Светлана Тренихина: Дополнительное образование способствует повышению стартовых возможностей школьников

29.08.2024

Дополнительное образование по праву можно назвать драйвером изменений, которые сегодня происходят на всех уровнях образования, повышая его качество, доступность и эффективность. Об этом ректор ИРО Светлана Тренихина заявила на пленарном заседании областного форума «Дополнительное образование детей: развитие для будущего». Он прошел накануне, 28 августа, в рамках областного августовского педагогического совещания.

В Свердловской области, напомнила Светлана Тренихина, функционирует многопрофильная сеть организаций дополнительного образования (ДО) детей. В нее входят 2498 образовательных организаций, в которых обучаются более 700 тысяч детей и работают более девяти тысяч педагогов.

– Новый вектор развития, – подчеркнула ректор ИРО, – система дополнительного образования получила в рамках проекта «Школа Минпросвещения России». Школьное и дополнительное образование рассматриваются в нем как единая система по созданию мотивирующей среды для самореализации и развития талантов детей с различными образовательными потребностями и возможностями. «Перезагрузка» дополнительного образования позволяет расширить потенциал общего образования за счет интеграции ресурсов, включения в содержание учебных занятий материалов межпредметного характера, ориентации на социально-экономическое развитие региона…

Одним из приоритетных направлений в системе ДО является участие в национальном проекте «Беспилотные авиационные системы». В рамках этого проекта 18 педагогов Свердловской области прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Практическая подготовка педагогических работников в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем». Первого июля в 17 школах региона состоялось открытие специализированных классов или кружков, а в Уральском техникуме «Рифей» – центра практической подготовки по обучению школьников конструированию и управлению беспилотниками и коптерами.

Импульс для развития ДО обеспечивает и проект «Уральская инженерная школа 2.0». Его реализация предполагает создание в пяти управленческих округах 30 ресурсных инженерных школ (шести окружных и 24 муниципальных), а также 100 школ-спутников. В ресурсных инженерных школах предметы физико-математического цикла будут дополнены программами, направленными на освоение основ конструкторской, производственно-технологической деятельности. Развитие школ-спутников в свою очередь позволит масштабировать опыт практико-ориентированного обучения будущих инженеров при содействии профессиональных образовательных организаций.

– Дополнительное образование сегодня, – отметила Светлана Тренихина, – способствует повышению стартовых возможностей и жизненных планов школьников. А сформированная экосистема обладает большим потенциалом для формирования единого открытого образовательного пространства дополнительного образования детей, эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, повышения доступности и качества дополнительных образовательных услуг...

Форум работников дополнительного образования «Дополнительное образование: развитие для будущего» состоялся в рамках областного августовского педагогического совещания. Помимо пленарного заседания его программа включала открытый лекторий. Здесь педагогам были представлены лучшие образовательные практики в активных формах: кейс, мастер-класс, питч-сессия, фасилитационная практика, информационная выставка, стендовый доклад.