О конференции «Создание развивающей речевой среды в образовательной организации: проблемы, технологии»
13 - 14 апреля 2017 года в ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием по теме «Создание развивающей речевой среды в образовательной организации: проблемы, технологии».
Подобные конференции стали традиционными. Вот уже 13 лет кафедра филологического образования проводит столь масштабные мероприятия, посвященные проблемам речевого и литературного образования. С каждым годом расширяется проблематика конференций и состав ее участников. Если сначала на них приезжали только учителя русского языка и литературы, то сейчас в работе принимают участие и учителя других предметов (биологии, истории, иностранных языков и др.), учителя начальной школы, работники дошкольных образовательных организаций, работники информационно-библиотечных центров, преподаватели колледжей, студенты педколледжей, студенты педагогического университета и даже школьники.
В работе принимали участие более 250 человек. География конференции тоже масштабна: г.Екатеринбург, г. Ирбит, р.п. Пышма, г. В.Пышма, г. Новоуральск, г. Нижний Тагил, г. Асбест, г. Березовский, г. Каменск-Уральский, г. Богданович.
Были представлены стендовые доклады и видеоматериалы:
- Дунев Алексей Иванович, к.ф.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Современные процессы преподавания русского языка и литературы в отечественном образовании в лексикографическом аспекте.
- Ван Вэньцзя, магистрант УрФУ (г. Екатеринбург, Россия – Китай). Научный руководитель: Михайлова Ольга Алексеевна, профессор УрФУ (г. Екатеринбург). Интерпретация ролей матери в русской и китайской культурах (на материале русских и китайских пословиц).
- Медведева Елена Георгиевна, доцент ТОГИРРО (г. Тюмень). Сетевые проекты и единые методические дни как фактор влияния на состояние образования.
- Меняева Ирина Ильинична, к.п.н. (г. Самара). О проектах в образовательном процессе и творческом взаимодействии (опыт педагогов Самарской области).
Расширение состава участников свидетельствует об актуальности поднимаемых на конференции проблем, о том, что речевое развитие школьников понимается педагогами как общее дело, касающееся не только преподавателей русского языка, так как эффективное овладение разными учебными предметами, взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях учебного и межличностного общения возможно только через речевую деятельность.
На пленарном заседании, в работе секций, мастер-классов, педагогических лабораторий освещались следующие проблемы:
- Методические вопросы создания развивающей речевой среды в образовательной организации. Читательская деятельность на уроках разной предметной направленности.
- Создание развивающей речевой среды в аспекте изучения и сохранения языков народов РФ.
- Методическое взаимодействие педагогов образовательной организации для социо-культурной адаптации и интеграции мигрантов в образовательное и культурное пространство.
- Языковое, речевое и литературное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Проблемы формирования базовых национальных ценностей средствами филологического образования.
- Диагностика читательской грамотности в аспекте выявления предметных и метапредметных затруднений обучающихся.
Особый интерес вызвали выступления, посвященные изучению современной литературы, эмоциональному и рациональному в литературном развитии дошкольника, мониторингу метапредметных достижений обучающихся.
В ходе конференции можно было принять участие в работе секций, мастер-классов, творческих мастерских и лабораторий. Мастер классы позволяли познакомиться с индивидуальным опытом работы учителей. Педагогические лаборатории предусматривали знакомство с опытом всего педагогического коллектива образовательной организации.
Мастер-классы:
- Брагига Н.В., Мурзина Е.С., МБДОУ – детский сад №286 (г.Екатеринбург). «Комплексный подход в формировании образной речи у дошкольников посредством пословиц путем взаимодействия педагогов ДОУ».
- Соболева Л. А., Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9», город Каменск-Уральский. «Развитие речи учащихся с помощью приемов мнемотехники как средство реализации стандартов 2-го поколения».
- Квашнина С. Н. МАОУ «СОШ №3» (г.Верхняя Пышма). «Работа с научно-популярным текстом на уроках разной предметной направленности в начальной школе».
- Останина О.А., МАОУ «СОШ №3» (г.Верхняя Пышма). Страничка слова.
- Христолюбова Ю. А., ГКАО «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» (Екатеринбург. «Проектная деятельность как средство создания речевой среды в школе».
- Рубцова Л. В., МАОУ «Белоярская СОШ №1». «Методический потенциал приема «Преображение текста».
- Братчиков А.В., к.ф.н., БМАОУ СОШ №2 (г.Березовский). «Диагностика читательской грамотности в аспекте выявления метапредметных затруднений обучающихся».
- Михеева Л. А., МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского ГО, заведующий отделом «Зал делового чтения для детей и подростков». «Игра в бисер»: Работа с текстом на занятиях в библиотеке».
- Ломанова О. В., гимназия (г.Новоуральск). «Обзор книг в технологии междисциплинарного обучения».
- Эктова И. И., МАОУ СОШ №2 (г.Верхняя Салда). «Ценностный подход в обучении русскому языку и литературе: речевое развитие школьников на основе концептов русской культуры».
- Захарова Н. И., «СШ 3 25» (ГО ЗАТО Свободный). Дневник читателя-исследователя».
- Кротова Е. В., МАОУ СОШ № 8 (г.Полевской). «Дидактическая сказка как средство повышения читательской и математической компетенции обучающихся на уроках математики».
- Кочубей Т. Д. (г. Екатеринбург). «Нужна ли высокая поэзия современному подростку: анализ лирического произведения в проблемном поле воспитательно-образовательного процесса».
- Квашнина С. Н., Останина О. А. (г. Верхняя Пышма). «Приемы и методы технологий системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников».
- Евдокимова Л. М. (г. Екатеринбург). «Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Клуб семейного чтения: «ЧУДО».
- Иощенко Е. Ф. (г. Верхняя Пышма). «Театр как одна из форм внеурочной деятельности («История любви» по творчеству М. Булгакова)».
- Петрова О.С., МАОУ СОШ №8 (Полевской ГО). «Литературные произведения как средство создания у обучающихся художественной картины конкретной эпохи и мира».
- Пимурзина С.О., МАОУ «СОШ №6» (г.Артемовский). «Читательская грамотность: как проверить?».
- Смирнова Н.В., МАОУ СОШ №8 (Верхний Тагил). Комплексные проверочные работы как часть инструментария по оценке метапредметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.
Педагогические лаборатории:
- Федорченко А. Ю., Могутова Е. И., Никитина С. В., Галлямова Л. З., филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад «Детство» детский сад № 40/228 (г. Екатеринбург). «Интеграция деятельности специалистов ДОО при формировании читательского интереса у дошкольников».
- Грехова Е. Ю., Кулакова Я. И., Торчинская Е. И., МАОУ СОШ №49 (Г.Новоуральск). «Групповая работа как средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках русского языка и литературного чтения».
- Исхакова М. Э., Федорова М. В., Кочубей Т. Д., МАОУ гимназия №2. «Альтернативные формы работы с текстом как основа создания единого культурно-образовательного пространства».
- Грасмик М. А., Вахрушева С. А., Напольских Т.М., Старцева О.Н., Ващенко О.В., МАОУ ПГО «СОШ № 13» (г.Полевской). «Методические вопросы создания развивающей речевой среды».
- Аладина И.А.. Корешкова С.В., Валова Т.Е., Шибитко О.А., МАОУ «Гимназия №1» (г.Сухой ЛОГ). «Создание развивающей речевой среды в образовательной организации: подходы, технологии, проблемы формирования языковой личности».
- Дубских Л.А., Койнова Н.А., Боярских Л.В., Вепрева М.А., Масалкина А.Ю. МАОУ СОШ №9 (г.Ирбит). «Формирование читательских умений средствами разных предметов».
Актуальность тематики мастер-классов и педагогических лабораторий была отмечена всеми участниками конференции.
Уже несколько лет работает секция молодых специалистов, к участию в которой приглашаются педагоги, имеющие стаж работы менее 5 лет, и секция юных филологов. С каждым годом все больше школьников и студентов представляют на всеобщее обсуждение результаты своей лингвистической и литературоведческой исследовательской проектной деятельности, а молодые специалисты свой первый опыт работы.
На конференции была организована выставка научно-методической и учебно-методической литературы, издаваемой ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования».
Участники конференции отмечали высокий уровень организации и проведения конференции, актуальность обсуждаемых аспектов и значимость полученных сведений для работы по созданию развивающей речевой среды в образовательной организации.
По составленной оргкомитетом базе данных планируется дальнейшее двустороннее сотрудничество с участниками конференции по обмену актуальной информацией.
Участниками конференции были сформулированы предложения.
Институту развития образования
- Продолжить работу по тематике и проблематике конференции: проведение дополнительных профессиональных программ, написание методических материалов по развитию профессиональных компетенций учителей:
- повышение профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы в вопросах развития всех видов речевой деятельности обучающихся (говорение, чтение, письмо, слушание) при изучении русского языка как государственного языка РФ на уроках русского языка и литературы;
- повышение профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, необходимых для обучения русскому языку школьников, для которых русский язык не является родным;
- повышение профессиональных компетенций учителей различныхпредметов (физика, биология, история и т.д.) в вопросах развития всех видов речевой деятельности.
- Создать информационный ресурс по проблематике конференции.
- Провести мониторинг сформированности языковых, речевых и читательских компетенций учителей и обучающихся:
- мониторинг уровня языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов, обучающихся в общеобразовательных организациях Свердловской обрасти;
- мониторинг профессиональных компетенций педагогов по вопросам развития речевой деятельности обучающихся.
Образовательным организациям
- Включать в программу развития ОО разделы, связанные с созданием развивающей речевой среды ОО, развитием читательской культуры обучающихся.
- Осуществлять обучение школьников речевой деятельности с учетом принципа преемственности:
- соблюдение принципа преемственности в работе по формированию и развитию речевых компетенций по уровням общего образования: дошкольное образование – начальное общее образование (НОО) – основное общее образование (ООО) – среднее общее образование (СОО);
- соблюдение принципа преемственности в работе по формированию и развитию речевых компетенций при изучении различных учебных предметов (с учетом назначения и содержания этих предметов) и во внеурочной деятельности.
Учителям
- Повышать уровень профессиональных компетенций учителей в вопросах развития всех видов речевой деятельности школьников (говорение, чтение, письмо, слушание):
- повышение профессиональных компетенций в вопросах развития всех видов речевой деятельности обучающихся при изучении русского языка на уроках русского языка и литературы;
- повышение профессиональных компетенций, необходимых для обучения русскому языку школьников, для которых русский язык не является родным;
- повышение профессиональных компетенций в вопросах развития всех видов речевой деятельности на уроках различной предметной направленности (физика, биология, история и т.д.).
- Особое внимание уделять обучению смысловому чтению.
- бучение школьников речевой деятельности осуществлять с учетом принципов преемственности.
- Искать новые формы и приемы для развития у обучающихся умений по восприятию информации научного и публицистического текста, развития читательского интереса обучающихся.
- Искать новые формы и приемы для развития у обучающихся умений по восприятию художественного текста, развития читательского интереса обучающихся.



