Уральские рекомендации педагогам: как благодаря родной литературе и родному языку воспитать гражданина и патриота

21.06.2022
Формировать российскую идентичность при изучении родной русской литературы и русского родного языка помогут школьным учителям методические рекомендации, подготовленные Институтом развития образования Свердловской области. Накануне, 20 июня, их утвердил его Научно-методический совет. Предполагается, что использовать разработку будут и как минимум в Донецкой Народной Республике, с коллегами из которой сотрудничает ИРО.

– Особая роль в формировании общероссийской гражданской идентичности, – отмечают авторы рекомендаций – заведующая кафедрой филологического образования ИРО Тамара Долинина и доцент Наталья Смирнова, – принадлежит литературе и русскому языку. Именно поэтому в Федеральных образовательных стандартах выделена предметная область «Родной язык и родная литература», а в предметной области – предметы «Родной русский язык» и «Родная литература (русская)»…

Программа предмета «Родная литература (русская)», отмечается в пособии, предусматривает не столько изучение произведений, сколько разговор о важнейших исторических и культурных событиях жизни России, о выдающихся личностях, о духовной силе народа России. Литература же позволяет осмыслить эти события с позиций их нравственного, гражданского, гуманистического и патриотического значения. Именно поэтому при изучении произведений родной русской литературы учитель должен давать историко-культурный комментарий. Например, тема «Оборона Севастополя» должна предваряться информацией о Крымской войне середины 19 века, а работа с рассказом Антона Чехова «В Москве на Трубной площади» – знакомством с историей этой площади.

Последнее произведение авторы методических рекомендаций называют в числе тех, которые могут показаться ученикам трудными для понимания. Как решить эту проблему с помощью заданий рубрики «Размышляем над прочитанным», показывается на примере системы вопросов к стихотворению Сергея Маркова «Сусанин». Ещё одним примером – на этот раз формирования умения понимать скрытые смыслы художественного текста – стал рассказ Константина Паустовского «Дремучий медведь».

– Работа по формированию читательской грамотности, – подчеркивается в методических рекомендациях, – развивает умение понимать идею автора, отражающую мировосприятие российского писателя, способствует осознанию ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в художественном пространстве произведения…

Конкретные рекомендации авторы методических рекомендаций дают и в отношении нового учебного курса «родного русского языка». Он связан с традиционным курсом и в то же время «позволяет углублять и при необходимости расширять знания о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения».