Организаторы Рождественских чтений призвали педагогов к просветительству и сохранению духовных рубежей

06.12.2022

Одной из главных опор государства и общества России в противостоянии нынешним глобальным вызовам являются педагоги. Так можно определить одну из красных нитей, которые прошли через пленарное заседание регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Оно состоялось сегодня, 6 декабря, во Дворце молодежи.

Как отметил, открывая заседание, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, главным из таких вызовов сегодня стал трансгуманизм – идеология радикального изменения человеческой природы, начало попыток заменить человека искусственным интеллектом. Одним из проявлений такой идеологии являются участившиеся операции по смене пола, проводимые в детском возрасте – не в результате свободного выбора, а под внешним воздействием. Число клиник, которые проводят соответствующие манипуляции, в США за последние 15 лет возросло на порядки. Появились они и в России.

Необходимо, убежден митрополит, понимать, что можно противопоставить этому вызову. Прежде всего увидеть, что школе и обществу нужен не потребитель, а творец. И, определяя рубежи духовной безопасности, осознать: как и в любых других, надо ориентироваться и в духовных вопросах – в том числе педагогу.

Первоисточником таких ориентиров, по мнению владыки, является Евангелие. Как минимум прочесть его необходимо как учителю, так и родителю, который тоже должен отвечать детям на их вопросы. Подспорьем при этом может стать недавно созданная платформа «Клевер-лаборатория», нацеленная на современное христианское просвещение школьников и молодежи. Вместе со Свердловской областью к ней подключились учителя уже 50 российских регионов, более тысячи педагогов прошли дистанционное обучение.

Христианство вообще и православие в частности, отметил заместитель полномочного представителя Президента России в УрФО Борис Кириллов, в западном мире сегодня стали едва ли не главным врагом. К активному просветительству призвал учителей, врачей и деятелей культуры заместитель Губернатора Свердловской области Павел Креков. Кандидат философских наук, доцент Павел Суслонов, говоря о государственной политике в области сохранения традиционных ценностей, также подчеркнул роль педагогического сообщества.

Быть там, где их могут услышать, пожелала каждому из собравшихся региональный уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова. А по мнению ее коллеги, уполномоченного по правам ребенка Игоря Морокова, сегодня вновь становится актуальной гайдаровская книга «Тимур и его команда». В том числе чтобы «расшевелить массу подростков».

С тревогой, в свою очередь, говорила о качестве российского педагогического образования президент Российской Академии образования, доктор исторических наук, профессор Ольга Васильева. Структура специализаций в педвузах имеет уклон в гуманитарную область, что, по ее оценке, не соответствует реальным потребностям школы. Бакалавриата недостаточно – нужно возвращаться к специалитету.

В то же время в подготовке научных и преподавательских кадров высокой квалификации, заявила президент РАО, сложился обратный перекос. А что касается современных технологий, то сегодня лишь 30 процентов детей приходят в первый класс с полностью сформированной речью. Зато в возрасте двух-четырех лет они проводят перед монитором в среднем по 2,5 часа в день, а пяти-восьми лет – более трех часов.

Педагог высшей квалификации, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров, известный в том числе своими телевыступлениями, предложил противопоставить виртуальной жизни реальную. Но для этого, отметил он, надо наполнить ее духовной любовью. В том числе противопоставив жертвенность, служение, смирение, присущие этой любви, чувству исключительности, которое многие родители прививают сегодня своим детям. И которое лежит в основе многих человеконенавистнических учений.

Кроме того, отметил Артемий Владимиров, необходимо уже с начальной школы подспудно готовить детей к присущей им жизненной роли. В девочках поощрять игры в куклы, в мальчиках – рыцарство. Возможно, тогда удастся уйти от ситуаций, когда девушки берегут себя для материнства, семейной жизни, а юноши смотрят на них с одним лишь вожделением. И приучить к тому, что именно сохранение чистоты и чести является залогом земного семейного счастья. И к необходимости хранить себя от различной, в том числе словесной грязи. Поскольку Бог в грязи не живет.

В заключение министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов и митрополит Евгений представили участникам темы проекта «Академические встречи», который начнет осуществляться я 1 января 2023 года, и наградили победителей межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».