Главная » Новости » Качество в цифрах: базы данных Института развития образования ежегодно пополняются миллионами данных

Вторник, 11 мая 2021 г.

Качество в цифрах: базы данных Института развития образования ежегодно пополняются миллионами данных


Миллионами данных пополняются каждый год базы данных Института развития образования. В их числе – результаты Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые выполняют школьники и студенты колледжей Свердловской области. Что и как можно извлечь из этих данных? Что могут они сказать учителям и руководителям образования? Отвечает Светлана Алейникова, директор Регионального центра обработки информации и оценки качества образования ИРО.

- Напомните, пожалуйста, о том, почему и зачем проводятся ВПР. В чем их задача?

- Всероссийские проверочные работы – уникальный материал для внутренней диагностики качества подготовки учеников. Обратите внимание, именно качества подготовки.

Определить качество – значит во всех подробностях понимать, какое учебное содержание не освоено, какие умения и навыки сформированы очень хорошо, а какие – недостаточно хорошо или вовсе отсутствуют. Традиционная школьная отметка и даже традиционная школьная контрольная работа такого дифференцированного рассмотрения результатов не обеспечивает. А ВПР обеспечивают, поскольку снабжены хорошо проработанным методическим аппаратом: имеется модель КИМ, кодификаторы контролируемых элементов содержания и требований к уровню подготовки, критерии оценивания и ключи к ответам. Есть сбалансированная шкала оценивания и перевода первичных баллов в итоговый. Всё это разработано научными сотрудниками Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), банк заданий ВПР обновляется ежегодно. 

- Но ведь информация о результатах независимых оценочных процедур поступает не только «наверх»?

- Мы обобщаем ее и возвращаем в школы в форме так называемого адресного кейса. Иначе говоря, сборника информационно-статистических материалов, где результаты обработки данных представлены в виде таблиц, диаграмм, гистограмм. Каждый кейс снабжен соответствующим методическим разделом, поясняющим суть этих данных. Фактически наш Центр проводит статистический анализ качества подготовки обучающихся, выполняя роль сервисной службы для школ и муниципальных органов управления образованием. 

- Как вашему Центру удается столь детально – для каждой из более чем тысячи школ области – «раздробить» огромный массив информации? Чем вы для этого обладаете?

- Действительно, в нашем распоряжении огромные массивы данных: более трех миллионов результатов ежегодно. Протоколы с результатами ВПР соединяются с кодификаторами, данными о классах, школах, муниципальных образованиях. Технологии работы с базами данных позволяют в большом массиве результатов увидеть не только отдельную школу, но и отдельного ученика.

- А что можно сказать об итогах весенних ВПР в целом? На что предложили бы обратить внимание вы?

- Весенняя сессия ВПР еще продолжается, и в данный момент результатов на региональном уровне еще нет. Обращать внимание всем школам нужно на типичные проблемы, которые нас преследуют уже несколько лет. Они относятся к метапредметным результатам, в том числе умению классифицировать и описывать объекты, устанавливать между ними связи, применять теоретические знания для решения практических задач, выражать ценностное отношение к проблеме или теме, уметь проводить и описывать эксперимент…

- Что необходимо сделать, чтобы результаты школьников улучшались, причем объективно? И по итогам не только ВПР, но и государственной итоговой аттестации? 

- Предметные кафедры Института и наш Центр регулярно рассматривают результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в деталях. Аналитические материалы за несколько лет есть в открытом доступе на сайте Института и на сайте информационно поддержки ГИА в Свердловской области (ege.midural.ru). Выводы превращаются в методические рекомендации ИРО, и мы настоятельно советуем школам плотно с ним работать.

Управленческим и методическим командам есть смысл брать адресные кейсы как основу своей работы по всех направлениях. Многие проблемы школы можно найти в этих данных: не только в качестве подготовки учеников, но и в качестве управления, методической, педагогической и даже воспитательной работы. В том числе видно, какие именно проблемы не решаются год от года, что уже точно говорит о качестве управления школой.

Простых и однозначных рецептов, как улучшить результаты детей, к сожалению, нет. Каждая школа должна найти свой путь. Увидеть и спроектировать его можно только с опорой на достоверные данные, получаемые посредством независимых оценочных процедур.

С этого года у системы появилась еще одна задача: мониторинг функциональной грамотности обучающихся. Это новое направление и, я бы сказала, вызов массовой школе: научиться формировать, анализировать, развивать функциональную грамотность школьников. К концу учебного года Институт подготовит адресные рекомендации по итогам первого регионального мониторинга функциональной грамотности.

Ключ к улучшению наш Центр и в целом ИРО видит в системном подходе к управлению качеством образования. Нужно выстроить в образовательной организации внутреннюю систему оценки качества. Об одной из эффективных технологий работы в этом направлении – технологии TQM – мы последовательно рассказываем в методических рекомендациях, во время обучения по программа повышения квалификации и на вебинарах.​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0759 секунд