Разнообразные приемы педагогического влияния могут
быть сведены к двум основным методам – требованию и оценке. В первом случае
задача педагога – добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали
его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования
разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности –
просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий
приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение)
и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют
личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные
оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в
целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные
похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку.
Требования и оценки могут быть коллективными и
индивидуальными. В этой связи их эффективность в значительной степени зависит
от отношения к их источнику. Максимальной силой влияния обладают референтная
группа и самый авторитетный педагог (просьбы любимого учителя могут выполняться
быстро, тогда как приказ человека, которого дети не уважают, может остаться
невыполненным). С помощью методов оценки производится оценка поступков,
стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их
поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия,
контроля, самоконтроля, самокритики) (http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html;
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/lab-tvor.html).