Классные руководители многонациональных классов хотели бы усовершенствовать свои компетенции

13.12.2022

Порядка 30% классных руководителей и кураторов групп в колледжах и техникумах сталкиваются с различными вопросами межнационального общения. При этом каждый второй из них говорит о необходимости повысить уровень своей компетентности в этом направлении. Такие результаты зафиксировало исследование ИРО по проблемам межнациональных и межэтнических отношений в образовательных организациях Свердловской области, проведенное в 2022 году.

Многонациональный состав характерен для большинства образовательных организаций региона. Не считая русских, в значительной части школ, колледжей и техникумов можно встретить представителей не менее трех национальностей. При этом состояние межнациональных отношений более 80 процентов педагогов оценивают положительно. Но вместе с тем отмечают: им не хватает знаний культурных особенностей и традиций представителей различных национальностей; умений учитывать специфику культуры и традиций разных народов; компетенций по формированию и сплочению коллектива в многонациональном классе, а также по разрешению конфликтов.

– Практически каждый второй педагог, – отмечается в исследовании, – отметил необходимость совершенствования уровня своей компетентности в этом направлении <…> Чаще всего и педагогическим, и руководящим работникам при работе с многонациональным коллективом обучающихся необходима следующая помощь: повышение квалификации по вопросам работы в многонациональном классе, обучения детей-инофонов; обеспечение методическими разработками по данной проблематике; получение консультаций «узких» специалистов, например, психолога, логопеда, преподавателя русского языка как неродного, и представителей экспертного сообщества…

Сами учащиеся оценивают межнациональные отношения в классах и группах более критично. И все же 63,3% учеников школ и 68,2% студентов колледжей и техникумов говорят об этих отношениях как о благополучных. Примерно такая же доля обучающихся отмечает: изменить отношение друг к другу и узнать о культуре и истории народов помогают мероприятия, связанные с тематикой межнациональных и межэтнических отношений. При этом среди школьников и студентов, для которых русский язык не является родным, доля респондентов, придерживающихся этой точки зрения, оказалась выше.

Полный текст отчета