Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса,
способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности
учащихся. Используют и термины
"воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие
– организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных
целей.
В педагогической литературе единого подхода к
классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной
является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того,
как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания
подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями
воспитательной деятельности. Например, для организации
познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как
викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?",
конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс
изобретателей и фантазеров и т.п.
При осуществлении задач нравственного
воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на
этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции
и т. п.). Для каждого детского
коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и
богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он
эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться
педагогическая целесообразность (Виноградова М.Д., 1977; аннотация).
Когда речь идет о специально организованной
воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с
определенным воздействием, влиянием на формируемую личность.
Вот почему в некоторых пособиях по педагогике
воспитание традиционно определяется как специально организованное
педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее
определяемых обществом социальных свойств и качеств.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не
всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как
положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно,
что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности
внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную
активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и
формирующее влияние.