Особый жанр: новые рекомендации для подготовки олимпиадников к написанию исторического эссе

11.07.2022

Одному из самых сложных заданий олимпиад по истории – историческому эссе – посвящены новые методические рекомендации Института развития образования Свердловской области, которые утвердил недавно его Научно-методический совет. Они призваны помочь педагогам в подготовке школьников к таким олимпиадам.

Чтобы выполнить это задание, отмечают авторы рекомендаций – заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светлана Токмянина и доцент кафедры Ольга Уколова, необходимо не только иметь глубокие знания и историографические представления об определенном историческом периоде. Не менее важно уметь аргументированно выражать собственное мнение, проявлять исследовательский подход к историческому материалу.

Успешно выполнить задание невозможно и без понимания сущности жанра исторического эссе, которое отличается от эссе литературного. О его особенностях авторы методрекомендаций рассказывают в первой главе. Отдельное внимание уделяется постановке проблемы, определению задач и системе аргументации. Называя типичные ошибки, которые допускают при этом участники олимпиады, авторы подчеркивают: «Выстраивать систему аргументации необходимо в соответствии с поставленными задачами, не упуская из виду тезиса и постоянно проверяя логическую согласованность тезиса и аргументов…».

Существенной частью подготовки школьников к написанию исторического эссе, отмечают Светлана Токмянина и Ольга Уколова, является и круг их чтения. Он должен включать не только учебную литературу и энциклопедии, но также научные монографии и статьи об истории выбранной эпохи.

– Учителю, – говорится в методрекомендациях, – необходимо показать ученику, как осуществлять выбор исследовательской литературы; научить работать с сочинениями историков, вычленяя авторские позиции. Систематическая работа в этом направлении исключает ситуации, когда школьники при написании эссе ограничиваются формальным упоминанием нескольких фамилий ученых-историков…