Борьба за кадры

13.03.2023

В 1931-32 годах в связи с переходом на обязательное семилетнее обучение возникла необходимость поднять качество работы массовой школы. При этом остро встал вопрос о нехватке педагогических кадров. Имеющихся на тот момент педагогических техникумов и педвузов не хватало.

В постановлении 3-го областного совещания заведующих городскими, районными и окружными отделами народного образования, прошедшего в 1931 году, обозначены следующие целевые ориентиры:

- создание педтехникума в каждом крупном районе;

- ускорение подготовки в педвузе и увеличение их числа (с учетом огромной территории существовавшей тогда Уральской области; в т.ч. предлагалось создать в Свердловске пединститут тюркских народностей);

- кампания «вербовки» в педагогические заведения;

- вечерние педтехникумы;

- подготовка педагогических кадров через систему практики в крупных школах;

- подготовка комбинированными методами (с отрывом и без отрыва от производства).

Заведующие ОНО, в частности, обязывались к 10 октября «закончить работу по возвращению учителей, работающих не по специальности, на педработу…». Вводилась персональная ответственность за сохранение работающих педкадров. Тех, кто его не обеспечил, предлагалось привлекать к уголовной ответственности.

Учителя I ступени проходили переподготовку на II ступень. Организовывались опорные опытно-методические базы (ОМБ) и политико-педагогические станции. ОМБ опирались на фабрично-заводские семилетки (ФЗС), школы крестьянской молодежи (ШКМ) или просто методически сильные – сейчас бы сказали продвинутые – школы. Кроме того, в их состав входили детский сад, школа взрослых, изба-читальня, красный уголок и клуб.

Правда, судя по проекту соответствующему положения, хранящемуся в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), первоочередными задачами этих баз были скорее политические: «Осуществление принципов коммунистического воспитания, классовой пролетарской направленности в работе культурно-просветительных учреждений района…». Даже разработка актуальных педагогических проблем увязывалась с необходимостью учитывать конкретную производственную обстановку, национальные и культурно-бытовые особенности.

Непосредственно же образовательные задачи ставились, судя по соответствующему положению, перед политико-педагогическими станциями. Во всяком случае, перечень этих задач открывается «скорейшим повышением общеобразовательного уровня знаний учащихся. Значатся в этом перечне и «внедрение активных методов педагогической работы» с перестройкой работы органов самоуправления учащихся «на борьбу за более прочное усвоение наук…»

Целями педагогических заведений были определены изучение и обобщение опыта, практическая проработка актуальных педагогических проблем; организация практической помощи просвещенцам; повышение квалификации и подготовка педагогов из рабочих и колхозников.