Главная » Новости » Архив » Второй день III международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству»
Пятница, 26 февраля 2016 г.
Второй день III международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству»
Второй день III Международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству» открылся презентацией проектов юных техников, представителей образовательных организаций Свердловской области всех уровней – от детского сада до колледжа.
Участники конференции познакомились со следующими проектами:
- Проект Татарченковой Ксении, воспитанницы МАДОУ №9 г.Первоуральск «Будущий строитель». Ксения построила из лего-блоков «умный дом», предусмотрев потребности его жильцов;
- Проект Королева Андрея, воспитанника МАДОУ №586 «Остров детства» (г.Екатеринбург) «Город будущего». Город представлен двумя домами с окружающей их городской средой и инфраструктурой. Город будущего должен использовать, по мнению его проектировщика, только солнечную энергию;
- Проект обучающихся Лицея №130 (г.Екатеринбург) Базеева Дамира, Гамбурга Эдуарда, Неверова Михаила и Пащина Глеба «Рука-манипулятор». Рука-манипулятор имеет ручное и программное управление, может совершать движения, но пока не имеет захвата, что открывает возможность продолжать и совершенствовать проект. Проект имеет большое образовательное значение, поскольку включает теоретическую часть (история роботов) и отрефлексированную технологическую часть. Следует отметить и то, что все детали для робота изготовлены самими школьниками с использованием печати на 3D принтере;
- Проект Некрасова Сергея, обучающегося МАОУ Лицей №21 (г.Первоуральск), «Наносветильник». Наносветильник предназначен для облучения рассады, в исполнении юного энергетика он относительно недорогой и отвечает всем требованиям, предъявляемым к фитосветильникам (в части размеров, времени свечения, полезной части спектра и др.) Автор проекта не только представил продуманную технологию изготовления фитосветильника, но дал и экономическое обоснование изобретения;
- Проект Моторина Даниила, обучающегося МАОУ Лицей №58 (г.Новоуральск), «Механизмы Чебышева». Проект представляет собой настоящее исследование, где тщательно изучена кинематическая схема шагающего механизма Чебышева, поняты и преодолены ошибки известного инженера-конструктора. Усовершенствованный автором проекта шагающий робот принял участие в областных соревнованиях Hello-robot;
- Проект Пысина Михаила, обучающегося МАОУ Лицей №110 (г.Екатеринбург) «Робот-экскурсовод». Говорящий робот по имени Владимир Владимирович общается с публикой, машет руками и передвигается по плоскости. Детали робота напечатаны автором проекта на 3D принтере. В создании робота школьнику оказали помощь сотрудники НПО «Автоматика»;
- Проект «Разумный дом» студентов ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж»: Назарова Дмитрия, Широких Дмитрия, Городищенского Романа. Студенты представили макет колледжа, где осуществлена автоматизация света, отопления, безопасности на базе логистики «Siemens» и на основе принципа энергосбережения. Все системы автоматизации с контроллерами и анализаторами были детально продемонстрированы и объяснены проектировщиками. Эти системы были оценены участниками конференции как самое ближайшее будущее промышленных и сервисных производств;
- Проект студенческого конструкторского бюро (далее – СКБ) «Расправляя крылья», представленный студентами ГАПОУ СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» Аляевой Алиной и Исаковым Александром. Проект предполагает конструирование и дизайн образовательного пространства. Студенты раскрыли алгоритм работы СКБ и продемонстрировали образцы его продукции, созданной на основе эргономики;
- Проект студентов ГАПОУ СО «Асбестовский политехникум» Черных Андрея, Вараксиной Ксении, Парфеновой Ксении и Упорова Станислава «Строим дом». В рамках этого проекта разработчики решили две практических проблемы: выпадение детей из окон (ежегодно только в России из окон выпадает более тысячи детей) и падение престарелых людей на пол. Решением первой проблемы стало изобретение тендодатчиков в виде салфетки, издающей звук. Вторая проблема нашла неожиданное решение: использование игровой консоли, что значительно дешевле существующего импортного варианта «умного пола» (ткани из полиэстра с электроникой). Задачей творческих проектировщиков является не просто создание новых устройств, но формирование модели энергосберегающего поведения. Эта задача конкретизировалась как постройка «умного дома», имеющего ветрогенератор и предметы из вторичного сырья. Макет такого дома стал макетом для мастер-классов по проведению в помещении проводки и созданию декоративной отделки.
Всех авторов проектов поздравила ректор ГАОУ ДПО СО «ИРО» Гредина Оксана Владимировна, они получили благодарственные грамоты и подарки от Института развития образования.
Пленарная часть второго дня конференции продолжилась докладомдоцента кафедры информационных технологий ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Шпарута Надежды Владимировны « Инженерное образование – от школы к производству: стратегия и тактика».
Докладчик обратилась к вопросу, который был задан в рамках брифинга первого дня конференции и касался перспективы классно-урочной системы в общем образовании. Надежда Владимировна, опираясь на существенные характеристики классно-урочной системы, показала возможности ее совершенствования: оставляя ряд ее характеристик в неизменном виде, изменять одну из них. На этой идее основана тактика модернизации образовательного процесса.
Стратегия предполагает два основных принципа: интеграцию и преемственность, которые положены в фундамент программы Института развития образования «Инженерное образование – от школы к производству», которая реализуется с 2013 года. Результатом реализации этой программы является региональная сетевая образовательная среда. Сетевая образовательная среда создается на базе трех компонентов: 1) Современные программно-технические комплексы; 2) Образовательные технологии; 3) Управленческие решения. При этом осуществляется межпредметная интеграция на всех уровнях образования. Сетевая образовательная среда позволяет выстраивать такое многоуровневое взаимодействие ее субъектов, когда скорость взаимодействия зависит не от количества участников, а от количества связей между ними.
Региональная сетевая образовательная среда включает современные программно-технические комплексы (37 базовых площадок Института), центры универсального образования, лаборатории, сетевые проекты («Детская академия робототехники», «Школа дистанционного обучения», «Инженерная галактика).
Надежда Владимировна представила информацию по мероприятиям (фестивальное движение и соревновательная деятельность), проводимым в рамках региональной сетевой образовательной среды (см.презентацию).
В заключение докладчик обратила внимание участников конференции на то, что педагог, участвующий в формировании инженерного образования, должен быть интегратором предметного содержания и технологий.
Конференцию продолжили мастер-классы и интерактивные практики для педагогов всех уровней образования.
Мастер-классы и интерактивные практики для педагогов дошкольного и начального общего образования
Мастер-класс «Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием программируемых мини-роботов». Ведущий: Скотников Олег Александрович, воспитатель МАДОУ детский сад «Страна чудес», г. Новоуральск.
Мастер-класс «Конструктор как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста». Ведущий: Властова Анастасия Алексеевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Страна чудес».
Мастер-класс ««Пропедевтика алгоритмического языка посредством использования роботизированных игрушек»». Ведущие: Кузнецова Лариса Михайловна – заведующий д/с №6 МАДОУ “Радость”, Савкова Вера Сергеевна, ст. воспитатель д/с №6 МАДОУ “Радость”.
Мастер-класс «Математика с увлечением». Ведущие: Вяткина Наталья Владимировна – заведующий д/с №203 МАДОУ “Радость”, Галкина Марина Леонидовна – ст. воспитатель д/с №203 МАДОУ «Радость».
Мастер-класс «Начальное техническое моделирование в детском саду». Ведущий: Рустамова Ирина Александровна, МАДОУ №366, г.Екатеринбург.
Мастер-класс «Образовательный квест». Ведущий: Кошкина Ольга Юрьевна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 9", Иванова Марина Михайловна, воспитатель филиала МАДОУ "Детский сад № 9"-"Детский сад № 28", г.о. Первоуральск.
Мастер-класс «Scratch&Wedo в детском саду и начальной школе». Ведущие: Антоненко Марина Владимировна и Куштанова Жанна Дамировна, учителя начальной школы МАОУ СОШ №5, г.Карпинск. Модератор: Шпарута Надежда Владимировна, доцент ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Мастер-класс «Возможности применения конструктора «Увлекательная математика» при обучении младших школьников математике по УМК «Перспектива» и система Л.В.Занкова». Ведущие: Потапова О.А., учитель начальных классов, Лутфуллина Н.А. учитель начальных классов МАОУ «Еврогимназия», г. Ревда.
Мастер-классы и интерактивные практики для педагогов основного общего образования
Мастер-класс «Использование LEGO Mindstorms Education EV3 на уроках математики и информатики». Ведущий: Сырба Надежда Борисовна, учитель математики, МАОУ Лицей№ 5, г. Камышлов. Модератор: Медведева Милана Борисовна, старший преподаватель ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Мастер-класс «Технология создания мультфильма из конструктора». Ведущий:Черепанова Вера Сергеевна, МУДО «Дом детского творчества», г. Качканар. Модератор: Неганова Марина Борисовна, старший преподаватель ГАОУ ДПО СО «ИРО»
Мастер-класс «Механизм ‑ умная машина – робот». Ведущая: Литвиненко Мария Николаевна, МБУ ДО «Центр детского технического творчества Сысертского городского округа», г.Сысерть. Модератор: Волкова Ирина Александровна, доцент ГАОУ ДПО СО «ИРО»
Мастер-класс «Как программирование сделать интересным». Ведущая: Курочкина Алена Викторовна, МАОУ ДОД «Центр детского творчества», г.Ирбит. Модератор: Волкова Ирина Александровна, доцент ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Обучающий семинар «Футбол роботов». Ведущий: Васильев Максим Васильевич, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, директор РАОР, г.Москва.
Мастер-класс «Технология взаимодействия студентов и школьников в рамках проектной деятельности». Ведущий: Колосов Алексей Александрович, преподаватель ГАПОУ СО «УКСАП».
«Проектирование и изготовление опытного образца элемента образовательной среды». Ведущий: Чернов Александр Валерьевич, заведующий отделением ГАПОУ СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства».
Мастер-класс «Организация проектной деятельности студентов на примере проекта «Разумный дом»». Ведущий: Назарова Ирина Александровна, преподаватель спец. дисциплин ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж». Модератор: Герасимова Марина Анатольевна, зав. кафедрой проф. образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», к.п.н.
Логическим завершением конференции стала работа четырех дискуссионных площадок по развитию инженерного образования.
- «Естественнонаучное и математическое образование: будущее инженерного образования и инженерное образование будущего»
Модераторы: Циовкин Юрий Юрьевич, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин, Ушакова Мария Александровна, заведующий кафедрой НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО». Эксперты: Ершов Михаил Георгиевич, учитель физики СОШ №135, г. Пермь;
- «Приоритетные направления развития информатики и технологии в условиях реализации инженерного образования»
Модератор: Волкова Ирина Александровна, доцент кафедры ИКТ ГАОУ ДПО СО «ИРО». Эксперты: Долинер Леонид Исаевич, зав.кафедрой ИКТ ГАОУ ДПО СО «ИРО», профессор, д.п.н., Тюгаева Елена Валерьевна, зав.центром образовательной робототехники ГАОУ ДПО СО «ИРО»;
- «Проектно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество детей в развитии инженерного образования XXI века»
Модераторы: Шпарута Надежда Владимировна, доцент кафедры ИКТ ГАОУ ДПО СО «ИРО», Медведева Милана Борисовна, старший преподаватель кафедры ИКТ ГАОУ ДПО СО «ИРО». Эксперты: Потоскуев Сергей Эрвинович, доцент кафедры НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», Гурьев Андрей Сергеевич, руководитель научно-методической лаборатории образовательной робототехники ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», г.Москва;
- «Практики моделирования и конструирования в дошкольном образовании»
Модераторы: Неганова Марина Борисовна, ст. преподаватель кафедры ГАОУ ДПО СО «ИРО»,Толстикова Ольга Викторовна, доцент кафедры ГАОУ ДПО СО «ИРО». Эксперт: Анянова Ирина Викторовна, заместитель директора НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО».
В ходе конференции работали выставки учебно-методической литературы, изданной ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» по данному тематическому направлению, выставка конструкторов как средств развивающего обучения и проектов из них. Кроме того, в рамках конференции предусматривалась возможность прямого общения с экспертами на протяжении всей конференции по QR-коду или по ссылке bit.ly/1BRCGts . Ответы давались в рамках подведения итогов в конце каждого дня.
По окончании работы дискуссионных площадок в рамках Круглого стола были подведены итоги работы дискуссионных площадок и работы конференции.
Обобщая основные тенденции в развитии образовательной ситуации, Гредина Оксана Владимировна акцентировала необходимость формирования мобильного специалиста широкого профиля как в сфере инженерной, так и педагогической деятельности. Для этой цели исключительно важно межпредметное взаимодействие. Оксана Владимировна призвала образовательные организации проявить инициативу и разработать проекты, которые будут реализовываться в сотрудничестве с Институтом развития образования.
Участники III Международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству» оценили завершившуюся конференцию как практически полезное мероприятие, расширяющее информационный и методический горизонт педагога. Представители МАДОУ детский сад №233 выразили особую благодарность сотрудникам Lego-education за проведенный для детей мастер-класс.