Январский «Вектор образования ИРО»: профильное обучение и организация «Школы полного дня»


04.02.2025

Более двух тысяч педагогов объединила онлайн-планерка, которую Институт развития образования провел 31 января. По крайней мере, судя по количеству просмотров, которые уже набрал вышедший в этот день информационный вебинар «Вектор образования ИРО».

Открыла вебинар региональный куратор программы «Орлята России» на территории Свердловской области Наталия Чушева, которая представила одно из ее направлений – «Орлята-дошколята». Эта программа, отметила она, может органично вписаться в программу воспитания дошкольной образовательной организации. Например, в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» можно включить направления «Орленок – доброволец», «Орлёнок – лидер», «Орлёнок – хранитель исторической памяти». Частью образовательной области «Познавательное развитие» в свою очередь могут стать направления «Орлёнок – эрудит» и «Орлёнок – эколог».

Подспорьем для педагогов при реализации этих направлений являются методические рекомендации, разработанные методистами Всероссийского детского центра «Орленок». Основной идеей, заложенной в них, является совместная деятельность детей и взрослых в освоении пяти направлений: «Семья», «Здоровый образ жизни», «Природа», «Родина» и «Орлята России». В качестве методологической основы организации такой деятельности предлагаются идеи коллективно-творческого воспитания.

Заместитель заведующего отделом исследований состояния системы образования ИРО Ксения Бобык представила результаты исследования, посвященного эффективности профильного обучения в школах Свердловской области. Это исследование показало, что общеобразовательные организации в целом качественно реализуют профильное обучение, особенно в рамках технологического и естественно-научного профилей. Прежде всего – за счет повышения квалификации учителей, развития материально-технического и методического обеспечения образовательных организаций.

Вместе с тем на некоторые аспекты профильного обучения школам необходимо обратить внимание. В частности, рекомендуется ориентировать обучающихся на соотнесение своих образовательных планов и предметов, изучаемых на углубленном уровне. Это позволить избежать ситуаций, когда школьники формально выбирают профиль обучения и предметы для углубленного изучения и в результате изучают не те предметы, которые планируют сдавать на ЕГЭ и использовать для поступления в вуз.

Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Ольга Толстикова посвятила свое выступление формированию у дошкольников социальной активности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Одним из его условий является организация соответствующей предметно-пространственной среды – например, установка контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов.

Говоря об эффективных технологиях и формах организации деятельности с детьми, Ольга Толстикова отметила такое направление, как волонтерство. Помогая природе вместе с родителями, педагогами, подчеркнула она, маленькие волонтеры-добровольцы ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление решать более сложные задачи. При этом ребята часто и сами инициируют такую деятельность. Игровые технологии, сюжетно-ролевые дидактические игры по раздельному сбору и переработке бытовых отходов также эффективно формируют начала социальной активности.

Доцент кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО Лариса Булыгина обратила внимание на особенности организации образовательного процесса по модели «Школа полного дня». Результаты регионального мониторинга, проведенного в 2024 году, показали, что эта модель реализуется лишь в 6% общеобразовательных организаций, при этом педагоги чаще используют в работе традиционные подходы – системно-деятельностный и развивающее обучение, а не индивидуализацию и другие современные методы. Это, подчеркнула доцент ИРО, свидетельствует, что педагоги не изменили своего отношения к «Школе полного дня» и считают главным предметное обучение – в то время как краеугольным камнем в строительстве такой школы является воспитание.

Рассказав о трех основных вариантах модели «Школа полного дня», Лариса Булыгина подчеркнула: наиболее эффективной является та, которая предполагает интеграцию основного и дополнительного образования в школе как социально-образовательном комплексе. Такая модель позволяет школе, с одной стороны, использовать собственные ресурсы, с другой – реализовывать ресурсы социума в непосредственном взаимодействии.

Завотделом сопровождения конкурсов ИРО Светлана Атаманычева представила календарь профессиональных конкурсов, в которых могут принять участие работники системы образования в 2025 году. В первом полугодии будет дан старт десяти из них. В частности, классные руководители, кураторы групп и воспитатели дошкольных образовательных организаций до 7 февраля могут заявиться на областной конкурс «Воспитать человека». А 3 февраля, как мы уже сообщили, начался прием заявок на региональный этап конкурса «Учитель года России». Полный календарь опубликован на сайте ИРО.

Отдел сопровождения конкурсов ИРО, напомнила Светлана Атаманычева, оказывает педагогам организационно-методическую и информационно-консультативную помощь. Планируется возобновить и проводить в первый вторник каждого квартала вебинар «Методический вторник».

Запись вебинара


Контакты

Факс

+7 (343) 369-29-86

Адрес

620066, г. Екатеринбург,
Академическая, 16

Вы можете оставить мнение о нашей организации.
Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности, наведите камеру вашего телефона и отсканируйте QR-код.
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/417464

qr-code

Перейдя по ссылке, вы сможете оценить условия осуществления образовательной деятельности:

  • открытость и доступность информации об организации,
  • комфортность условий осуществления образовательной деятельности,
  • доброжелательность, вежливость работников,
  • удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности,
  • доступность образовательной деятельности для инвалидов оставить отзыв.