НПК о речевой среде: более 1500 участников и 120 выступлений

02.05.2024

Более 1500 педагогов из почти 20 регионов России приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции ИРО, посвященной развивающей речевой среде. А число просмотров записей ее пленарных заседаний и секций уже превысило 4500.

Открывая 25 апреля работу НПК, проректор ИРО Оксана Трофимова подчеркнула, что создание развивающей речевой среды является комплексной проблемой. Она актуализирует необходимость развивать у обучающихся способности и готовность решать широкий диапазон жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, конструктивно общаться, включаться в динамичные социальные отношения. Не багаж предметных знаний, а более широкое понятие – функциональная грамотность – становится показателем качественного образования.

На пленарном заседании, состоявшемся в этот же день, завкафедрой филологического образования ИРО Тамара Долинина представила потенциал изучения литературных произведений в контексте системно-деятельностного подхода. Доцент этой же кафедры Наталия Юшкова раскрыла аспекты методического сопровождения школьников, участвующих в конкурсах и олимпиадах.

Доцент УрГПУ Светлана Томилова обратила внимание на чтение детей дошкольного возраста как основу формирования предпосылок читательской грамотности. Старший методист кафедры историко-филологического образования Белгородского ИРО Ирина Грибанова говорила о выборе тем итогового сочинения, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Тюменского областного государственного Института развития регионального образования Елена Медведева – о преобразовании контролирующих заданий в обучающие при подготовке к ЕГЭ.

Продолжилась НПК работой одиннадцати тематических секций. Речь на них шла в том числе о создании в детских садах развивающей речевой среды для детей с ОВЗ, причинах предметных дефицитов обучающихся и потенциале развивающей речевой среды в их преодолении, создании речевой среды в онлайн-формате. Кроме того, в рамках «Педагогической лаборатории» для участников конференции провели серию мастер-классов. В частности, коллектив екатеринбургского детского сада № 514 показал, как развивать словотворчество дошкольников посредством сочинения сказок, их коллеги из детского сада № 40/228 – как использовать интерактивные игры для формирования интереса к художественной литературе.