Ноябрьский «Вектор образования ИРО»: секция о ФГОС

28.11.2023

О важности системно-деятельностного подхода и о том, что делает урок воспитывающим, говорили участники одной из трех тематических секций ноябрьского выпуска вебинара «Вектор образования ИРО». Ее темой стали введение и реализация ФГОС и Федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП).

Достижение образовательных результатов, зафиксированных в ФГОС и ФООП, подчеркнула доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Светлана Липатова, возможно только при использовании системно-деятельностного подхода. Он подразумевает активное участие обучающихся в образовательном процессе. Следовательно, необходимо уходить от репродуктивных способов передачи информации (от учителя к обучающимся) и в большей степени организовываться деятельность детей так, чтобы они могли сами открывать для себя новые знания.

– В рамках системно-деятельностного подхода, – отметила Светлана Липатова, – эффективно использовать метод проектного обучения. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Умение разрешать проектные ситуации формируется у обучающихся постепенно. Сначала учитель сам показывает алгоритм разрешения учебных проблем, затем создает проблемную ситуацию на занятии и разрешает ее вместе с учениками. И только после этого можно описать проблемную ситуацию и предложить обучающимся решить ее самостоятельно…

При таком подходе, отметила завкафедрой филологического образования ИРО Тамара Долинина, ведущими профессиональными умениями учителя становятся конструирование эвристической ситуации и применение соответствующих приемов. Представив некоторые из таких приемов, она подчеркнула: их использование еще не гарантирует достижение результата. Поэтому главная задача, стоящая перед педагогами, – понимать, зачем используется каждый прием.

Не менее важно научить ребенка воспринимать художественное произведение через образы и авторскую концепцию. «Автор, – напомнила Тамара Альбертовна, – всегда дает нам ориентиры, которые помогают понять его позицию. Они могут быть в композиции, в системе образов, в деталях. Первая задача учителя – самому научиться видеть эти ориентиры. Вторая – научиться задавать вопросы, которые выводят ребенка на эти ориентиры».

Завкафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светлана Токмянина напомнила коллегам о ресурсе ФГИС «Моя школа», который призван помочь в планировании учебного процесса. На этом ресурсе представлены разные типы уроков (комбинированный урок, урок освоения новых знаний и умений, урок систематизаций знаний и умений и т.д.), задания для достижения планируемых результатов. Используя материалы ФГИС «Моя школа», учитель может по-разному организовывать деятельность детей – например, на этапе вхождения в тему урока предложить мотивирующие задания, задания на актуализацию опорных знаний или на целеполагание.

Вместе с заведующей Центром воспитания и дополнительного образования ИРО Еленой Чудиновских участники секции определили, что делает урок воспитывающим.

– В первую очередь, – подчеркнула она, – ситуации обсуждения, предъявления ценностного отношения. Также – доверительное отношение, ведь именно этот элемент помогает стать педагогу для детей значимым, и тогда его требования, просьбы воспринимаются позитивно. В тоже время важно наполнить урок ценностно-ориентированной коммуникацией, придать ей не только познавательную, но и нравственную направленность, побуждающую школьников приобретать социально-значимые знания, отношения и опыт…

Опираясь на содержание темы, отметила Елена Чудиновских, необходимо привлечь внимание школьников к ценностному содержанию изучаемых предметов, продемонстрировать пример ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Завершила работу секции заместитель руководителя, учитель химии первоуральского лицея № 21 Любовь Меньших. Она представила опыт организации в лицее профильного обучения.

Учебный год в десятых классах лицея начинается со стартовой образовательной сессии. Она состоит из двух частей. В первой ученики участвуют в мастер-классах по тайм-менеджменту и секретам деловой переписки, знакомятся с современным рынком труда, создают личные кабинеты на портале «Работа в России», пишут резюме. Вторая часть – это проектирование образовательного образа выпускника и первокурсника.

– Метапредметные результаты, – отметила Любовь Меньших, – оцениваются в лицее в том числе и через выполнение индивидуального проекта. Десятиклассники также решают метапредметные кейсы, которые составляют специалисты предприятий. Учащиеся 8-9 классов в рамках уроков технологии и профориентационных мероприятий выполняют проект «Мой профессиональный выбор». Это проект включает диагностику личностных качеств, интересов и способностей на платформе «Билет в будущее», выстраивание образовательного маршрута с учетом рекомендаций…

 Запись секции