Открытые уроки по теме: "Стратегия смыслового чтения: опыт применения на уроках разной предметной направленности"


 

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан)

заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором

он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ

своего интеллектуального развития – чтение.

Д.С. Лихачев

 

     Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации. Происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

     23 октября 2019 года в МКОУ АГО «Уфимская СОШ» в рамках реализации проекта 2.2 ФЦПРО «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов» прошли открытые уроки.

     Открытые уроки объединила общая тема: «Стратегия смыслового чтения: опыт применения на уроках разной предметной направленности». Школа давно работает над этой проблемой.

     Первым был показан урок курса «Родная литература» в 6 классе учителем Мальцевой Татьяной Валериевной. Татьяна Валериевна взяла интересную и глубокую тему для обсуждения «Горести и радости рождественской ночи» (по рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»). Педагог очень ярко показала свое отношение к выбранной теме, смогла вызвать особый интерес обучающихся к таким понятиям, как: сочувствие, сопереживание, любовь к ближнему. На уроке были использованы приемы смыслового чтения: «Тонкие» и «толстые» вопросы, ромашка Блума, дерево предсказаний, кластер. Данные приемы не только помогают учащимся работать с информационным или художественным текстами, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результат работы с текстом. Выстроенная система работы на уроке позволила педагогу достигнуть поставленной цели: помочь детям  максимально точно и полно понять содержание текста, смысловую и идейную сторону выбранного произведения.

     Вторым был представлен урок алгебры в 8 классе «Задачи о нахождении стороны квадрата», педагог Мурзинова Вера Владимировна. Данный урок был продуман педагогом до мелочей, время урока было рационально распределено на этапы, и четко прослеживалась связь между ними. Учитель выполнял на уроке направляющую роль. Особое внимание было уделено работе с научным текстом, в ходе которой использовались приемы смыслового чтения. Работоспособность учащихся обеспечивалась за счет высокого темпа и четкости в достижении поставленной цели. Урок прошел плодотворно, интересно и качественно. Обучающимся предлагались задания с разным уровнем сложности, в течение урока работа велась по оценочному листу. Структура урока полностью соответствовала требованиям ФГОС. Цель достигнута, задачи, поставленные на уроке, удалось решить на оптимальном уровне. Были использованы и другие технологии: исследовательская, проблемный диалог.

Резюмируя сказанное, хочется выразить благодарность педагогическому коллективу МКОУ АГО «Уфимская СОШ» за методическое сопровождение педагогов в  подготовке к открытым урокам.

 

Зав. представительством ИРО в г. Красноуфимск

Серебренникова В.А.

 


 



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0779 секунд