·
использовать наглядность как
самостоятельный источник знания для создания проблемных ситуаций и т.д.
Принцип
доступности. Принцип доступности обусловлен закономерностями возрастного развития
учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с
уровнем развития учащихся. Этот принцип выработан многовековой практикой –
доступно человеку лишь то, что соответствует его объему накопленных знаний,
умений, способов мышления (закон тезауруса). Многие правила к практической
реализации данного принципа сформулированы еще Я.А. Коменским. Теория и
практика современного обучения дополнили этот перечень:
·
следовать от легкого к трудному;
·
переходить от известного к
неизвестному от простого к сложному;
·
учитывать возрастные и
индивидуальные особенности учащихся, их уровень подготовки, особенности
работоспособности;
·
обучать в оптимальном темпе,
дозировать изучение нового материала, выбирать оптимальный уровень сложности
учебного материала;
·
использовать сравнение,
противопоставление, примеры при объяснении нового материала;
·
излагать учебный материал ясно,
убедительно, эмоционально;
·
обучать в диалоге;
·
опираться на опыт учеников.
Принцип
систематичности и последовательности. Принцип опирается на многие закономерные
начала: действенное знание возможно лишь тогда, когда существует четкая картина
внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным
способом формирования системы научных знаний является определенным образом
организованное обучение; если систематически не упражнять навыки, то они
утрачиваются и т.д. Важными правилами реализации этого принципа являются
следующие:
·
разделять содержание учебного
материала на логически завершенные шаги;
·
изучать материал небольшими
логическими порциями;
·
показывать межпредметные и
внутрипредметные связи;
·
использовать схемы, планы,
опорные конспекты, структурно-логические схемы;
·
организовывать повторение
учебного материала;
·
использовать уроки обобщения и
систематизации знаний;
·
придерживаться логики учебного
предмета.
Принцип
сознательности и активности. Активно и сознательно осуществляемая
учебно-познавательная деятельность помогает воспитанникам овладевать материалом
и развивать свой умственный потенциал. Если при этом педагогом создаются
ситуации самостоятельного поиска, творческого подхода воспитанником, тогда
педагогическое взаимодействие даст положительный результат в самоактуализации
обеих сторон. Но при этом следует помнить, что познавательная деятельность
побуждает активность при следующих условиях:
·
ясность задач предстоящей работы;
·
создание условий, для понимания
происходящего;
·
избегать механического выполнения
действий;
·
разнообразить виды познавательной
деятельности (сравнение, обобщение, классификации);
·
использовать взаимообучение,
учить учиться;
·
использовать вопросы на
определение причинно-следственных отношений;
·
использовать проблемные ситуации,
примеры, аргументацию;
·
организовывать применение
полученных знаний на практике;
·
использовать самостоятельную
работу учащихся;
·
обучение должно быть направлено
на то, чтобы научить задавать вопросы и выслушивать ответы;
·
использовать творческие задания.
Принцип
прочности. На усвоение и запоминание любого материала
влияет много факторов, среди которых субъективное отношение учащихся к
содержанию учебного материала, обучению, педагогу. Память учащегося носит
избирательный характер, поэтому здесь существует прямая зависимость: чем важнее
и интереснее для них тот, или иной материал, тем прочнее этот материал
закрепляется и сохраняется. Перечислим некоторые правила реализации данного
принципа:
·
мышление должно главенствовать
над памятью;
·
специально организовывать
материал, который необходимо запомнить;
·
организовывать регулярное
повторение материала, частота повторения должна соответствовать ходу кривой
забывания (вначале – чаще, далее – реже);
·
формировать интерес при изучении
нового материала;
·
следить за логикой изложения материала;
·
развивать произвольность памяти;
·
знакомить с различными
мнемотехниками;
·
использовать яркое эмоциональное
изложение учебного материала;
·
при изучении учебного материала
опираться на опыт и знания учащихся;
·
организовывать самостоятельное повторение учебного
материала.
Все принципы целостного педагогического
процесса между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Вопросы
для самопроверки
Почему в педагогике не существует четкого
разграничения понятий «закон», «закономерность»?
К чему приведет, на ваш взгляд, несоблюдение
сложившихся принципов обучения и воспитания?
Проиллюстрируйте каждый дидактический принцип
конкретными примерами из практики воспитания и обучения (на основе примеров из
жизни).
Докажите, что все принципы целостного
педагогического процесса взаимосвязаны между собой.