Ноябрьский «Вектор образования ИРО»: секция о ФОП дошкольного образования

01.12.2023
Аспекты реализации Федеральной образовательной программы (ФОП) дошкольного образования (ДО) – от создания образовательной среды до организации коррекционно-развивающей работы – обсудили 24 ноября участники выпуска «Вектор образования ИРО». Этой теме была посвящена его третья тематическая секция.

Импульс разговору дали результаты исследования «Предпосылки учебной деятельности первоклассников как основа успешности обучения в школе», которые представила специалист отдела исследований состояния системы образования ИРО Ксения Бобык. Институт развития образования провел его в сентябре-октябре, тем самым зафиксировав уровень подготовки, обеспеченный дошкольными образовательными организациями.

Из предложенных первоклассникам заданий самым сложным оказалось «Действие по образцу», которое показывало умение следовать инструкции при выполнении учебного задания. Полностью с этим заданием справились только около 15% школьников. Затруднения вызвали и те задания, которые требовали долго сохранять внимание и рассматривать много объектов.

О нововведениях в организации образовательной деятельности, которые задает ФОП, рассказала старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Ольга Толстикова. В их числе – новое требование к единым планируемым результатам освоения программы: они должны быть не ниже тех, что заявлены в ФОП.

Выступление преподавателя той же кафедры ИРО Екатерины Рыбниковой было посвящено образовательной среде как условию достижения планируемых результатов ФОП ДО. При ее проектировании важно учитывать местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, а также возраст и уровень развития детей, задачи образовательной программы для разных возрастных групп, возможности и потребности участников образовательного процесса. Потенциал образовательной среды, отметила Екатерина Рыбникова, может и должен активно дополняться ресурсами социальных партнеров – организациями сферы образования, культуры, физкультуры и спорта.

О коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФОП ДО говорила старший преподаватель Нижнетагильского филиала ИРО Оксана Сенова. Эта работа, напомнила она, организуется на основании трех запросов: обоснованного запроса педагогов и родителей, результатов психологической диагностики и результатов психолого-медико-педагогической комиссии. Следовательно, одним из координационных центров, который осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей разных целевых групп и определяет содержание коррекционно-развивающей работы, является психолого-педагогический консилиум детского сада.

Завершила работу секции директор первоуральского детского сада № 9 Ксения Мещерякова. Она представила управленческие процессы, которые обеспечивают развитие дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФОП ДО. В основе развития детского сада, отметила Ксения Мещерякова, лежит внутренняя оценка качества образования. Ее проведение наряду с проведением мониторинга качества дошкольного образования позволило определить точки роста. В их числе оказалось повышение профессионального мастерства педагогов.

В основу программы этого повышения легли новые формы взаимодействия: образовательный концепт-тур, «Скорая педагогическая помощь», «Ярмарка педагогических идей». Кроме того, было выстроено активное взаимодействие с социальными институтами ресурсного инновационного развития дошкольного образования, в том числе с ИРО. Основой для получения педагогами дополнительного образования и навигатором повышения квалификации служат и образовательные ресурсы.

Запись секции