Апрельский «Вектор образования ИРО»: преемственность федеральных образовательных программ и школьный театр

03.05.2023

На очередную онлайн-«планерку» собрал педагогов и руководителей школ Свердловской области 28 апреля Институт развития образования. В этот день в эфир вышел новый выпуск информационного вебинара «Вектор образования ИРО».

Открылся вебинар разговором о проекте «Школа Минпросвещения России», в котором пока что участвуют 49 общеобразовательных организаций Свердловской области. В 27 из них в 2023 году был проведен мониторинг. По его результатам соответствие базовому уровню продемонстрировали восемь школ – в то время как по результатам самодиагностики таковых было 12. Вместе с тем в два раза увеличилось количество школ, отнесенных к среднему уровню, – с 10 до 20.

Наилучших результатов, отметила директор Нижнетагильского филиала Института Инна Жижина, образовательные организации достигли в трех магистральных направлениях: здоровье, воспитание и школьный климат. По остальным направлениям спланирована дальнейшая работа и научно-методическое сопровождение на муниципальном и региональном уровнях.

Мониторинг также показал, что 15 школ, принявших участие в нем, реализуют модель «Школа полного дня» только за счет собственных ресурсов. Такие образовательные организации в достаточной степени обеспечены материально-техническими и методическими ресурсами, но вместе с тем испытывают недостаток кадровых ресурсов.

Еще в 12 «Школах полного дня» используется сетевое взаимодействие, при этом часть из них сталкивается с дефицитом материально-технических ресурсов. В связи с этим первостепенными задачами названы формирование мотивирующей среды, цифровизация образования, а также создание системы персонифицированного профессионального развития педагогов.

Школам, которые планируют войти в проект в 2023 году, Инна Жижина напомнила, что их руководителям и педагогами необходимо пройти повышение квалификации по программе «Школа Минпросвещения России: новые возможности для повышения качества образования». Эту программу Институт реализует по лицензионному соглашению с Академией Министерства просвещения РФ. Планируется, что до 1 сентября 2023 года ее пройдут 525 человек.

Специалист отдела исследований состояния системы образования ИРО Ксения Бобык представила основные результаты исследования, посвященного организации внеурочной деятельности в школах области. Федеральные образовательные программы (ФОП), реализация которых начинается с 2023-2024 учебного года, отметила она, предполагают обновленный подход к организации такой деятельности.

Корректировку плана внеурочной деятельности в соответствии с ФОП как минимум для одного уровня образования начали 74,6% школ. В соответствии с ФОП всех уровней образования план внеурочной деятельности скорректировали 42,5% школ. В подавляющем большинстве образовательных организаций в 1-4 классах планируется вести внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному и художественно-эстетическому направлениям. На уровне основного общего образования наиболее распространенной является модель с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам. В школах, реализующих ФГОС среднего общего образования, внеурочная деятельность планируется в соответствии с профилями 10-11 классов. Чаще всего – для классов универсального (48,6%), технологического (30,3%) и социально-экономического (28,5%).

Разговор о федеральных образовательных программах продолжили доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Светлана Липатова и старший специалист этой же кафедры Ольга Толстикова. Преемственность этих программ, подчеркнули они, прослеживается во всех структурных компонентах ФОП дошкольного и начального общего образования.

Схожие составляющие, в частности, можно увидеть в целевых разделах рабочей программы воспитания. В программе начального образования сохраняются все направления программы дошкольного образования: патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое и эстетическое. Вместе с тем добавляются три новых: экологическое, гражданское и ценности научного познания.

Преемственность прослеживается и в организационном разделе. На обоих уровнях образования он включает кадровое и нормативно-методическое обеспечение, требования к условиям работы с особыми категориями детей.

Отличительной особенностью ФОП начального общего образования при этом является анализ воспитательного процесса. А отличием программы дошкольного образования в свою очередь – определенный впервые примерный перечень музыкальных, художественных и анимационных произведений для реализации ФОП.

Еще одно выступление в рамках вебинара было посвящено школьному театру в воспитательной среде образовательной организации. Включить его возможности в воспитательный процесс сегодня, отметила методист центра воспитания и дополнительного образования ИРО Лариса Устратова, – это не только желание энтузиастов, но и реальная потребность развития системы образования. В соответствии с дорожной картой создания и развития школьных театров, напомнила она, к 2024 году в каждой школе будет создана театральная студия. В занятия в ней предлагается вовлекать всех школьников, а особенно – детей с ОВЗ и детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Программы, реализуемые в рамках школьного театра, при этом могут быть как долгосрочными, направленными на освоение базовых знаний в области театрального искусства, так и краткосрочными, позволяющими выбирать школьникам несколько курсов в течение всего учебного года. Например, курс ораторского мастерства для подготовки к публичным выступлениям на защите проектов или конкурсе чтецов.

Запись вебинара.