Исследование ВШЭ: диалог с родителями школьников повышает их ответственность за образование детей

06.06.2022

Жители небольших – до 100 тысяч – населенных пунктов несколько чаще, чем обитатели городов-миллионников, связывают успешность ребенка в школе с его будущими успехами. Об этом говорят результаты исследования субъективного восприятия образовательного неравенства школьников, которые представил национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

За основу для изучения этого нового для российской исследовательской повестки феномена эксперты взяли данные Мониторинга экономики образования 2020 года. В нем приняли участие 2290 родителей из восьми федеральных округов.

По мнению 21% родителей, живущих в небольших населенных пунктах, если их ребенок успешен в школе, скорее всего, он будет успешен в дальнейшей жизни. Среди жителей городов с населением более миллиона человек аналогичного мнения придерживаются 18%. При этом большее число респондентов подчеркивает, что успешность в школьной жизни никак не связана с будущим ребенка. Об этом заявили 29% жителей небольших населенных пунктов и 24% – городов-миллионников.

Меньше веры в то, что успешность ребенка в школе как-либо связана с его успехами в будущем, было отмечено и у родителей с низким социально-экономическим статусом (35% родителей с низким доходом против 29% родителей с высоким доходом). Существенно чаще они говорят и о том, что современная система образования затрудняет получение хорошего образования (86% против 70%). И в то же время реже считают, что за низкие результаты учащихся несет ответственность семья и сам ученик (29% против 37%). Вне зависимости от социально-экономического статуса очень многие родители (95% родителей с высоким доходом и 87% с низким) уверены, что им нужно прикладывать какие-то дополнительные усилия, чтобы ребенок получил качественное образование.

Такие результаты, по мнению авторов исследования, выявляют запрос родителей на социальную справедливость в образовании в части распределения благ.

– Есть родители, – заключают исследователи, – которые, с одной стороны, не совсем довольны системой (распределением ресурсов, шансами и прочим), с другой – не готовы брать на себя ответственность за образовательные результаты детей. Немало и тех, кто склонен возлагать и даже перекладывать ответственность за качество образования на школу <…> Мы предполагаем, что позиция родителей связана не с недостатком мотивации или ленью, а, скорее всего, с тем, что они не имеют достаточной информации о возможностях и необходимых ресурсах (в том числе времени) для их использования…

Решению этой проблемы может содействовать увеличение прозрачности системы образования, ее открытость к диалогу с учащимися и их семьями. «Таким образом, – отмечается в исследовании, – можно повысить осознанность и ответственность школьников и их семей за образование, определить эффективные способы поддержки со стороны школы и сбалансировать распределение ответственности между семьями и школой, соотнести самостоятельность и патернализм».

Полная версия аналитического доклада «Субъективное восприятие образовательного неравенства школьников»