Педагогические
закономерности воспитания –
это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса,
обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
·
воспитание
ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических
новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его
усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная
задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические
упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого
человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение
интеллектуальных задач;
·
содержание
деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный
момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные
потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если
не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания
затрудняется и нарушается;
·
соблюдение
пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной
деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность
ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок
все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность
помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно
для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы
меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать
полное право детей на творчество и свободный выбор;
·
только в условиях
любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения,
благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание
демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его
оплошности, защитить;
·
организуемая
деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую
должен пережить каждый ребенок.
Ситуация успеха – это субъективное переживание
достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности,
собственными действиями и полученным результатом.
Условия создания ситуации успеха:
·
положительное
подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха;
·
воспитание должно
носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения
педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность
продуманным педагогическим влияниям.
·
скрытая позиция
педагога, которая обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к
внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным
и демократичным стилем общения;
·
целостность
личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.