Вышел в эфир декабрьский выпуск «Вектора образования ИРО»

19.12.2022

На заключительную в 2022 году «планерку» собрал педагогов в минувшую пятницу, 16 декабря, Институт развития образования. В этот день в эфир вышел очередной вебинар цикла «Вектор образования ИРО».

Открылась декабрьская онлайн-встреча разговором об особенностях образовательного пространства школы в условиях обновленных ФГОС. Принимая решения об его организации, отметила доцент кафедры педагогических и управленческих технологий Нижнетагильского филиала ИРО Оксана Романова, необходимо учитывать, что образование призвано не столько дать человеку набор готовых знаний и помочь освоить какую-либо профессию, сколько обеспечить фундамент для обучения на протяжении всей жизни. И если раньше главную роль в этом играл учитель, то сегодня важным становится все окружение ребенка.

– И учителя, и ученики, – подчеркнула Оксана Романова, – должны относиться к образовательному пространству школы осознанно, как к продуманному и удобному инструменту работы и учебы. Этой продуманности требует как проект «Школа Минпросвещения России», так и ФГОСы – и начального, и основного, и среднего общего образования…

Продолжила тему изменений, связанных с обновлениями ФГОС, заведующая кафедрой филологического образования ИРО Тамара Долинина. Её выступление было посвящено одному из компонентов функциональной грамотности –  читательской грамотности. В ней выделяются четыре компетентностные области, которые можно рассматривать как уровни овладения читательской грамотностью. И эти четыре области, по сути, являются планом формирования ее навыков. Сначала школьники учатся находить информацию, затем – интегрировать и интерпретировать ее. На третьем уровне – осмыслять и соотносить сообщение текста с ранее полученными знаниями. И, наконец, использовать информацию из текста для решения полученной задачи.

О грамотности, но уже экологической, говорила завкафедрой естественно-научных дисциплин Наталья Овсянникова. В работе по её формированию, отметила она, педагоги могут опираться на методические рекомендации «Твердые коммунальные отходы», разработанные в 2021 году. Основу этих методических материалов составляет программа образовательного модуля, который может быть реализован как полностью, так и частями в рамках урочной или внеурочной деятельности. Рассказывая о том варианте, когда программа модуля реализуется полностью, Наталья Овсянникова обратила внимание на опыт Ревды, где в каждой школе проводятся тематические элективные курсы.

В ещё одной традиционной рубрике завотделом исследований состояния системы образования ИРО Татьяна Сундукова представила результаты мониторинга условий реализации ФГОС среднего общего образования. В рамках этого мониторинга специалисты ИРО изучили в том числе особенности организации профильного обучения в 10-11 классах. Участие в исследовании приняли 764 школы области, где созданы 10 или 11 классы.

– Большая часть школ, – отметила Татьяна Сундукова, – организует профильное обучение в рамках формирования профильных классов или профильных групп. Некоторые школы разрабатывают для всех обучающихся индивидуальные учебные планы. Кроме того, выявлены школы, в которых сочетаются обе стратегии...

Самым распространенным на протяжении все тех же трех лет остается универсальный профиль – он сформирован более чем в 63% школ. Технологический профиль реализуется примерно в каждой четвертой школе (24,1%), остальные профили – в каждой пятой. При этом наименьшая наполняемость, как показал мониторинг, зафиксирована в классах универсального профиля, наибольшая – в классах технологического и гуманитарного профилей, а также в тех классах, где сформировано несколько профильных групп. 

– Низкая наполняемость классов универсального профиля, – подчеркнула Татьяна Сундукова, – обусловлена тем, что значительную долю образовательных организаций, в которых формируются такие классы, составляют сельские школы, в 10-х классах которых зачастую учатся менее десяти обучающихся <…> Регулирование на уровне муниципального образования процесса формирования 10-х классов по-прежнему остается актуальным. Это связано не только с обеспечением наполняемости классов, но и с определением наиболее востребованных у старшеклассников профилей обучения, а также определением школ, которые располагают оптимальными ресурсами для формирования классов такого профиля…

Завершился вебинар презентацией трех новых методических разработок ИРО. Первая из них, подготовленная Тамарой Долининой, посвящена формированию навыка сопоставительного анализа при подготовке к ЕГЭ по литературе. Вторая методичка поможет в обучении написанию изложения в соответствии с заданным текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Её автор Наталья Смирнова, в частности, рассказывает о том, с какими трудностями сталкиваются обучающиеся и какие ошибки они допускают. Еще одни методические рекомендации, разработанные Марией Мысик, помогут учителям французского языка в организации работы по развитию письменной речи.

Запись вебинара