М. Монтессори (1870-1952) –
итальянский педагог, врач. В
Практическую деятельность начала в детской
психиатрической клинике (1895-1898), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод
развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899-1901 гг. работала в Ортофренической школе, готовившей преподавателей
специальных школ для детей с физическими и умственными недостатками. Успех
метода (воспитанники Монтессори наравне с другими
детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к
нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6
лет - "дома ребенка" (первый был открыт в
Система М. Монтессори основана на идеях свободного воспитания.
Критикуя отжившие схоластические методы обучения в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори
поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к
личности воспитанников. Монтессори утверждала, что
существует особый мир детства и что развитие ребенка подчиняется особым
законам. Основываясь на теории "спонтанного развития ребенка", Монтессори пришла к отрицанию активной воспитывающей роли
педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их
естественное развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий,
которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявлять его запросы и
способствуют его самовоспитанию и самообучению.
Стремясь поставить воспитание и обучение на научную
основу, Монтессори применила в педагогике
фундаментальные принципы экспериментальных наук. Дошкольное учреждение
(начальную школу) она рассматривала как лабораторию для изучения психической
жизни детей, в которой педагог – наблюдатель-экспериментатор, тщательно
планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно
оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя,
согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но
выполняют его так, как задумал педагог, - в рамках, предусмотренных еще при
создании стандартизированного дидактического материала (кубы-вкладыши, рамки с
гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд и т.п.). Устройство
дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои
ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания,
наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию
дисциплинированности и ответственности ребенка. Главным в занятиях считается
упражнение "активности", задача приобретения знаний является
попутной.
Основой обучения в
дошкольном и в младшем школьном возрасте М. Монтессори
считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей
среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств
рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного
органа - "выключать" остальные (напр., для развития более тонкого
осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении М. Монтессори связывала с выделением особых ("сензитивных") периодов повышенной восприимчивости
детей к определенным воздействиям окружающей среды (например, сензитивные периоды в обучении речи, овладении
межличностными отношениями и т.д.).
Главная форма воспитания и обучения, по системе М. Монтессори
– самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого – сжатость,
простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете
занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также
занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т.д.).
Заслугой М. Монтессори
является введение в практику дошкольных учреждений систематических
антропометрических измерений при помощи
приспособленной к детям аппаратуры. Монтессори
провела реформу в оборудовании зданий и помещении детского сада, оснастив их
специальной детской мебелью. Педагогическим задачам подчинена и архитектура школ
Монтессори: помещения для индивидуальных (групповых)
занятий расположены вокруг общего для них внутреннего дворика, где дети
знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь
проблемами организации общественного дошкольного воспитания, М. Монтессори подчеркивала, что благотворительность сама по
себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематическая
работа с детьми в дошкольных учреждениях.
Слабые стороны системы М. Монтессори
(отрицание активной роли педагога, недооценка игры как основного вида
деятельности дошкольников, преимущественное использование искусственно
созданного учебного материала и т.д.) неоднократно подвергались критике со
стороны прогрессивных педагогов. Некоторые педагоги обвиняли М. Монтессори в том, что, предоставляя детям свободу
передвижений, она разрушает установленную в воспитательном учреждении
дисциплину.
Наряду с вопросами дошкольной
педагогики (общие педагогические требования к обучению, режим дня, питание,
физическое воспитание, научный труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие
речи, обучение чтению, письму, счету и арифметическим действиям) Монтессори разрабатывала метод индивидуального изучения
детьми младшего школьного возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики,
географии, музыки, биологии, истории и др. наук. Она занималась также вопросами воспитания детей
раннего возраста (до 3 лет). Система Монтессори
завоевала популярность во многих странах; ее дидактический материал и приемы
обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и
воспитания детей.(http://www.montessori-center.ru/;
см. сайт Монтессори-центра (г. Москва)),
http://www.montessori-center.ru/;
электронная версия книги "Методика Марии Монтессори"),
(http://montessori.magichild.ru/st/st2.htm;
Монтессори-центр "Волшебный ребенок" (Москва)),
(http://www.montessori-center.ru/right.phtml?f=lit/books_rus.htm;
см. перечень книг М. Монтессори на русском языке).