Классификация
уроков:
Уроки изучения нового материала |
||
Дидактические цели |
Основные виды уроков |
Структура уроков |
· овладение обучающимися
новым материалом; · организация деятельности обучающихся,
направленной на его осмысление и усвоение, первичное закрепление нового
материала; · выработка у обучающихся умений и навыков применения
знаний на практике |
· урок-лекция; · урок-беседа; · урок-рассказ; · урок решения познавательных задач; · лабораторная работа; ученическое творческое
исследование; · урок-дискуссия; · киноурок с последующим анализом и обсуждением и т.д. |
· организация обучающихся; · краткий опрос обучающихся
по важнейшим разделам пройденного материала, который понадобиться при усвоении
нового материала; · формирование у обучающихся мотивации к деятельности
по усвоению нового материала, в т. ч. постановка темы и определение основных
целей занятий; · освоение обучающимися
нового материала; краткий опрос обучающихся по новому материалу для контроля
усвоенного; подведение итогов урока, задание на дом. |
Уроки формирования и совершенствования
умений и навыков |
||
Дидактические цели |
Основные виды уроков |
Структура уроков |
· повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; · применение знаний на практике для углубления и
расширения ранее усвоенных знаний; · формирование новых умений и навыков; · контроль за ходом изучения учебного материала и
совершенствования знаний, умений, навыков |
· лабораторно-практические уроки; · урок-сочинение (изложение); · урок-семинар; · некоторые виды экскурсий; · практическое исследование; · выполнение упражнений; · самостоятельные работы; · -урок-деловая
игра; · урок-консультация |
· организация обучающихся; · повторение изученных знаний, их применение в других
ситуациях; · систематизация знаний; · закрепление умений и навыков, также вывод их
деятельности на межтематический и межпредметный уровень; · подведение итогов урока, задание на дом. |
Уроки обобщения и систематизации
знаний |
||
Дидактические цели |
Основные виды уроков |
Структура уроков |
· проверка и установление уровня овладения
обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности,
касающимся ключевых вопросов учебного предмета; · повторение, коррекция и более глубокое осмысление
материала по этим вопросам и взаимосвязь его
отдельных элементов. |
· урок-лекция; · урок-дискуссия; · урок-семинар; · киноурок с последующим анализом и обсуждением; · -урок-деловая
(ролевая) игра; · урок-смотр знаний. |
· организация обучающихся; · подготовка обучающихся к предстоящей работе;
всесторонняя проверка знаний, умений, навыков; · подведение итогов урока, задание на дом. |
Уроки контроля и коррекции знаний |
||
Дидактические цели |
Основные виды уроков |
Структура уроков |
· контроль за уровнем усвоения обучающимися
теоретического материала; · контроль за сформированностью
умений, навыков и коррекции знаний, накопленных умений и навыков |
· письменная контрольная работа; · устный опрос; · зачетная (практическая или лабораторная) работа; · урок-викторина; · урок-соревнование; · урок взаимоконтроля и т.д. |
· организация обучающихся; · вводная объяснительная часть (инструктаж
преподавателя и психологическая подготовка обучающихся к выполнению предстоящей
работы – решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и
т.п.); · самостоятельная работа
обучающихся, оперативный контроль, консультации преподавателя для поддержания
у обучающихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они
делают; · анализ
проведенного контроля, выделение типичных ошибок и проведение коррекционной
работы (сдача выполненного задания). |
Комбинированные уроки |
Это наиболее распространенный тип урока. На нем решаются
дидактические задачи всех остальных типов уроков. Структура комбинированного урока может быть любой. В процессе изучения нового материала часто организуется первичное
закрепление и начальный ответ применения. При закреплении материала удобно
проводить контроль ранее изученного, а также развивать навыки применения этих
знаний в различных, в том числе нестандартных ситуациях. Синтез всех этих
структурных элементов делает его разнообразным, динамичным и интересным для обучающихся. |
Оценка
знаний, умений, навыков должна быть объективна!
Выделяют три подхода к оценке знаний обучающихся:
а) качество усвоения знаний оценивается количественно:
- по результату (наращивание большого числа отметок в
5-бальной системе);
- по методу измерения – подсчет общего числа
правильных (неправильных) ответов. Такая оценка знаний называется
предметно-информативной.
б) в качестве критерия эффективности усвоения учебного
материала выступают 2 показателя – что и как усвоил обучающийся, т.е. оценивается
как результативная, так и процессуальная стороны его учебной работы.
в) критерии оценки эффективности деятельности обучающегося должны быть разноуровневыми.
В них должны учитываться индивидуальные показатели: информированности, обученности обучающегося логическим средствам получения и
воспроизведения знаний, развитости, выраженной в способности самостоятельно
добывать и использовать знания, осуществлять самоконтроль, саморегуляцию.
При
подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только
вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно
оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у
обучающихся искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их
творческое сознание.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения,
как бы осознанно и продумано они ни подбирались
педагогом. В значительной степени на достижение результата влияет
функционирование
различных форм деятельности преподавателя и обучающихся на уроке. А все формы взаимодействия на занятиях специальной технологии отражены в структуре комбинированного урока. Все
чаще в научной и методической
литературе упоминают о разновидности комбинированного урока, называемого синтетическим. В учебнике «Педагогика школы» под редакцией профессора И.Т.Огородникова ему дается следующее описание: «Под синтетическим
подразумевается такой урок, на
котором решаются различные дидактические задачи: ознакомление обучающихся с новыми
знаниями, умениями и навыками, их закрепление
и повторение ранее пройденного. В отличие
от так называемого комбинированного урока синтетический урок в зависимости от дидактической цели и
специфики учебного материала строится
по-разному. На этих уроках нередко изучение
нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается
на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учителем, но и в разнообразной
самостоятельной работе обучающихся».
Академик М. И. Махмутов
выделил главную сущностную черту синтетического
урока в том, что в его основе
лежит чаще всего самостоятельная поисковая деятельность обучающихся.
Это обстоятельство в полной мере
характерно для занятий по специальной технологии
с использованием проблемно-творческого метода обучения обучающихся, а поэтому должно быть отражено
в составлении планов занятий, т.е. при
текущем планировании своей работы преподавателем.
Вместе с тем ряд ученых (Ю.А.Конаржевский, И.Ф.Харламов и др.), рассматривая различные типы уроков, полагают, что
все они не что иное, как различные структурные сочетания
этапов комбинированного урока. Более того, под влиянием новейших психологических теорий
на развитие творческого мышления преподавателей и
наметившихся в последнее
время тенденций совершенствования учебного процесса и перевода его в режим
развития, возникла принципиально новая, так называемая адаптивная
система обучения. Ее основу составляет
адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой
обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач. В условиях адаптивной системы
обучения преимущественной становится самостоятельная деятельность обучающихся, управляемая педагогом при
помощи использования различных
обучающих и контролирующих программ.
Простейшая
организационная модель выглядит так:
Педагог обучает
всех обучающихся |
|
Педагог работает
индивидуально |
Учащиеся работают
самостоятельно |
Что же тут нового? Педагог здесь не просто
наблюдает за самостоятельной работой обучающихся, а работает в это время с отдельными обучающимися индивидуально, и это очень
заметно повышает эффективность урока. На каждом уроке преподаватель чему-то обучает всех, а затем работает в индивидуальном
режиме (управляет самостоятельной
работой, осуществляет включенный в самостоятельную
работу контроль и работает индивидуально, отключая от самостоятельной работы обучающихся по очереди). Обучающиеся соответственно
могут работать в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально и самостоятельно под руководством
педагога. Суть такой системы обучения — это максимальное сближение преподавания новой информации и обучения приемам
самостоятельной работы, самоконтролю,
взаимоконтролю, приемам исследовательской
деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать
главное. Умение самостоятельно работать — вот чему учат при таком
подходе к организации занятий. Тогда
дидактический срез комбинированного урока (в общем случае) проясняет
таблица.
Дидактика комбинированного урока
1. Организационный этап Приветствие — ключ к сотрудничеству Определение отсутствующих Проверка готовности обучающихся к работе Проверка подготовленности помещения учебного кабинета к уроку Организация внимания |
2. Этап проверки домашнего задания Без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны педагога обучающийся не знает качества своей работы, он не владеет самым главным и важным в ней — результатом и, как следствие, не ощущает радости успеха или горечи ошибок! Мастера
педагогического труда исповедуют правило: «Задаешь на дом — проверяй, не
проверяешь — не задавай!» |
3. Этап всесторонней проверки знаний Если большинство группы не участвует в этой работе — это время урока для них пропадает Устный опрос оправдан лишь тогда,
когда в работу втянута вся группа, а известный фактический материал рассматривается в новом
свете, теоретические
знания применяются на практике, когда ответы на уроке позволяют убедиться в правильности
своих знаний, исправить и дополнить их, закрепить, сделать более личными |
4. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала Самое главное — обеспечить осознание цели обучающимися,
вызвать их личностное, заинтересованное
отношение к ее достижению, раскрыть значение материала для освоения
специальности самими обучающимися. Когда обучающиеся этого не понимают,
процесс их учения и руководство ими со стороны преподавателя приобретают
формальный характер: указания
выполняются, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий педагога, они не
проявляют активности, самостоятельности,
инициативы на уроке |
5. Этап усвоения новых знаний Следует помнить, что сущность обучения состоит не в изложении нового материала, а в изучении этого материала обучающимися под руководством преподавателя с использованием продуктивных методов и приемов. Строить учебный процесс на этом
этапе только в расчете на усвоение определенного
объема знаний — тоже нельзя. Материал должен осмысляться
обучающимися, изучение — быть ориентированным на достижение глубины его понимания при максимуме самостоятельности в этом
процессе самого учащегося |
6. Этап закрепления новых знаний Нельзя загружать только память обучающегося, необходимо давать пищу уму и воображению! К.Д.Ушинский сравнил педагога, не
заботящегося о закреплении знаний, с возницей, который вовсю погоняет
лошадь, забыв при этом увязать кладь на
повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что все рассыпал по дороге, и его поездка была, по меньшей мере, бесполезной |
7. Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Нет смысла задавать на дом то, что
может быть достигнуто на уроке. «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено
мной путем самообразования» (Чарльз Дарвин). Человек развивается в
деятельности и с помощью деятельности. Чем лучше урок и чем лучше учащиеся знают, как учиться
самостоятельно, тем
эффективнее действие домашнего задания |
Естественно, у
каждого типа урока имеются различия в его построении, но залог
успеха занятия зависит от понимания будущим педагогом
главного условия его достижения. Оно заключается в том, что каждый
урок должен быть рабочим сотрудничеством соратников в деле развития
и обновления себя, основанным на деловой доброжелательной
атмосфере и уважении личности.
Несколько советов (из
практики). План урока удобнее составлять на отдельных листах. На первом — тема, цели занятия (обучающая, воспитательная, развивающая), методы проведения, материальное обеспечение, межпредметные
связи, литература для учителя и рекомендуемая для обучающихся. На
втором — ход урока с указанием этапов,
решаемых вопросов, проблемных и поисковых ситуаций и т.п. Третий лист —
только для краткого конспекта, который
дается учащимся для записи на уроке. Времени на длительное конспектирование не
выделяется, поэтому сжатости и продуманности
таких записей преподаватель должен уделять достаточно внимания. При этом может
оставляться место для рисунков, схем и
др., выполнение которых может быть перенесено на домашнее задание.
Запись этапов и
элементов урока может быть более или менее подробной.
Канонизированной формы планов урока нет, но при всем разнообразии
план-конспект урока обязательно должен отражать тему, цель,
оснащение, ход.
Наличие перед началом занятия плана —
обязательное и непременное условие работы
преподавателя специальной технологии.
Мы уже говорили выше, что урочная система производственного обучения
наиболее полно осуществима в начальный, операционный и комплексный периоды, когда
приобретенные навыки по выполнению основных операций закрепляются при выполнении учебно-производственных работ. В эти
периоды наиболее часто используется
следующая структура занятий.
А. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.Проверка готовности и
отметка в журнале явки обучающихся.
2.Вводный инструктаж.
3.Выдача инструмента,
технической документации, заготовок, материалов и др.
4.Распределение
(расстановка) обучающихся по рабочим местам.
Б. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Выполнение обучающимися упражнений или учебно-производственных работ.
2.Текущий инструктаж
(индивидуальный).
3.Текущий групповой или
фронтальный инструктаж (проводится по мере необходимости).
4.Проверка и оценка учебно-производственных
работ, выполненных обучающимися.
В. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
1. Организация уборки обучающимися рабочих мест.
2. Контроль правильности
хранения материалов, инструментов, технической документации и др.
3. Заключительный
инструктаж.
При проведении
занятий в мастерских мы рекомендуем следующую методику целевых обходов с
тем, чтобы привнести в действия мастера системность (естественно, всего лишь как
один из возможных
вариантов).
Первый
обход проводится
сразу после окончания вводного инструктажа и расстановки
обучающихся на определенное каждому рабочее место. Он носит контрольный характер.
Мастер проверяет,
все ли
учащиеся приступили к работе, нет ли каких-либо затруднений, неполадок,
организационных проблем.
Второй обход преследует цель проверки правильности
организации работы, соблюдения правил
техники безопасности. Целесообразно убедиться, что необходимые принадлежности
рационально расположены, инструменты, и заготовка надежно закреплены, применяемые приемы работы выполняются
правильно, в соответствии с их показом на вводном инструктаже мастером.
Последующие обходы обычно могут быть направлены на осуществление контроля правильности выполнения
обучающимися упражнений (или последовательности технологической
обработки изделия). Мастер останавливается около каждого учащегося и внимательно присматривается к тому, как выполняются те
или иные действия, приемы и т.п. Мы
рекомендуем без острой необходимости (если ошибка учащегося не ведет к опасным
последствиям) не вмешиваться в работу
немедленно. Пусть сам обучающийся (после наводящих вопросов мастера)
обнаружит допущенную ошибку и путь к ее исправлению. Такой подход вырабатывает
у обучающихся
привычку к анализу и поиску правильного решения проблемы, развивает самостоятельность.
Может случиться
так, что значительная часть обучающихся при работе совершают одинаковые ошибки, проявляют
незнание в одних и тех же
приемах технологической обработки. Здесь однозначно — вина мастера, который
провел вводный инструктаж недостаточно
понятно для обучающихся. Не стоит сводить дополнительный
коллективный инструктаж к повтору — надо найти другой способ объяснения, более доступный и понятный обучаемым.
Один из последних
обходов обязательно предназначается для приема выполненных изделий, их контроля и оценки
для последующего
объявления результатов на заключительном инструктаже. Приведем один из возможных вариантов плана занятия мастера производственного обучения.
ПЛАН УРОКА
Группа№_________Специальность_____________Мастер_____________
Тема
программы______________
Тема урока___________________
Цели занятия_________________
Материальное
и дидактическое обеспечение занятия
Ход урока
1.Контроль
посещаемости и готовности к уроку.
2.Объяснение хода и
последовательности проведения занятия, назначение дежурных (при необходимости).
3.Распределение по рабочим местам (при
необходимости).
II.Вводный
инструктаж (указать время)_________________________
1.Сообщить тему
программы и тему урока, назвать его учебное значение
2.Проверить выполнение
домашнего задания или провести повторение материала, пройденного на прошлых занятиях (при необходимости) — у
группы фронтально, (указать фамилии)
индивидуально.
III.Объяснение нового
материала.
1.Рассказать о значении
данной работы для освоения профессии.
2.Показать готовые образцы,
эталонные изделия, рассказать, для чего они предназначаются, их значение для
производства.
3.Разобрать рабочие чертежи, обратив
внимание на условные обозначения в них
шероховатости, точности, взаимного расположения поверхностей, технические требования к изготовлению и
т.п.
4.Опираясь на знания теоретических
дисциплин, разобрать свойства материала
изделия, способ получения заготовки, необходимые расчеты и др. (при необходимости).
5.Разъяснить
технологическую последовательность обработки, обращая внимание обучающихся на особенности базирования, режимы обработки и
др.
6.Рассмотреть
применяемые инструменты, приспособления; разобрать специфику наладки и
особенности эксплуатации оборудования (при необходимости).
7.Показать приемы работы
(в соответствии с правилами демонстрации); предупредить о возможных ошибках при
выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля, рассказать и
показать способы измерений в данном случае.
8.Рассказать о
передовых способах работы при выполнении задания, о приемах и инструментах
новаторов производства, особенностях прогрессивных технологий обработки (при
наличии таковых).
9.Разобрать вопросы
рациональной организации рабочего места.
10.Провести инструктаж по правилам техники
безопасности, обратить внимание обучающихся на опасные
зоны (приемы) работы, требующие особой собранности, внимания.
11.Предложить обучающимся (фамилии) повторить рабочие приемы
(порядок обработки или др.) перед группой; убедиться в понимании.
12.Сообщить обучающимся
критерии оценок (величину нормы времени, выработки).
IV.Самостоятельная
работа обучающихся________________(указать время).
Текущий инструктаж — целевые
обходы рабочих мест обучающихся:
· первый обход — проверить содержание
рабочих мест, их организацию;
·
второй
обход — обратить внимание на правильность выполнения приемов;
· третий обход — проверить правильность
соблюдения технологической последовательности
изготовления изделия; обратить внимание на соответствие режимов обработки;
· четвертый обход — проверить правильность
ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного и т.п.), соблюдение
технических условий работы и др.;
·
пятый
обход — провести приемку и оценку выполненных работ. Выдать дополнительно задания_______________ (указать) наиболее успевающим обучающимся.
V. Заключительный инструктаж________________________(указать время).
1.Подвести итоги занятия.
2.Указать на допущенные
ошибки и разобрать причины, их вызвавшие.
3.Сообщить и (при
необходимости) прокомментировать оценку учащимся за работу.
4.Выдать домашнее задание,
объяснив его важность для______________________
(развития
интеллекта, познавательности, способностей, усовершенствования навыков и т. п. — нужное
выделить).
Мастер
производственного обучения___________________(подпись)