Октябрьский «Вектор образования ИРО»: обучение русскому языку как неродному и реализация ФГОС

30.10.2023
«Сказку» о венгерской девочке Жужанне рассказала участникам октябрьского вебинара «Вектор образования ИРО» доцент кафедры филологического образования Института Наталья Смирнова. Эта история стала иллюстрацией того, как во время обучения в детском саду в ребенке «прорастает» русский язык.

Именно с системы дошкольного образования, подчеркнула Наталья Смирнова, лучше всего начинать обучение русскому языку как второму родному. Если же возможность овладеть русским языком естественным путем упущена, то изучать его придется сознательно. Например, в школе дети могут посещать предметы по расписанию, а во второй половине дня – интенсив или сопроводительный курс по русскому языку. Организовать их можно в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Вместе с тем такие занятия проводятся только в каждой десятой школе и всего в одном техникуме, где обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Это показал мониторинг этнических и конфессиональных процессов в образовательных организациях Свердловской области, результаты которого участникам вебинара представила специалист отдела исследований состояния системы образования ИРО Ксения Исакова.

В подавляющем большинстве образовательных организаций, где обучаются дети с миграцией в истории семьи, им оказывается педагогическая поддержка – как содержательная, например, в изучении русского языка и объяснении сложных тем, так и организационная. Вместе с тем всего в 12% таких школ и 8,9% колледжей и техникумов разработаны индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с миграцией в истории семьи. Значительная часть классных руководителей и кураторов групп в ходе мониторинга отметили, что им не хватает знаний и компетенций для организации соответствующей работы. При этом в большинстве как общеобразовательных, так и профессиональных образовательных организаций педагоги не повышали квалификацию по вопросам реализации педагогической деятельности в многонациональной и многоконфессиональной среде.

Заведующая кафедрой профессионального образования ИРО Татьяна Корчак в своем выступлении рассказала о реализации ФГОС среднего общего образования в пределах освоения программ СПО. С 2021 года, напомнила она, Центр методического сопровождения среднего профессионального образования ИРО реализует проект «Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО». За это время по всем 13 обязательным дисциплинам и семи дисциплинам по выбору сформированы комплекты методических материалов: методики преподавания, примерные рабочие программы и учебно-методические комплексы, методрекомендации по организации обучения.

– Все предложенные комплекты, – подчеркнула Татьяна Корчак, – представляют собой методическую систему преподавания общеобразовательных дисциплин. Качество ее реализации на уровне каждой образовательной организации должно быть обеспечено рабочими группами по профессиям и специальностям. В их состав должны быть включены преподаватели не только общеобразовательных дисциплин, но и общепрофессионального и профессионального циклов…

В другой традиционной рубрике «Вектора образования ИРО» исполняющая обязанности завкафедрой дошкольного и начального общего образования Института Ольга Толстикова обратила внимание на ценностно-смысловой контекст рабочей программы воспитания дошкольной образовательной организации. При проектировании этой программы, отметила она, педагоги должны учитывать единую цель воспитания – необходимость личностного развития каждого ребенка.

Выбирая пособия, методики, технологии, необходимо учитывать целевые ориентиры воспитания детей конкретного возраста. Например, для детей раннего возраста такими ориентирами будут бережное отношение к живому, интерес к окружающему миру, способность к творческой деятельности. У детей дошкольного возраста целевые ориентиры расширяются: ребенок в этом возрасте понимает ценности жизни, труда, отношений, уважения.

Завершил вебинар разговор о классных руководителях. В современных условиях они, отметила завуч нижнетагильской школы № 32, руководитель городской Ассоциации классных руководителей Ольга Семенова, становятся руководителями класса, которые мотивируют детей к новому результату и новому содержанию деятельности, ключевой фигурой и модератором взаимодействия семьи и школы, медиатором в решении каждодневных и острых вопросов.

– Свободно ориентируясь в возможностях школы и города, – подчеркнула Ольга Семенова, – они являются навигатором этих возможностей не только для ребенка, но и для родителей. Задача руководителя класса – создать для каждого ученика то социокультурное пространство, с помощью которого он активно включится в культурные связи общества, во взаимодействие с образовательными, научными и социальными организациями в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности...

Запись вебинара