Важным элементом для анализа мотивационной сферы
учения школьников является отношение к нему самого школьника. Так, А. К.
Маркова, определяя три типа отношения к учению — отрицательное, нейтральное и положительное,
— приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в учебный
процесс (рис. 5), (рис. 6).
Очень важно, пишет она, для
управления учебной деятельностью школьника: "...а) положительное, неявное,
активное... означающее готовность школьника включиться в учение… б)
...положительное, активное, познавательное, в) ...положительное, активное,
личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения,
как личности и члена общества" (Маркова А.К. и др. 1990; аннотация). Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной
деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна и
разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее
формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.