·
Психология
воспитания – наиболее сложный и малоразработанный раздел педагогической
психологии, изучающий внутренние (психологические) механизмы становления и
развития личности в целом, а также отдельные ее свойства.
·
Категория
воспитания – одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От
того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем
анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления.
o
Воспитание (в
широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в
целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как
социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных,
организационных) для развития человека.
o
Воспитание (в
узком смысле) – как целенаправленная деятельность, призванная формировать у
детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
o
Воспитание часто
трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности,
коллективизма).
·
Социализация –
усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих
данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных
связей и социального опыта.
o
Становление –
термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня
развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе,
распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, при
этом ребенок также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и
производить относительно устойчивый ценностный выбор.
o
Формирование
личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной
действительностью, появления физических и социально-психологических
новообразований в структуре личности.
·
Личность – одна
из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое
личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад
личности, необходимо рассмотреть это понятие в ряду "индивид – субъект
деятельности – личность – индивидуальность", предложенном Б.Г. Ананьевым.
o
Индивид - это
человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно
обусловленных свойств.
o
Субъект
деятельности – это человек как типичный носитель видов человеческой активности;
это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих
специфически человеческие формы активности.
o
Личность – это
человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума.
o
Индивидуальность
– это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности,
непохожести на других людей.
·
Дискуссионна
проблема целей воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные
цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных
социальных систем, а также конкретных институтов.
o
С содержательной
точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная
классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание.
o
Сегодня нет
однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней
воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или
иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих
понятий.
o
Воспитуемость –
это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на
новые уровни развития личности.
·
Обучение и
воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это
обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного
усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом
случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором –
на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к
ним.
·
Нравственность –
это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею
существующих норм, правил и принципов поведения. Нравственная
саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, так и непроизвольной.
o
Важной
способностью для формирования нравственного развития обучающихся
является эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания
другого.