Основные методы
профориентации
Сущность
любой методики – расширение возможностей самого психолога-практика. Например,
если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными
возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не
понадобиться многие "эффективно работающие" методики. Правда, если
такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, удачно выбранная
методика может "подстраховать" его, т.к. постоянно работать в
активном, творческом режиме довольно сложно.
Обычно
при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где
отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где
отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных
методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и
психотехническая модели относятся к методике как "внешнему средству",
представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика
работала, необходим подготовленный для ее использования специалист,
разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной
моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической
моделью). Все это относят к методике как "внутреннему средству работы
психолога".
Как отмечает Е.А. Климов, методика - это как минимум совокупность
внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога (Климов,
1988. С. 117-118). Иногда бывает так, что
психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами
практически. И тогда использование методики будет менее эффективным.
При
прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько
предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и
участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать
приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли
противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость
использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация
иногда заявляет: "Нашим школьникам тесты уже
надоели"). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо
постараться "просветить-переубедить" администрацию, что далеко не
всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования
игровых методов, работать с этими методами как-то "полуподпольно",
чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем
более что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени
должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.
Ниже
представлены основные группы методов профориентации, составленные в
соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной
помощи (см. Пряжников, 1997,
1999).
- Информационно-справочные,
просветительские методы:
- профессиограммы – краткие описания профессий
(проблема в том, что традиционные профессиограммы
с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно
искать более компактные и понятные формы описания профессий);
- справочная
литература (при условии достоверности такой справочной информации);
- информационно-поисковые
системы – ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и
мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные,
бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные
ИПС (банки информации в ЭВМ);
- профессиональная
реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и
привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
- экскурсии
школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии
заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и
экскурсоводов);
- встречи
школьников со специалистами по различным профессиям (при условии
специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких
специалистов по профессии);
- познавательные
и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
- профориентационные уроки со школьниками как
система занятий (а не как отдельные "мероприятия");
- учебные
фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ,
так как показывать почти нечего);
- использование средств массовой информации (СМИ) может
быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики
(специфического жанра общения с телеаудиторией,
требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения
"производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также
неизбежность сокращения "объема" профессиографической
информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским
правкам" и "цензуре");
- различные
"ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою
эффективность в профориентационной помощи не
только безработным, но и с выпускникам
школ.
- Методы профессиональной
психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):
- беседы-интервью
закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
- открытые
беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее
заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие
беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
- опросники профессиональной мотивации
(специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии,
т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика,
чем определение способностей к профессии);
- опросники профессиональных способностей:
требуется очень избирательное их использование и
особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям
с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой
деятельности" (по Е.А. Климову);
- "личностные"
опросники (требуется особая подготовка
профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений
применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя
"просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный
тест – это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на
"референдумах" и при "голосованиях", когда
испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по
его поведению в общественном транспорте (тест на "жлобовство"); таким образом, получается, что
тест на "личностность" – это, с одной
стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это
проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е.
очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме
жизни;
- проективные
личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка
профконсультанта для их использования);
- методы
наблюдения – это один из основных научно-практических методов работы
психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е.
выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и
фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
- сбор
косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей,
от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической
корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не
ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в
положение "стукачей" и доносчиков);
- психофизиологические
обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми
условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы
для самых разных видов трудовой деятельности);
- "профессиональные
пробы" в специально организованном учебном процессе по типу
"F-теста" японского профессора Фукуямы
(см. Укке, 1990), что обычно требует очень больших
материальных затрат (создание мастерских, обеспечение
"заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению,
не очень подходит к условиям современной РФ;
- использование
различных игровых и тренинговых ситуаций, где
моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например,
особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить
прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников
этих процедур;
- исследование
и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности
(например, в случаях, когда человека берут на работу с
"испытательным сроком");
- использование
для исследования работника различных тренажеров, где не только
отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама
готовность осваивать новые профессиональные действия.
- Методы
морально-эмоциональной поддержки клиентов:
- группы общения (в профориентации чаще используются для
создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения
собственно профконсультационных проблем);
своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной
проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные
модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается
более эффективно рассматривать и собственно профориентационные
вопросы;
- тренинги
общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные
навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных
деловых контактах);
- сложные
методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия
и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой
деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем,
связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
- "пламенные"
публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним
отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную
мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях
могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
- профориентационные и профконсультационные
активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
- личное
обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно
в себе развивать);
- различные
положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может
ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в
принципиальной возможности разрешения своих проблем;
- "праздники
труда", повышающие престиж конкретных профессий (естественно,
при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой
праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и
развлечениями, а не "торжественное заорганизованное
мероприятие").
- Методы оказания помощи в
конкретном выборе и принятии решения:
- построение
"цепочки" основных ходов (последовательных действий),
обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие
наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту
возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
- построение
системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных
"деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели,
позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
- использование
различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов
выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном
заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).