Майский «Вектор образования ИРО» предоставил информацию к действию

27.05.2022

О том, как превратить кабинеты начальной школы в мотивирующее образовательное пространство для формирования функциональной грамотности школьников, узнали сегодня, 25 мая, участники очередного вебинара «Вектор образования ИРО». Соответствующим опытом одной из стажировочных площадок Института – нижнетагильской школы № 95 – поделился заместитель ее директора Александр Шушаров.

– Десятилетняя практика реализации ФГОС начального общего образования, – подчеркнул он, – позволила четко определиться с теми рабочими функциональными зонами учебного кабинета, которые при грамотном их использовании могут успешно способствовать формированию функциональной грамотности детей…

Таких зон выделили четыре: учебная, информационная, творческая и игровая. Об организации и компонентах каждой из них Александр Шушаров рассказал на примере одного из классов своей школы.

Понятие функциональной грамотности, напомнила доцент кафедры дошкольного и начального образования ИРО Светлана Липатова, вводит обновленный ФГОС, который вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Он обеспечивает единство образовательного пространства России, предъявляя четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине и конкретизируя содержание по каждой предметной области. Вместе с тем это единство не исключает вариативности основных образовательных программ. Она может проявиться, в частности, через разработку и реализацию индивидуальных учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Кроме того, обновленный ФГОС отражает безопасное использование цифровых технологий, фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. В стандарте, отметила Светлана Липатова, подчеркивается необходимость осуществлять электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с гигиеническими, нормативными и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В еще одной традиционной рубрике вебинара специалист отдела исследований состояния системы образования ИРО Ксения Бобык представила результаты мониторинга, организаторы которого исследовали, как получают образование обучающиеся с ОВЗ (http://web-bic.irro.ru/bks/MR/mr%2021-05.pdf). Участие в нем осенью 2021 года приняли руководители 931 школы области и родители таких учеников.

Исследование показало, что более 80 процентов школ Свердловской области реализуют адаптированные основные образовательные программы на уровне начального и основного общего образования. При этом на уровне среднего общего образования реализация таких программ практически не ведется, что создает некоторые сложности для учеников и их родителей.

В аналогичной доле школ фиксируется потребность в «узких» специалистах – в том числе и в тех школах, где такие педагоги уже есть, но их недостаточно. Вместе с тем учителя практически всех общеобразовательных организаций в течение последних трех лет проходили повышение квалификации или переподготовку по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Заведующая тем же отделом Татьяна Сундукова в свою очередь рассказала о предстоящей экспертизе муниципальных программ поддержки школ группы ШАНС. Эта экспертиза, отметила она, коснется всех муниципальных образований Свердловской области – даже тех, где в настоящее время нет школ, участвующих в проекте «500+» или входящих в группу ШАНС.

– Если в муниципальном образовании нет отдельной программы поддержки таких школ, – отметила Татьяна Сундукова, – можно отправить на экспертизу муниципальную программу развития образования. В одном из ее разделов в любом случае должна быть зафиксирована работа со школами с низкими образовательными результатами и школами, которые функционируют в неблагоприятных социальных условиях…

Направления оценивания муниципальных программ остались неизменными с прошлого года. Вместе с тем в рамках каждого определены и новые показатели оценивания. Особое внимание Татьяна Сундукова обратила на два из них, связанные с первой-четвертой группами индекса социального благополучия школ. Чтобы понять, какие школы муниципального образования входят в эти группы, можно использовать отчет по итогам идентификации и дифференциации школ Свердловской области. Он будет направлен в муниципалитеты вместе с информационным письмом, экспертным листом и результатами прошлогодней экспертизы 30 мая.

Завершая вебинар, заведующая библиотечно-информационным центром ИРО Светлана Биктуганова представила некоторые из методических новинок Института. В их числе – информационно-аналитические материалы по итогам регионального репетиционного экзамена по математике среди учащихся 9 и 11 классов, рекомендации о безопасном использовании сети Интернет и о управлении внедрением обновленного ФГОС в деятельности школы. Вместе с другими методическими материалами они размещены на интернет-витрине ИРО (http://edu.irro.ru/).

Презентации:

Т. Сундукова

К. Бобык

С. Липатова

С. Биктуганова