Главная » Новости » Распространение знаний о духовной культуре интересует всех – от ученых до блогеров

Вторник, 18 мая 2021 г.

Распространение знаний о духовной культуре интересует всех – от ученых до блогеров


От смысла человеческой жизни до современных компьютерных игр и видео в интернете – настолько обширным оказалось тематическое поле научно-практической конференции (НПК) «Религия, образование, наука: модели и направления взаимодействия», которая прошла 13-14 мая в Екатеринбурге. Ее организаторами стали Уральский федеральный университет и Институт развития образования (ИРО) Свердловской области.

Тематике соответствовал широкий спектр профессиональных занятий участников. Наряду с учеными, преподавателями вузов и школьными учителями, представителями религиозных общин Свердловской области и студентами организаторы НПК включили в ее программу, пожалуй, единственного в Екатеринбурге блогера-религиоведа. Всего конференция, прошедшая в смешанном – очном и дистанционном – формате, собрала более ста участников из двух десятков российских городов. А доклад президента Международной ассоциации истории религий профессора Тима Йенсена обеспечил ей международное звучание.

Датский ученый, в частности, отметил, что строго придерживается принципов демократии и равенства прав всех религиозных объединений и течений, которые соблюдают нормы закона. В целом его доклад вызвал очень живую и местами даже острую дискуссию. При этом онлайн-формат позволил высказаться не только тем, кто находился в зале заседаний Ученого Совета УрФУ.

Отвечая, например, на вопрос о карикатурах на пророка Мохаммеда, Тим заявил, что использовал и будет использовать их для обучения студентов. Хотя некоторые религиоведы, делая это, получают открытые угрозы в свой адрес. Оказывается, такая кабинетная, книжная наука, как религиоведение, в современном мире может стать рискованной профессией.

В дальнейшем дискуссия не раз возвращалась к противопоставлению знаний «о религии» и знаний, идущих «от религии». Особенно проблематичным стало обсуждение опыта преподавания «основ религиозных культур» в начальной и основной школе.

- Задача школьной программы, – отмечает заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО, кандидат исторических наук Светлана Токмянина, – показать единство нравственных ценностей во всем многообразии национальных и конфессиональных традиций народов России. От педагога в первую очередь требуется умение развивать ценностно-смысловую сферу обучающихся, не переходить границы светского образования и не заменять изучение основ религиозных культур обучением религии. Практика показывает, что учителям нужна профессиональная помощь представителей вузовской науки, чтобы корректно, с позиций научного знания формировать у школьников представления о богатстве содержания духовной культуры, сформированной в религиозных сообществах…

В докладах, предложенных для НПК, ее участники, в частности, анализировали школьные и вузовские учебники, показывали, как можно использовать те или иные конкретные темы в рамках школьных и университетских курсов. Был представлен опыт взаимодействия образовательных и религиозных организаций в Екатеринбурге и других городах и регионах России, а также европейский опыт профилактики религиозного экстремизма, в том числе в социальных сетях. Обсуждались и перспективы совместных проектов в сфере укрепления и гармонизации этноконфессиональных отношений в регионе.

Некоторые исследователи, в том числе молодые, обратились к религиозным мотивам в литературе и киноискусстве. Но если это направление можно считать традиционным, то анализ виртуальной реальности, очевидно, еще не вошел в привычку. Между тем наряду с общими соображениями о проблемах и особенностях популяризации религиоведческих знаний в русскоязычном интернете речь и здесь шла о вполне конкретной практике.

В частности, преподаватель одного из воронежских колледжей исследовал образ героического в классических играх серии DOOM. Один из магистрантов УрФУ заинтересовался тем, как в современных компьютерных играх реализуются образы религиозной мифологии Говарда Лавкрафта. А еще две группы студентов-уральцев исследовали, как представляется религиоведческая тематика на ряде научно-популярных интернет-ресурсов.​

         

 



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0741 секунд