«Понятие квалификации… есть государственная необходимость…»

25.01.2023

История Института развития образования Свердловской области тесно переплетена с историей всей системы образования – как региона, так и всей России. Поэтому серию публикаций к 85-летию ИРО, которое отмечается в 2023 году, мы начали с краткого представления событий, произошедших до 1917 года (см.: https://www.irro.ru/news/5615/). Создание в 1938 году Свердловского института усовершенствования учителей также не означает, что Советское государство озаботилось повышением квалификации педагогов только на 21-м году своего существования.

Попытка обосновать содержание и формы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров как дела государственной значимости была предпринята уже в 1921 году на III Всероссийском съезде Союза работников просвещения. Эту же мысль находим в резолюции одного из уральских совещаний по методической работе: «Понятие квалификации является не частным делом отдельного работника, а есть государственная необходимость и должно быть для всех обязательным, превратиться в постоянную, планомерную, систематическую, из года в год продолжающуюся работу».

При этом определялось, что «массовая методическая работа носит исследовательский характер: всю работу учитель строит лишь на учете практического опыта и в целях улучшения этой практики в соответствии с уже существующими установками и принципами…»

Характер такой работы был назван и переподготовочным, в связи с чем она должна была быть не добровольной, а обязательной. А вот формы ее не вытекали из директив, а были «выдвинуты самой жизнью»: педагогический коллектив, кустовое и районное методобъединения, окружная методкомиссия, областной методсовет.

Если эти формы как минимум отчасти весьма напоминают нынешние, то «целевая установка» полностью отражала особенности времени: «...готовить нужно только пролетариат и никого больше. Если бы мы сказали, что надо готовить граждан, то у нас было бы масса неясностей…»

Продолжалась эта линия, обозначенная акцентом на школьное трудовое воспитание, и в 1925 году. Выступая на Уральском Областном Методическом совете, Надежда Крупская, возглавлявшая тогда Главполитпросвет при Народном комитете просвещения, отмечала, насколько важно развивать у подростков интерес к технике. А также – формировать у них такие качества, как наблюдательность и точность.