Главная » Институт » Кафедры » Кафедра методики преподавания математики, информатики и физики » Новости »
Конференция РИП (апрель 2017)
В работе секции приняли участие 64 человека: руководители и педагоги образовательных организаций, имеющих статус региональной инновационной площадки Свердловской области. Среди организаций дополнительное образование (2), общеобразовательные (17), среднее профессиональное образование (1). Территории: Екатеринбург (5), Нижний Тагил (3), Лесной (2), Красноуфимск (2), Ревда (2), Полевской, Камышлов, Алапаевск, Краснотурьинск, Нижняя Салда, пос.Троицкий Талицкого ГО.
Цель работы секции: публичная презентация и распространение инновационного опыта региональных инновационных площадок в сфере организации образования инженерно-технической направленности.
Модераторы: Потоскуев Сергей Эрвинович, доцент кафедры физико-математического образования Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО «ИРО» канд. физ.-мат. наук, доцент; Шпарута Надежда Владимировна, доцент кафедры информационных технологий ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Эксперт: Зуев Петр Владимирович, д-р пед. наук, профессор, директор Института физики, технологии и экономики, УрГПУ.
В начале работы секции модераторы представили обзор основных направлений работы региональных инновационных площадок, разнообразие форм и содержания образовательной деятельности инженерно-технической направленности.
На основном этапе состоялись публичные презентации результатов проектов образовательных организаций, которые получили статус региональных инновационных площадок в 2015 году.
1. «Организация тематического отдыха детей и подростков. Особенности организации профильных лагерей технической направленности (на примере деятельности творческой лаборатории «Техноград» в МАДОУ Дворец творчества)». Щербакова Елена Александровна, МАДОУ Дворец творчества, г.Красноуфимск.
Суть проекта данной площадки: создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, дополнительного и среднего профессионального образования.
Организация профильных смен для юных ученых и конструкторов в рамках летней оздоровительной кампании «Техноград», каникулярного времени является текущим результатом проекта.
Опыт данной площадки вызвал интерес участников в части управленческих решений по интеграции общего и дополнительного образования.
3. «Создание и реализация в ОО мотивирующей интерактивной образовательной среды - школьного технопарка» (МБОУ СОШ № 95, г. Нижний Тагил). Шушаров Александр Павлович.
Школа реализует инновационный проект «Школьный технопарк как мотивирующая интерактивная среда для детей и взрослых», суть которого в создании инфраструктуры образовательного технопарка, в рамках которого образовательная деятельность обучающихся и продукты этой деятельности будут ориентированы на научный и промышленный секторы экономики Свердловской области. В вступлении приведены примеры функциональных модулей действующих образовательных программ (начального и общего образования).
В 2016 году в областном конкурсе «Путь к успеху» проект победил в номинации «Лучшая ООП НОО», состоялось представление ООП НОО на федеральном этапе конкурса в РАО (2 место).
Участники конференции отметили качество нормативных условий в образовательной организации, а также обозначили вопросы формирования критериев оценивания результатов образования на основе интеграции содержания и технологий обучения.
4. «Кластерная модель реализации Сетевой образовательной программы «Юный инженер: развитие инженерного мышления у обучающихся дошкольных и начальных образовательных организаций» (ГБОУ СПО НПК № 1, г. Нижний Тагил). Куприянова Галина Викторовна.
В выступлении обозначена проблема понимания будущими педагогами (педагогами) сути инженерного мышления, начиная с понимания процессов «конструирование», «моделирование», «сборка» и т.п. Представлено красивое организационное решение.
Далее свои идеи реализации проекта и текущее состояние представили две школы, получившие статус РИП в 2016 году.
1. «Информатика и технология: развитие технического мышления в урочной и внеурочной деятельности (МАОУ Лицей 130, г. Екатеринбург)». Сидоренко Анна Феликсовна, Чертопруд Татьяна Олеговна.
Лицей реализует проект «Формирование инженерного мышления на основе развития робототехники и информационных технологий». Образовательная робототехника позволяет интегрировать урочную и внеурочную деятельность, учебное содержание предметов естественнонаучного цикла.
Представлено два направления развития проекта «Схемотехнический конструктор как инструмент обучения программированию» и «Проекты по 3D моделированию в рамках курса «Технология». Авторы планируют апробировать организационные и содержательные решения в 2017 году, обобщить опыт через публикацию методических рекомендаций и образовательных программ.
Выступление вызвало живой интерес аудитории, так как включало в себя конкретные примеры инновационной практики. Участниками и модераторами предложено провести стажировочную практику в лицее.
2. «Педагогическая интеграция: путь к инженерному образованию» (МКОУ «Троицкая СОШ», Талицкий ГО). Берсенева Лидия Петровна
Школа реализует проект «Основы инженерного образования в школе»: подготовка учащихся к приобретению технических специальностей в школе, обеспечение условий для мотивации выбора профессии. Создан класс профессиональной подготовки «Введение в профессию электромонтера распределительных сетей» на базе учебного класса ПО «Талицкие электрические сети» МРСК Урала. В марте 2017 года учащиеся 11 класса сдали экзамен.
Все участники отметили, что готовы предоставить организационно-правовые, программные документы, открыты к обсуждению, стажировочным практикам. Некоторые площадки обозначили вопрос о необходимости научно-методического сопровождения их деятельности.
На следующем этапе работы секции состоялось обсуждение по вопросам:
Какие нормативно-правовые, организационные и другие условия являются необходимыми в инновационных практиках образовательных организаций для развития технического творчества, формирование инженерного мышления?
Каковы особенности организации проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества детей в общем и дополнительном образовании?
Каковы приоритеты в содержании основных образовательных программ всех уровней образования для подготовки инженерно-технических кадров?
Площадки-участники в режиме коротких выступлений (панорама идей и результатов) представляли суть реализуемого проекта:
- «Школа инженерного мышления» МАОУ СОШ №102, Екатеринбург
- «Ресурсный центр профильного обучения» МАОУ гимназия №9 Екатеринбург
- «Среда активности обучающихся «Техноплекс» МАОУ гимназия №108, Екатеринбург
- «Проект «Инженериус», программные кластеры» МАОУ гимназия №18, Нижний Тагил
- «Комплекс образовательных технологий» МАОУ Лицей, Лесной
- «STEM- центр» МБОУ СОШ №64, Лесной
- «Цифровые лаборатории» МАОУ СОШ №4, Полевской
- «Образовательная робототехника» МАОУ СОШ №17, Краснотурьинск
- «Естественнонаучное образование ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА» МАОУ СОШ №12 МО г.Алапаевск
На заключительном этапе состоялся рефлексивный круг, подведение итогов работы секции, обмен контактной информацией по сетевому взаимодействию.
Эксперт, Зуев Петр Владимирович, д-р пед. наук, профессор, директор Института физики, технологии и экономики, УрГПУ, обобщил представленный опыт, дал экспертную оценку общей ситуации реализации проектов РИП. Отмечено, что необходимо определиться в понимании «инновация», так как понимание разнообразное: «новшество», «новизна», «изменения» и пр. Системные изменения в действующих процессах можно отнести к устойчивым эффектам инновационной деятельности площадок, но эти изменения необходимо каким-то образом измерить.
Таким образом, цель работы секции достигнута: состоялась публичная презентация инновационного опыта региональных инновационных площадок. Площадки получили представление об опыте друг друга и готовы к обобщению и распространению инновационного опыта в сфере организации образования инженерно-технической направленности.