Главная » Новости » Институт развития образования Свердловской области стал соорганизатором Всероссийской стажировки управленцев

Пятница, 26 марта 2021 г.

Институт развития образования Свердловской области стал соорганизатором Всероссийской стажировки управленцев


Размеры финансирования и благоприятные социальные условия определяют в образовании отнюдь не все. Высказывания самих учеников, результаты систематической оценки качества образования и международных исследований показывают: многое зависит от того, как работают педагоги и действуют управленцы.

Интересные аргументы в пользу этого утверждения привели представители федеральных структур управления образованием 24 марта, в первый день всероссийской стажировки, посвященной эффективным управленческим практикам, которые способствуют достижению образовательных и воспитательных результатов. Как уже сообщалось, ее организовали в Екатеринбурге Академия федерального Министерства просвещения, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, региональный Институт развития и Департамент образования городской администрации. За опытом на Урал приехали более сотни руководителей различных организаций сферы образования из 18 регионов России.

День первый

После традиционных для такого случая приветствий начали с одной из самых актуальных сегодня тем – цифровизации. Как подчеркнул представитель Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпроса Александр Лямин, задача преобразований в этой сфере – вовсе не укоренить дистант, распространившийся во время пандемии, а усилить цифровыми технологиями классическую школу. В том числе – сократить неравенство в их оснащении.

В рамках федеральной программы «Цифровая образовательная среда», напомнил Лямин, с 2021 по 2024 годы во внедрение этой среды будет вложено более 58 млрд рублей. Речь идет не только про обновление инфраструктуры, но и создание общедоступного и бесплатного контента. Он должен быть разработан по госзаказу, отвечать всем соответствующим требованиям и затронуть все темы школьной программы.

Чем больше неравенство, тем ниже качество образования, подтвердил заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» Илья Денисенко. Об этом свидетельствуют и результаты международных исследований. Школ с высокими результатами немало, традиционная для России «знаниевая» парадигма по-прежнему работает. Но велик и «хвост» тех, кто, например, по шкале исследования PISA не поднимается выше 500 баллов. Отсюда и название проекта «500+», целью которого является улучшение работы школ, показывающих низкие образовательные результаты и работающих в трудных социальных условиях.

Влиянию этих условий, как показывают те же исследования, можно противостоять. Например, школьники, участвующие в них, отмечают: когда учитель обращает на них внимание, объясняет, пока они до конца не поймут материал – тогда и они стараются учиться. Элементарные знаки такого внимания – письменный отзыв, добавленный к традиционной оценке, а то и собственная система оценивания, предложенная учителем, неформальная обратная связь при выполнении учебных заданий. Уже и формула появилась – «прилежание в ответ на внимание».

Далеко не все школы, ученики которых показывают неплохой уровень читательской грамотности в рамках исследований PISA, отметил выступающий, относятся к элитным. Зато многих из них, как показывает практика, отличает общая идея – понимание своей миссии, командный дух, стремление мотивировать учеников, ориентированность образовательного процесса на практику, развитое дополнительное образование. И в первую очередь это касается школьной команды управленцев.

Практики таких команд и представили уральцы участникам стажировки. В первый день – в новом здании екатеринбургской школы № 1, где после пленарного заседания работали сразу пять стажировочных площадок. О сетевом взаимодействии, управлении инновационными процессами, использовании электронных ресурсов, формировании кадрового резерва и управлении ресурсами на уровне муниципалитета рассказали представители Департамента образования администрации Екатеринбурга. Опыт в сфере дополнительного образования представляли Дворец молодежи и фонд «Золотое сечение».

Три другие площадки были посвящены, соответственно, управленческим практикам в дошкольных организациях и школах, а также организациях профессионального образования. Здесь помимо екатеринбуржцев выступали представители Нижнего Тагила, Ново- и Первоуральска, Каменска-Уральского, Ревды и Новой Ляли.

                       

 

День второй

Во второй день стажировки, 25 марта, свои площадки ее участникам предоставили Екатеринбургский Дом учителя, детские сады, школы, колледжи и организации дополнительного образования Екатеринбурга и Верхней Пышмы – всего пять секций. В качестве примера – работа секции организаций профессионального образования.

Начали в областном Центре опережающей профессиональной подготовки, где заместитель директора Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства (УКСАП) Светлана Боровик и заведующая его методкабинетом Гульназ Наумова представили действующую здесь систему воспитательной работы. Особый интерес у слушателей вызвал опыт работы тьюторов. Их в колледже четверо, и на каждого приходится почти по 400 студентов.

 В УКСАП, по словам Светланы Петровны, в тьюторах видят преподавателей-консультантов, социальных менеджеров, которые сопровождают обучающихся. Правда, в отличие от классных руководителей и кураторов «чистым» преподаванием они не занимаются. Но зарплата не меньше и задачи не проще. Студенты – конечно, не школьники, водить их за ручку вроде бы не требуется, да и не согласятся. Но помочь им адаптироваться к учебе, к самостоятельности в большом городе, если они приехали издалека и оторваны от семьи – тоже работа немалая. И взаимодействие с лидерами студенческих групп, психологами и социальными педагогами, родителями и другими участниками этой самой воспитательной деятельности вполне способно занять весь рабочий день. А то, как водится, и больше.

Директор Свердловского областного медицинского колледжа, заслуженный учитель России Ирина Левина рассказала о впечатляющем опыте развития добровольчества. Цель не только благородная, но и вполне прагматическая: вовлечение в волонтерские проекты позволяет будущим медикам получить как профессиональные, так и общие, социальные компетенции. Они сегодня тоже все больше интересуют работодателей.

 Рассказ, в свою очередь, был подкреплен весьма наглядными действиями студентов. В одном из залов они представили реконструкцию элементов эвакогоспиталя времен Великой Отечественной войны. А в другом – детали специального костюма, который помогает обычным здоровым людям понять, что чувствуют больные, а тем более пожилые. И в следующий раз, возможно, проявить это понимание. К сожалению, на более продолжительную демонстрацию – чтобы кто-нибудь из слушателей этот костюм надел, времени не хватило.

После переезда в Верхнюю Пышму работу продолжили в Центре проведения демонстрационных экзаменов техникума «Юность». Экскурсия по здешним мастерским, где проходят и соревнования World scills, стала впечатляющим подтверждением рассказа директора Виталия Лобастова о практике частно-государственного партнерства в развитии техникума. Только за период 2013-2016 гг. в это развитие было вложено 180 млн рублей. Но это сказать коротко. А чтобы найти общий язык с Уральской горно-металлургической компанией и правительством Свердловской области, потребовалось немало усилий. И в первую очередь от самого техникума, чтобы понять, каким образом он сможет оправдать эти вложения качеством подготовки выпускников. Хотя, конечно, и современный подход УГМК к управлению персоналом тоже сыграл огромную роль.

О влиянии современных мастерских на образовательную среду говорила и заместитель директора Екатеринбургского экономико-технологического колледжа Елена Байдало. Не только поделилась успехами – таких мастерских в колледже сегодня уже четырнадцать, но и предостерегла от повторения ошибок. Посоветовала, например, при разработке грантовых проектов быть осторожнее с формулировкой показателей: потом придется их выполнять. Впрочем, по словам Елены Николаевны, с трудностями колледж справился. Мастерские теперь не простаивают даже в выходные. И средний балл, с которым приходят абитуриенты, постепенно растет – вместе с конкуренцией среди них.

                         
 
Альбом с фотографиями

 



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0648 секунд