Принцип центрации воспитания
на развитии личности основывается на зародившейся в антическом обществе и
получившей своё воплощение в трудах многих мыслителей идее о том, что задачей
воспитания является развитие человека. В философско-педагогической традиции
нового и новейшего времени сложилось 3 подхода к её раскрытию. Интерпретация
воспитания как всестороннего и гармоничного (а позднее и целостного) развития
наиболее характерна для Ж.Ж. Руссо, К. Маркса и их последователей.
В начале ХХ в. в русле философии прагматизма (Д. Дьюи и др.) идея развития
в процессе воспитания рассматривалась как обеспечение роста человека,
удовлетворение его интересов и потребностей (Дьюи Дж., 1999). Во второй
половине ХХ в. большую популярность приобрела гуманистическая психология (К.
Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), в которой развитие человека трактуется
как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание – как создание
возможностей для самореализации и самоактуализации. Принцип исходит из признания
приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным
институтам, группам и коллективам и предполагает, что это положение должно
стать основой философии воспитания, идеологии общества в сфере воспитания,
центральной ценностной ориентацией как воспитателей, так и воспитанников.
Ограничение приоритета личности возможно лишь при необходимости обеспечения
прав других личностей. Процесс воспитания, институты воспитания и общности
воспитанников при этом подходе рассматриваются лишь как средства развития личности.