Пятилетка в три шага: вторая секция ноябрьского «Вектора образования ИРО»

29.11.2023

Реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» обсудили участники ноябрьского выпуска вебинара «Вектор образования ИРО» на одной из трех его тематических секций. Речь на ней шла, в частности, о разработке программы развития и модели «Школы полного дня».

О проектировании программы развития на основе результатов самодиагностики проекта участникам секции рассказала доцент кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО Людмила Ерохина. Результаты такой самодиагностики, отметила она, требуют глубокого анализа для принятия эффективных управленческих решений. Осуществлять его необходимо как по критериям, так и по магистральным направлениям.

В первом случае аналитика позволяет зафиксировать, а в дальнейшем и отследить динамику критериев с нулевым и минимальным значением, которые соответственно проявляют у конкретной школы абсолютный и частичный дефицит. Минимальные значения показателей, особенно критических, «задают» ведущие, а нулевые – обязательные направления программы развития.

– Аналитика же в разрезе магистральных направлений, – обратила внимание Людмила Ерохина, – основывается на показателе «Сформированность комплекса условий». Недостаточно высокое значение этого показателя определяет управленческие действия по созданию условий в рамках конкретного направления. Эти условия отражаются в «дорожной карте» программы развития в форме конкретных мер и мероприятий…

Опытом разработки программы развития поделилась директор Артинского лицея Фаина Бугуева. Для создания этой программы в лицее был создан проектный офис «Пятилетка», в который вошли члены управленческой команды. На сессии стратегического планирования участники «Пятилетки» проанализировали результаты самодиагностики и определили проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего развития лицея.

Вторым шагом в разработке программы развития стала стратегическая сессия участников образовательных отношений. Встретившись в «Мировом кафе», административная команда, педагоги, ученики и родители внесли свои предложения для каждого из шести направлений, определенных программой развития.

– Каждый посетитель, – рассказала Фаина Бугуева, – побывал за всеми «столиками», внес свой вклад и свои идеи в наполнение программы. Так, по направлению «Творчество. Образовательная среда» родители предложили свою помощь в организации внеурочной деятельности: выразили готовность организовывать и проводить мастер-классы и творческие лаборатории. А у педагогов родилась идея проекта «Академия бинарных занятий»...

Доцент кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО Оксана Романова напомнила коллегам об особенностях организации «Школы полного дня» (ШПД). Ее региональная модель задает дополнительные требования к организации работы – от обеспечения трансформируемыми пространствами (лаборатории, мастерские, игротеки) до обеспечения специалистами для медико-психолого-социальной работы, педагогами дополнительного образования.

– Основой создания «Школы полного дня», – подчеркнула Оксана Романова, – является региональный кластерный подход. Он позволяет преодолеть рассогласованность при взаимодействии участников образовательных отношений, реализовать обновленные ФГОС и ФООП, оказывать поддержку талантов обучающихся, формировать школьную инфраструктуру, использовать здоровьесберегающие технологии. Именно кластерный подход позволяет создать образовательную экосистему – некую комфортную, конкурентоспособную среду обитания, гибкую, быстро адаптирующуюся к меняющимся условиям в обществе и мире...

Модель ШПД каждая образовательная организация разрабатывает самостоятельно – в соответствии с требованиями ФГОС, показателями проекта «Школа Минпросвещения России» и с учетом региональной специфики. Но какую бы модель школьные команды ни выбрали, основной ценностной установкой ШПД является единое образовательное пространство.

Главная задача «Школы полного дня», отметила в свою очередь директор екатеринбургской школы № 24 Наталья Порубенко, – не надзирать за ребенком, чтобы он не сбежал, а занять его с максимальной пользой для него же самого. Поэтому в рамках такой школы дети не только выполняют домашнее задание, но и занимаются в различных кружках и клубах по интересам.

– Миссия нашей «Школы полного дня», – рассказала Наталья Порубенко, – предоставить каждому участнику образовательного процесса сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования ключевых компетенций. Кроме того – вовлечь родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы, развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия…

Сетевое взаимодействие, подчеркнул преподаватель кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО, завуч нижнетагильской школы № 95 Александр Шушаров – одно из важнейших условий формирования образовательной среды. Такое взаимодействие направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности. Поэтому необходимо выбирать не того партнера, который удобен, а того, кто располагает ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования.

Запись секции