Разработчики технократической
авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы
школы и общества является формирование "функционального"
человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе,
подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти
роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует
строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя
его формированием. Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер.
Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и
контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание,
методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также
стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть
строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом
подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге
человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как
модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих
навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации
поведения учащихся в нужном направлении.
Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя
пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями
и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в
различных социальных ситуациях с помощью "подкрепителей": одобрения
или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого,
если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью
его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью,
пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к
собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним
выражением технократического подхода является теория и практика психотропного
воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологическиих
препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.