·
Трактовки понятия
"воспитание"
·
Взаимосвязь
воспитания, формирования, становления и социализации
·
Определение
понятий "индивид", "личность", "субъект",
"индивидуальность"
Центральной
категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной
педагогической деятельности по воспитанию учащихся выступает понятие "воспитание".
Категория воспитания – одна из основных в педагогике и педагогической
психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое
в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином
явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению (Паркинсон
К.Н. и др., 1992).
Исходное значение слова "воспитание"
обусловлено корневой частью слова: "воспитание" – это
вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного
при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным
– "питают" своим молоком млекопитающие.
Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от
своего исходного смысла, тем не менее нельзя не
признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор.
"Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и
функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле,
означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и
"усвоение" того, что выработано культурой.
Исторически сложились различные подходы к рассмотрению
этой категории.
Характеризуя объем понятия, многие исследователи
выделяют следующие аспекты анализа этого понятия (рис. 1):
o
воспитание
(в широком социальном смысле),
включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя
воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное
создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития
человека;
o
воспитание
(в узком смысле) – как
целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств
личности, взглядов и убеждений.
Воспитание часто трактуется в еще более локальном
значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи
(например, воспитание общественной активности, коллективизма).
Центральное
понятие "воспитание" имеет целый веер педагогических терминов,
обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди
таких понятий прежде всего необходимо выделить:
формирование, становление, социализация (рис. 2) (Асмолов
А.Г., 2002).
В первую очередь отметим "становление"
- термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня
развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе,
распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а
также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить
относительно устойчивый ценностный выбор.
Сказать о том, что личность окончательно состоялась,
так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс, принявший свой
конечный вариант, ибо динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на
человека до самой смерти. И это значит, что существует надобность в другом
понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения
личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким
понятием является "формирование". Формирование личности
– процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной
действительностью, появления физических и социально-психологических
новообразований в структуре личности (Божович
Л.И., 1997) (см. Хрестомат. 10.1) (http://www.ipd.ru/).
Физическое,
психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних
и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов (см. рис. 3) (Биологическое…, 1977). Оно идет в процессе социализации
– усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих
данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных
связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного
воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути,
весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых в процессе
воспитания условий (рис. 4). Процесс и результат развития человека под влиянием
наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть
формированием личности.
Способность к развитию - важнейшее свойство личности
на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка
зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим
поколениям. Только в XX в. начала активно разрабатываться проблема воспитания
взрослых, что нашло отражение в возникновении специальной отрасли
педагогического знания – андрагогики.
Воспитание, будучи частью социализации личности,
осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей
воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и
распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности
субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация
жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для
участия испытуемых в различных видах деятельности - познавательной,
предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой,
спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в
эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает
способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.
Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и
методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от
возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности
воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах (Поляков С.Д.,
1996), (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html; см. группу исследования
факторов формирования личности).
Личность – одна из базовых категорий психологической
науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства,
позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это
понятие в ряду "индивид – субъект деятельности – личность –
индивидуальность", предложенной Б.Г. Ананьевым (Ананьев Б.Г., 2001).
Исходное разграничение между этими понятиями может быть произведено следующим
образом (рис. 5, рис. 6).
Индивид
- это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств. В этом случае подчеркивается обусловленность
поведения человека генетическими, метаболическими, нейродинамическим,
конституциональными факторами. В совокупности они обуславливают возникновение
интегративного психического механизма темперамента, который, в свою очередь,
реализуется (проявляется) в поведении.
Субъект деятельности - это человек как типичный
носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания,
психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы
активности.
Личность – это человек как типичный представитель
сформировавшего его общества, социума.
Она раскрывается в обусловленности его общения с другими людьми и природой,
структурой его ценностных ориентаций, спектром исполняемых им ролей,
соотношением его прав и обязанностей и т.п. (Хрест.
10.3) (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952005.htm; см. статью
Орлова А.Б. "Личность и сущность: внешнее и
внутреннее Я человека").
Индивидуальность – это человек, охарактеризованный в аспекте его
неповторимости, уникальности, непохожести на других людей (Гуревич К.М., 1998).
В соответствии с этой четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева В.И. Гинецинский выделяет систему свойств человека (Гинецинский В.И., 1997) (рис. 7) (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html; см. лабораторию теоретических и экспериментальных проблем
психологии личности ПИ РАО), (http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html; см. Центр психологического и профориентационного
тестирования "Гуманитарные технологии").