Исследование ВШЭ: повышение успеваемости учеников начинается с обучения учителей

10.06.2022

Чтобы эффективно поддерживать детей, имеющих трудности в обучении, их педагоги должны повышать квалификацию и взаимодействовать с профильными специалистами – психологами, социальными педагогами, тьюторами. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 году. Его результаты в информационном бюллетене представил национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Участие в анкетировании приняли около 8500 педагогов. Среди них только у без малого десяти процентов нет учеников с низкой успеваемостью. У большинства же доля таких учащихся составляет менее 50%, а у 4,4% опрошенных – более половины.

Педагогам, работающим с высокой долей неуспешных учеников, чаще, чем их коллегам, не хватает определенных профессиональных навыков. Например, о недостаточном владении методами индивидуального обучения детей с учебными проблемами заявили почти 20% учителей. При этом за три года, предшествующие проведению опроса, этот дефицит в рамках различных мероприятий по профессиональному развитию восполнил каждый четвертый педагог, работающий с высокой долей таких учеников.

Важнейшим инструментом для учителей при работе с учащимися, имеющими трудности в обучении, являются консультации с педагогом-психологом, учителем-логопедом или дефектологом, социальным педагогом, тьютором. При этом у учителей, которые работают с проблемным контингентом, возможности обратиться к этим специалистам меньше. Лишь 32,2% из них отмечают, что могут получить консультацию у педагога-психолога (против 49,3% учителей из академически благополучных школ) и 19,4% – у социального педагога (против 30,6%). Наибольший дефицит наблюдается в тьюторах – только 1,7% педагогов отмечают, что у них есть возможность проконсультироваться с этим специалистом.

– Результаты исследований, – отмечают авторы, – однозначно свидетельствуют о необходимости увеличения масштабов работы по профилактике и преодолению неуспешности в системе общего образования Российской Федерации. Усилия должны быть направлены на повышение квалификации учителей по вопросам дифференцированного преподавания, формирующего оценивания, поддерживающей обратной связи, инструментам обеспечения благоприятного школьного климата…

Комплексных изменений требует и система индивидуализации образовательных траекторий. Она должна включать психолого-педагогическое сопровождение – а для этого, в свою очередь, необходимо увеличить численность специалистов, помогающих ребенку в преодолении трудностей в обучении, и выстроить механизмы их взаимодействия с учителями-предметниками и классными руководителями. Кроме того, меры по профилактике и преодолению академической неуспешности должны охватить и родителей – в формате специальных программ, информирования, консультирования, просвещения.

Информационный бюллетень «Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении»