Оценка ИКТ-компетенций учителей: многие педагоги готовы к цифровизации образования

16.06.2022

Из всех методических компетенций у современных педагогов лучше всего сформированы информационно-коммуникационно-технологические (ИКТ-компетенции). Это показала апробация модели оценки таких компетенций, организованная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. На днях ее результаты представили на всероссийском вебинаре.

– Все новые цифровые инструменты и технологии, – отметила руководитель проекта, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Наталья Алтыникова, – даются в помощь учителю. Но насколько учитель сможет с помощью этих новых инструментов сделать образовательный процесс интереснее, эффективнее, будет зависеть от того, какие компетенции сформированы у педагога. Поэтому прежде всего мы обратили взор на ИКТ-компетенции педагогических работников. Наша задача в рамках проекта – научиться измерять сформированность этих компетенций, выявлять профессиональные дефициты и понять, как развивать ИКТ-компетенции, чтобы выстраивать образовательный процесс более эффективно…

В основу модели апробации лег российский и зарубежный опыт и исследования. В том числе – рекомендации ЮНЕСКО, Стандарт международной ассоциации по развитию IT в образовании ISTE, Профессиональный стандарт педагога. При этом в диагностических материалах пристальное внимание уделили формированию и оценке предметно-педагогических компетенций. И в этом – новшество и актуальность проекта: в большинстве научных исследований внимание уделяется только общепедагогическим цифровым компетенциям.

Участие в апробации, которая прошла с 28 марта по 1 апреля 2022 года в 75 регионах, в том числе Свердловской области, приняли 5198 учителей математики, информатики, биологии и истории. Перед тестированием педагоги заполнили анкеты, самостоятельно оценив свой уровень сформированности ИКТ-компетенций. Эта самооценка показала, что в большей степени у учителей сформированы общепользовательские ИКТ-компетенции, например, умение набрать текст в Word или создать простую презентацию.

При этом всего 18% педагогов отметили, что у них на высоком уровне сформированы компетенции, связанные с методиками создания собственного электронного дидактического материала. На среднем и низком уровне, по оценке учителей, находится их умение создавать собственные оценочные материалы в электронной среде, сформировать цифровое портфолио, организовать работу обучающихся с использованием сетевых коммуникационных сервисов. И эти параметры, отметила Наталья Алтыникова, должны стать фокусом внимания при разработке программ повышения квалификации.

Диагностика, в свою очередь, показала, что на низком уровне ИКТ-компетенции сформированы у без малого 4% педагогов, на удовлетворительном уровне – у почти 18%. Большая же часть учителей – почти 80% – продемонстрировали базовый и повышенный уровень ИКТ-компетенций. При этом ИКТ-компетенциями на базовом уровне преимущественно владеют учителя биологии (51,6%). В это же время больше всего педагогов, имеющих повышенный (43,8%) и высокий уровень (9,1%) сформированности ИКТ-навыков, оказалось среди учителей математики.

– Это самые высокие результаты, – заметила Наталья Алтыникова, – из всех диагностических работ, которые мы проводили за последние пять лет. Получается, что из всех методических компетенций на сегодняшний день лучше всего сформированы ИКТ-компетенции педагогов. Это не может не радовать в условиях цифровой трансформации общества…

Проведенная апробация, отмечают ее авторы, призвана персонифицировать систему повышения квалификации: под каждый дефицит предполагается сформировать пул программ. 

– В дальнейшем, – рассказывает руководитель проекта, – это должно работать следующим образом: когда педагог пишет диагностическую работу, ему автоматически должны выгружаться рекомендации о повышении квалификации. Конечно, эти результаты должны влиять и на всю систему педагогического образования: на обновление и программ магистратуры, и программ бакалавриата, и программ педагогических колледжей. Это очень серьезная история, которая красной нитью должна проходить через всю систему педагогического образования…

Запись вебинара