Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
o информационно-справочные, просветительские;
o диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
o морально-эмоциональная поддержка клиента;
o помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая
из этих задач может решаться на разных уровнях сложности: 1) проблема
решается "вместо" клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не
является "субъектом" выбора); 2) проблема решается "вместе"
(совместно) с клиентом – диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще
надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом
самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности
самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).
Например, при
решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто
сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне – психолог
вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне – психолог
объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие
задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).
Чтобы выйти на
третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с
клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту,
ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать
быстрое решение, а времени для этого не хватает).
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения –
постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и
осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего
развития (профессионального, жизненного и личностного) (см. Пряжников,
1999. С. 45-46).
Идеальной
данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как
известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы
указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что
быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация
"за один присест" – это "профанация"). Профконсультация
предполагает не только традиционное "планирование", но и
своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование
способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив
предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к
своим целям, а также первоначальный контроль за
успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно
рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к "самотрансценденции" – по В. Франклу).