Российская педагогическая энциклопедия - справочное
издание, имеющее целью представить по возможности полный в современных условиях
свод обобщённой и систематизированной информации в области теории и практики образования.
Это издание предназначено педагогам-практикам всех специальностей, научным
работникам и студентам, испытывающим потребность в достоверных и объективных
сведениях по теории, истории, методологии, методике психолого-педагогнческих
наук и по различным образовательным системам. Поскольку многие педагогические
явления и закономерности носят междисциплинарный характер, энциклопедия в
значительной мере ориентирована и на специалистов смежных отраслей -
психологии, философии, социологии и др. Вместе с тем читатели (и прежде всего
родители и воспитатели детей любого возраста), интересующиеся проблемами
образования и становления личности, найдут здесь разнообразные материалы но
этим проблемам.
В нашей стране есть опыт издания подобных трудов.
Однако вышедшая в 1927—29 Педагогическая энциклопедия в 3 тт. под ред. А. Г.
Калашникова сегодня представляет собой скорее историко-научный, нежели
справочный источник. В известной мере то же можно сказать о двухтомном
Педагогическом словаре (1960—61) и четырёхтомной Педагогической энциклопедии
(1964- 1968).
Создатели энциклопедии отдают себе отчёт в том, что ни
одно научно-справочное издание, особенно гуманитарного профиля, не может
претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым от идейных течений
своего времени, научных традиций, а порой и эмоциональных пристрастий.
Аналогичные издания прошлых лет несут на себе отпечаток своей эпохи. В
последние десятилетия, и особенно в последние несколько лет, в сфере
психолого-педагогического знания происходит переоценка многих казавшихся ранее
безусловными теорий и фактов. Накоплен и немалый опыт - как позитивный, так и,
необходимо признать, негативный - в сфере образования.
Российская педагогическая энциклопедия стремится
максимально объективно отразить современный уровень развития отечественной
педагогической науки и практики. Сложный и противоречивый этап в жизни
государства и общества не может не отражаться на состоянии педагогики и системы
образования. Поэтому материал, представленный в энциклопедии, несёт на себе отпечаток
тех общественных тенденций, которые, даже не оформившись окончательно,
определяют сейчас развитие педагогической науки и практики.
Для укоренившегося у нас восприятия энциклопедической
литературы характерна её оценка читателем как нормативного источника. С
современных позиций этот взгляд не может считаться оправданным, поскольку в
области гуманитарного знания вообще и педагогики в частности монополия на
истину отнюдь не служит делу творческого подхода к рассматриваемой тематике.
Безусловно, фактический материал, представленный в энциклопедии, тщательно
проверен. Что же касается определений, даваемых тому или иному понятию, а также
научных трактовок различных явлений и фактов, то редколлегия отказалась от
попыток сформулировать их в окончательном варианте. В современной науке ряд
понятий имеет много определений, не всегда согласующихся друг с другом. Научная
трактовка тех или иных явлений также осуществляется с разных позиций. Поэтому в
большинстве случаев содержание проблемной статьи отражает главным образом
позицию написавшего её специалиста. Текст статей энциклопедии в этой связи не
может и не должен служить непререкаемым аргументом в научной дискуссии. В
частности, библиография при статьях включает и источники, отражающие и иные,
нежели авторский, подходы к проблеме. В этом отчасти и проявляется одна из
целей энциклопедии - стимулировать научную мысль и творческий поиск.
Объединяющим стержнем различных авторских подходов
служила общая тенденция - гуманизация педагогической науки и практики, прежде
всего обучения и воспитания в современной школе.
В свете выявившихся тенденций в современной педагогике
содержание энциклопедии по сравнению с предшествовавшими изданиями аналогичного
профиля претерпело существенные изменения. Создатели энциклопедии стремились
освободить текст от идеологических штампов и установок, господствовавших в
отечественной педагогике на протяжении десятилетий. Материал, посвящённый
отечественным и зарубежным учёным и их взглядам, а также зарубежному
педагогическому опыту, представлен по возможности объективно, без однозначного
оценивания. Критический разбор различных теорий и подходов уступил место
изложению и комментариям. Информация, представляемая таким образом в
энциклопедии, достаточна, чтобы читатель мог выделить рациональное зерно в той
или иной позиции и вынести собственную оценку.
В целом объединяющей позицией многочисленных авторов
энциклопедии выступило признание детства как самоценного, уникального этапа в
жизни человека, а также утверждение права каждого ребёнка на полноценное
образование в соответствии с его способностями и склонностями. Главный акцент
сделан на очевидные преимущества демократичных форм воспитания и обучения над
авторитарными подходами. Авторы также стремились подчеркнуть идею необходимой
преемственности позитивных исторических и национальных традиций в деле
образования и воспитания.
Становление личности составляет не узкопедагогическую,
а общечеловеческую проблему. К ней было приковано внимание мыслителей разных
эпох, в том числе и тех, кого традиционно не принято относить к педагогам, но
чьи рассуждения о природе человека сыграли важную роль в развитии
педагогической мысли. В энциклопедии некоторым таким крупным фигурам посвящены
отдельные статьи, которые не отражают всей полноты взглядов того или иного учёного
или писателя, но ориентированы на изложение его концепции в соответствии со
спецификой данного издания.
Отдельные понятия включены в педагогическую
энциклопедию впервые. Это ряд психологических понятий, которым прежде уделялось
недостаточно внимания, но которые имеют принципиальное значение для педагогики.
Это и некоторые понятия философии и этики, без уяснения которых суждения о
гуманизации образования теряют научную почву. Сведения из области медицины,
физиологии, анатомии, морфологии и т. п. представлены довольно лаконично, т. к.
лишь косвенным образом связаны с педагогической проблематикой и могут быть
почерпнуты из иных источников.
Материал в Российской педагогической энциклопедии
представлен в форме, традиционно принятой в отечественных энциклопедических
изданиях. Статьи располагаются в алфавитном порядке. Термины, состоящие из двух
и более слов, помещаются таким образом, чтобы на первом месте стояло слово,
несущее логическое ударение (например, Кризисы возрастные), за исключением
случаев устоявшихся словосочетаний (например, Возрастная психология). В
некоторых случаях допускается инверсия (например, Народов Севера институт). В
необходимых случаях даются этимологические справки. Связи между различными
статьями устанавливаются при помощи ссылок (название соответствующей статьи в
тексте другой статьи даётся курсивом). В целях компактности изложения
использованы принятые в энциклопедии сокращения, список которых приводится на
с. 7—8.
Редколлегия выражает благодарность всем организациям и лицам, принявшим участие в создании Российской педагогической энциклопедии.