Как подготовить современный урок

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность педагога и обучающихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

·      уровнем проведения урока;

·      содержательной частью;

·      методической наполненностью;

·      атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы педагог в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

·       чётко определить для себя и сформулировать его тему;

·      определить место темы в учебном курсе;

·      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

·      обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

Второе, разработать урок в соответствии с правилами эффективной организации и эффективного проведения урока/занятия:

·       первое – определение целей урока / занятия;

·       второе – уточнение типа урока / занятия;

·       третье – уточнение вида урока / занятия;

·       четвёртое – выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями;

·       пятое – определение структуры урока / занятия, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Первое правило: определить и чётко сформулировать для обучающихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными, отражать запланированный результат: для педагога – обеспечить…, добиться… , создать… и т.д.; для обучающихся – осознать… , усвоить… , обобщить… , отработать и т.д.

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.:

·      обеспечить усвоение законов, признаков, свойств, особенностей (цель для педагога);

·      обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме) (цель может быть сформулирована и для педагога и для обучающегося);

·      отработать навыки (какие?) (цель может быть сформулирована и для педагога и для обучающегося);

·      добиться усвоения каких-то понятий (вопросов) особенностей (цель для педагога).

Цель обучения формулируется для каждого урока / занятия!

Цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера:

·      воспитание патриотизма;

·      воспитание интернационализма;

·      воспитание гуманности;

·      воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

·      воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

·       воспитание стремления к получению новых знаний;

·       воспитание чувства товарищества, межличностных отношений, аккуратности;

·      воспитание эстетических взглядов;

·      формирование умения осуществлять само и взаимоконтроль;

·      формирование культуры речи – приобщение к языку науки, предмет которой изучается;

·      воспитание дисциплинированности;

·      формирование сознательной дисциплины – умение корректно высказать свою точку зрения, поспорить, взять лидерство на себя, умение подчиниться.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств обучающихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности:

·       развитие мышления – умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике;

·       развитие познавательных умений – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты;

·       развитие общетрудовых и политехнических умений – нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий;

·       развитие умений учебного труда – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать;

·               развитие воли и самостоятельности – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели;

·       формирование интеллектуальных умений – овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.;

·       развитие логического мышления – выявление причинно-следственных связей;

·       развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;

·       формирование интеллектуальных чувств – новизны, неожиданного интереса, удивления.

Цели воспитания и развития могут быть сформулированы на раздел или весь курс и лишь уточняться и конкретизироваться в зависимости от изучаемой темы.

Второе правило: уточнение типа урока теоретического обучения:

·       Урок изучения нового материала;

·       Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

·       Урок формирования умений и навыков;

·       Урок повторения;

·       Урок проверки знаний;

·       Урок применения знаний, умений и навыков;

·       Повторительно-обобщающий урок;

·       Комбинированный урок.

Уточнение типа урока производственного обучения:

·       Вводный урок – занятие ознакомительно-информационного характера;

·       Урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений;

·       Урок по выполнению комплексных работ;

·       Контрольно-проверочный урок.

Третье правило: уточнение вида урока теоретического обучения:  

·       Урок- лекция;

·       Урок-беседа;

·       Кино-урок;

·       Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

·       Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

·       Урок лабораторных работ;

·       Урок практических работ;

·       Урок - экскурсия;

·       Урок - семинар;

·       Дидактическая игра;

·       Анализ ситуаций;

·       Устный опрос;

·       Письменный опрос;

·       Контрольная работа;

·       Зачет.

Уточнение вида урока производственного обучения:

·       Урок- конкурс профессионального мастерства;

·       Урок-зачет;

·       Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся);

·       Семинар производственного обучения;

·       Производственная конференция;

·       Производственная экскурсия;

·       Урок инструктирования;

·       Урок-праздник первой детали;

·       Урок с участием новаторов производства;

·       Урок изобретательства и рационализации;

·       Урок-аукцион ученических изделий;

·       Урок отчет;

·       Урок - «деловая игра» и т.д.

Четвертое правило: выбор методов обучения – способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а  средства обучения – т.е. педагогические средства, все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс): учебно-наглядные, словесные, технические средства обучения или специальное оборудование.

Необходимо помнить, что очень трудно усваивается материал со слуха (всего лишь 15% материала запоминается с первого раза). Если же  слуховое восприятие подкрепляется зрительно, то уже 60 % материала может быть усвоено с первого раза,  если же обучающимся выполняются практические действия, пусть даже по образцу, то до 90 % материала может быть усвоено с первого раза.

 

Классификация средств обучения

Учебно-наглядные

· натуральные пособия;

· макеты и технические модели;

· технический чертеж;

· графики и диаграммы;

· схемы

Вербальные (словесные) средства обучения

· учебная литература;

· учебно-методическая литература;

· словари;

· инструкционные карты;

· дидактические материалы

Специальное оборудование

· средства для проведения лабораторных и практических работ;

· тренажеры;

· лингафонные кабинеты

Технические средства обучения

· компьютерные обучающие программы;

· обучающие системы на базе мультимедиатехнологий;

· средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференция, локальная сеть, Интернет);

· электронные библиотеки

 

Методы обучения

Традиционные

Активные

Информационно-развивающие

Проблемно-поисковые методы

Методы практического обучения

· лекция;

· объяснение;

· беседа;

· рассказ;

· самостоятельная работа с книгой;

· самостоятельная работа с обучающей программой

· проблемная лекция;

· эвристическая беседа;

· учебная дискуссия;

· исследовательский метод;

· поисковая лабораторная работа

 

· анализ производственных ситуаций;

· решение ситуационных профессиональных задач;

· деловые игры;

· имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров;

· выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики

 

Выбор того или иного метода обучения зависит от предмета; содержания темы, раздела; от дидактической цели занятия; от уровня подготовленности обучающихся; от познавательных возможностей обучающихся; от личного опыта обучающихся; от отношения обучающихся к данному предмету, преподавателю; от учебно-материального оборудования; от личностных качеств преподавателя, от уровня его педагогического мастерства.

Сколько бы методов мы ни знали, необходимо определить их эффективность, для этого существуют 2 критерия:

1. Развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся:

·        включение обучающихся в самостоятельную мыслительную деятельность (было ли это на уроке? В какой степени?)

·        обязательное развитие мыслительных способностей: умение анализировать; сравнивать, сопоставлять; делать выводы, обобщения.

2. Реализация приемов и методов педагогики сотрудничества:

·        умение организовать работу так, чтобы обучающиеся «Сами добывали» знания;

·        сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы (чтобы каждый обучался);

·        способность сопереживать;

·        владение педагогическим тактом.

Пятое правило – определить структуру и спланировать учебный материал урока.  Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

        Узнавание нового материала;

        Воспроизведение;

        Применение знаний в знакомой ситуации;

        Применение знаний в незнакомой ситуации;

        Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий;

        Задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;

        Задания, способствующие осмыслению материала учеником;

        Задания, способствующие материала учеником.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

 Е) Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке, для чего подумать:

        Что контролировать;

        Как контролировать;

        Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают обучающиеся и педагог:

Этап урока

Что делают

Педагог

Обучающиеся

1. Проверка домашнего задания

 

 

 

8.      Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока:

·           формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;  

·           формирование новых понятий и способов действий;

·           формирование умений и навыков;

·           домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Структура урока отражает:

·       закономерности процесса учения как явления действительности, логику процесса учения;

·       закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления;

·       закономерности самостоятельной мыслительной деятельности обучающегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека;

·       виды деятельности педагога и обучающихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.

Оптимальная структура урока обеспечивает:

·       целесообразное взаимодействие деятельностей преподавания и учения в соответствии с принципами дидактики;

·       усвоение обучающимися программного материала, формирование у них прочных знаний, умений и навыков;

·       максимальную активизацию мыслительной деятельности обучающихся при выполнении самостоятельных работ, развитие интеллектуальных способностей обучающихся;

·       систематическую и органическую взаимосвязь обучения и воспитания обучающихся;

·       индивидуальное, групповое и коллективное обучение;

·       систематическое повторение ранее изученного материала путем его применения.

 

Структура урока / занятия

 

Тема урока / занятия

                      

Цели урока / занятия: образовательная, развивающая, воспитательная (планируемый результат)

Задачи урока / занятия: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. (шаги по достижению результата)

Содержание урока / занятия:

активизация познавательной деятельности, использование умений обучающихся действовать по образцу;

развитие творческой активности;

формирование личностных ориентаций и т.п.

Формы

► объяснение нового материала;

► семинар;

► лекция;

► лабораторно-практическое занятие и т.д.

 

Методы

► словесные;

► наглядные;

► практические;

► репродуктивные;

► эвристические;

► проблемно-поисковые;

► исследовательские и др.

 

Средства

► оборудование демонстрационного эксперимента;

► дидактический материал;

► карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;

► компьютер и т.п.

 

Контроль качества знаний и их корректировка

 

Устный контроль: беседа, объяснение. Чтение текста, карты, схемы.

Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний

Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты

 

Самоанализ урока и постановка новых целей

 

1. Общая структура урока / занятия

2. Реализация основной дидактической цели урока /занятия

3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения

4. Воспитание в процессе урока / занятия

5. Соблюдение основных принципов дидактики

6. Выбор методов обучения.

7. Работа педагога на уроке / занятии

8. Работа обучающегося на уроке / занятии.