·
Особенности
взаимосвязи обучения и воспитания
·
Многосторонний
характер взаимосвязи обучения и воспитания
·
Типы взаимосвязи
обучения и воспитания
В
истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и
воспитания во взаимосвязи (Сериков В.В., 1999). Многие исследователи
подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому
содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек,
умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение
знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности
развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно,
обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его
смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений.
Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы
знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями
пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с
развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм,
формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же
относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием
получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать
красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности (Зюбин Л.М., 1991; см. аннотацию).
Итак,
обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и
элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для
активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в
первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во
втором – на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного
отношения к ним (Батаршев А.В., 2000).
Неизбежность воспитывающего влияния обучения
обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную
личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие
воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или
не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно
значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим (Якиманская И.С., 1996; см. аннотацию).
Связь
между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных
условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние
на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на
мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А., 1998; см. аннотацию).
Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении,
становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения
и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам
учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на
возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия
оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы
(например, по химии или математике) не является непосредственно эмоционально
окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к
самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями
организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке
(например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу) стимулирует
соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на
отношение к учебной деятельности (Виноградова М.Д., Первин
И.Б., 1977).
И.Я.
Лернер (Лернер И.Я., 1974)
отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс,
предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности
и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень
интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все
названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития
личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей,
вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и
масштаб духовного развития личности.
Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и
развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как
целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования,
осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную
личность – значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой
деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через
организацию различных видов деятельности (учебной, трудовой, эстетической и
др.) (Иващенко Ф.И., 1996; см. аннотацию).
И.А.
Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием
(Зимняя И.А., 1997; см. аннотацию) (см. рис. 15).
1. Воспитание неотрывно от
обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы,
средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в
котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный
процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2. Воспитание осуществляется в образовательном
процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему
(кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться
все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
3. Воспитание осуществляется вне образовательного
процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом,
группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и
соответственно научение.
4. Воспитание осуществляется и другими (не
образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.),
сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.