·
Особенности
взаимосвязи
обучения и воспитания
·
Многосторонний
характер
взаимосвязи обучения и воспитания
·
Типы
взаимосвязи
обучения и воспитания
В
истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения
и
воспитания во взаимосвязи (Сериков В.В., 1999). Многие исследователи
подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение
некоторому
содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий
человек,
умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того,
обучение
знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности
развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства.
Следовательно,
обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в
любом его
смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний,
умений.
Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение
системы
знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями
пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с
развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм,
формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же
относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием
получение информации об эстетических явлениях, обучение умению
воспринимать
красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной
ценности (Зюбин Л.М., 1991; см. аннотацию).
Итак,
обучение
и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и
элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся
для
активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то,
что в
первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов
деятельности, а во
втором – на интериоризации социальных ценностей, формировании
личностного
отношения к ним (Батаршев А.В., 2000).
Неизбежность воспитывающего
влияния обучения
обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как
целостную
личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их.
Обучающие
воздействия накладываются на эмоциональный строй личности,
соответствующий или
не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится
личностно
значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим (Якиманская И.С., 1996; см. аннотацию).
Связь
между
обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных
условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает
влияние
на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на
мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А., 1998; см. аннотацию).
Обучение воспитывает в необходимом обществу
направлении,
становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность
учения
и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам,
мотивам
учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на
возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия
оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы
(например, по химии или математике) не является непосредственно
эмоционально
окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к
самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными
условиями
организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке
(например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу)
стимулирует
соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на
отношение к учебной деятельности (Виноградова М.Д., Первин
И.Б., 1977).
И.Я.
Лернер (Лернер
И.Я., 1974)
отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс,
предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой
деятельности
и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют
уровень
интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все
названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного
развития
личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему
ценностей,
вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень
и
масштаб духовного развития личности.
Итак, анализ соотношения
обучения, воспитания и
развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому,
как
целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования,
осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную
личность – значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой
деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру
через
организацию различных видов деятельности (учебной, трудовой,
эстетической и
др.) (Иващенко Ф.И., 1996; см. аннотацию).
И.А.
Зимняя
выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и
воспитанием
(Зимняя И.А., 1997; см. аннотацию) (см. рис. 15).
1.
Воспитание неотрывно от
обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание,
формы,
средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами,
в
котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в
учебный
процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2. Воспитание осуществляется в
образовательном
процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно
ему
(кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны
подкрепляться
все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на
воспитание.
3. Воспитание осуществляется
вне образовательного
процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым
коллективом,
группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и
соответственно научение.
4. Воспитание осуществляется и
другими (не
образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и
т.д.),
сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.