Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении
– это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов
учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном
бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин
"интерес" часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом
могут свидетельствовать такие высказывания, как "у него нет интереса к
учебе", "необходимо развивать познавательный интерес" и т. д.
Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно
интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И. Гербарт).
Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное
явление. Интерес определяется "как следствие, как одно из интегральных
проявлений сложных процессов мотивационной сферы", и здесь важна
дифференциация видов интереса и отношения к учению. Интерес, согласно А.К.
Марковой, "может быть широким, планирующим, результативным,
процессуально-содержательным, учебно-познавательным и высший уровень –
преобразующий интерес" (Формирование…, 1986, С 17-18).
Важность создания условий возникновения интереса к
учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной
потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями.
На основе системного анализа были сформулированы основные факторы,
способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика (Бондаренко С.М.,
1972. С. 251-252). Согласно данным этого
анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание
широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание
важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к
содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в
учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы
обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания
устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых
требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет
создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они
не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с
трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или
применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует
постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения,
не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее
условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной
задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность
посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть
достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не
только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем,
что в одном и том же объекте можно открывать новые
стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса –
"остранение", т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая
предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно
опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных
знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор
возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое
слово учителя.
Эти положения,
сформулированные С.М. Бондаренко, могут служит
определенной программой организации учебного процесса, специально направленной
на формирование интереса (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html; см.
лабораторию психологических основ новых образовательных технологий).