Требования к современному уроку

Дидактические:

1. Реализация на уроке основных принципов дидактики: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности, прочности знаний и умений, индивидуального подхода к обучающимся.

2. Четкое определение целей урока в целом и место конкретного урока в общей системе учебных занятий.

3. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями программы по предмету и целями урока.

4. Высокое педагогическое мастерство преподавателя, творческое применение различных методов и приемов обучения, умелое владение современной дидактической техникой.

5. Обеспечение высокой познавательной активности обучающихся на уроке, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском обучающихся, решением проблемных задач и выполнением заданий творческого характера.

6. Взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.

7. Дифференцированный подход к обучающимся в соответствии с их уровнем и подготовленностью к усвоению учебного материала, широкое использование дидактического материала разной степени сложности.

8. Рациональное чередование различных видов деятельности обучающихся на уроке.

9. Преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями на основе осуществления внутри- и межпредметных связей с целью формирования системы знаний и умений, научного мировоззрения).

10. Применение рациональных методов контроля объективность и мотивированность оценки знаний и умений обучающихся.

Воспитательные:

1. Реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения.

2. Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, стимулирование и формирование положительного отношения к учению, развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

3. Высокая требовательность преподавателя, сочетающаяся с уважением к личности обучающихся, соблюдение педагогического такта.

Психологические:

1. Направленность урока на развитие познавательных психических процессов: внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.

2. Учет психологических особенностей и психического состояния обучающихся на уроке.

3. Собранность преподавателя, его умение распределять свое внимание между всеми обучающимися, самообладание и самоконтроль, доброжелательность и справедливость.

Педагог должен постоянно работать над созданием хорошего психологического климата. Выделяют авторитарный, либеральный и демократический стили общения. Они включают в себя следующие модели общения:

·       союз, когда коммуникативная деятельность педагога очень напряженная и занятие проходит продуктивно;

·       локатор – коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, педагог легко входит в контакт с обучающимися, но не все оказываются в поле его внимания;

·       китайская стена – имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога, аудитория пассивна, инициатива подавляется;

·       дикторская очень низкий уровень коммуникативной деятельности, занятие напоминает публичную лекцию или вещание по радио.

Организационные:

1. Четкая структура урока, соответствующая его цели, содержанию, методам обучения.

2. Рациональное использование времени урока для полезной обучающей работы.