Институт стратегии развития образования запросил у педагогов обратную связь

18.08.2023

Обратную связь по поводу своих методических рекомендаций, предназначенных для учителей начальной школы, запросил на днях у педагогов федеральный Институт стратегии развития образования. Пособие призвано помочь в работе с детьми, которые испытывают трудности при изучении учебных предметов. Оценить, в какой мере достигается эта цель и насколько они готовы работать с предложенными рекомендациями, учителя могут, пройдя до 30 сентября специальный онлайн-опрос.

В пособии раскрываются условия устранения и преодоления упомянутых трудностей на уроках русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира. Актуальность проблемы, как отмечают авторы, «подсвечивают» результаты рейтингового исследования качества школьного образования, которое Рособрнадзор совместно с Федеральным институтом оценки качества образования провел в 2021 году. По итогам этого исследования из 85 субъектов Российской Федерации в «зеленую» (самую благополучную) зону вошли всего пять регионов, в том числе Свердловская область. Треть регионов попали в «красную» и «бордовую» (неблагополучные) зоны. При этом более 40% педагогов утверждают, что они легко справляются с любыми трудностями, которые возникают в учении у младших школьников, а «виновниками» школьной неуспешности называют самого обучающегося и/или его семью.

– Конечно, – подчеркнули авторы, – нельзя не считаться с социальной средой, которая окружает школьников. При всей важности учета этих предпосылок неуспешности обучающегося необходимо определить группу собственно педагогических причин различных проблем, возникающих при изучении учебных предметов. К сожалению, в исследовании подтвердилась гипотеза, что возникновение проблем и трудностей изучения учебных предметов в начальной школе провоцируется неготовностью учителя обеспечить систематическую педагогическую помощь, внимание и поддержку обучающимся разных групп успешности…

Помочь в устранении этого «пробела» и призваны методические рекомендации. Особое внимание в них уделено особенностям индивидуально-дифференцированной работы с каждым обучающимся, в том числе находящимися в группе риска. Не менее важным авторы пособия называют создание высокого и разнообразного информационного фона учебного процесса. Если стандарты начального образования обеспечивают планируемые предметные результаты в рамках «ученик должен», то обучение, которое предполагает расширение кругозора, формирование возрастной эрудиции, интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся, безусловно, рассчитано на формулу «ученик может».

Авторы подчеркивают: все учебное взаимодействие с любым ребенком, который испытывает трудности, должно строиться в условиях эмоционально положительного общения. Такая атмосфера создается, когда учитель выполняет три требования к построению образовательного процесса: ученик должен иметь право на ошибку, ученик должен иметь право на собственное мнение, ученик должен быть равноправным участником контрольно-оценочной деятельности.

Методическое пособие «Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов» можно найти здесь.