Реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» обсудили участники ноябрьского выпуска вебинара «Вектор образования ИРО» на одной из трех его тематических секций. Речь на ней шла, в частности, о разработке программы развития и модели «Школы полного дня».
О проектировании программы развития на основе результатов самодиагностики проекта участникам секции рассказала доцент кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО Людмила Ерохина. Результаты такой самодиагностики, отметила она, требуют глубокого анализа для принятия эффективных управленческих решений. Осуществлять его необходимо как по критериям, так и по магистральным направлениям.
В первом случае аналитика позволяет зафиксировать, а в дальнейшем и отследить динамику критериев с нулевым и минимальным значением, которые соответственно проявляют у конкретной школы абсолютный и частичный дефицит. Минимальные значения показателей, особенно критических, «задают» ведущие, а нулевые – обязательные направления программы развития.
– Аналитика же в разрезе магистральных направлений, – обратила внимание Людмила Ерохина, – основывается на показателе «Сформированность комплекса условий». Недостаточно высокое значение этого показателя определяет управленческие действия по созданию условий в рамках конкретного направления. Эти условия отражаются в «дорожной карте» программы развития в форме конкретных мер и мероприятий…
Опытом разработки программы развития поделилась директор Артинского лицея Фаина Бугуева. Для создания этой программы в лицее был создан проектный офис «Пятилетка», в который вошли члены управленческой команды. На сессии стратегического планирования участники «Пятилетки» проанализировали результаты самодиагностики и определили проблемы, которые необходимо решить для дальнейшего развития лицея.
Вторым шагом в разработке программы развития стала стратегическая сессия участников образовательных отношений. Встретившись в «Мировом кафе», административная команда, педагоги, ученики и родители внесли свои предложения для каждого из шести направлений, определенных программой развития.
– Каждый посетитель, – рассказала Фаина Бугуева, – побывал за всеми «столиками», внес свой вклад и свои идеи в наполнение программы. Так, по направлению «Творчество. Образовательная среда» родители предложили свою помощь в организации внеурочной деятельности: выразили готовность организовывать и проводить мастер-классы и творческие лаборатории. А у педагогов родилась идея проекта «Академия бинарных занятий»...
Доцент кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО Оксана Романова напомнила коллегам об особенностях организации «Школы полного дня» (ШПД). Ее региональная модель задает дополнительные требования к организации работы – от обеспечения трансформируемыми пространствами (лаборатории, мастерские, игротеки) до обеспечения специалистами для медико-психолого-социальной работы, педагогами дополнительного образования.
– Основой создания «Школы полного дня», – подчеркнула Оксана Романова, – является региональный кластерный подход. Он позволяет преодолеть рассогласованность при взаимодействии участников образовательных отношений, реализовать обновленные ФГОС и ФООП, оказывать поддержку талантов обучающихся, формировать школьную инфраструктуру, использовать здоровьесберегающие технологии. Именно кластерный подход позволяет создать образовательную экосистему – некую комфортную, конкурентоспособную среду обитания, гибкую, быстро адаптирующуюся к меняющимся условиям в обществе и мире...
Модель ШПД каждая образовательная организация разрабатывает самостоятельно – в соответствии с требованиями ФГОС, показателями проекта «Школа Минпросвещения России» и с учетом региональной специфики. Но какую бы модель школьные команды ни выбрали, основной ценностной установкой ШПД является единое образовательное пространство.
Главная задача «Школы полного дня», отметила в свою очередь директор екатеринбургской школы № 24 Наталья Порубенко, – не надзирать за ребенком, чтобы он не сбежал, а занять его с максимальной пользой для него же самого. Поэтому в рамках такой школы дети не только выполняют домашнее задание, но и занимаются в различных кружках и клубах по интересам.
– Миссия нашей «Школы полного дня», – рассказала Наталья Порубенко, – предоставить каждому участнику образовательного процесса сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования ключевых компетенций. Кроме того – вовлечь родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы, развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия…
Сетевое взаимодействие, подчеркнул преподаватель кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО, завуч нижнетагильской школы № 95 Александр Шушаров – одно из важнейших условий формирования образовательной среды. Такое взаимодействие направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности. Поэтому необходимо выбирать не того партнера, который удобен, а того, кто располагает ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования.