Главная » Новости » ИМД "Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Свердловской области"

Среда, 20 мая 2020 г. – Пятница, 22 мая 2020 г.

ИМД "Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Свердловской области"


20 мая 2020 года в он-лайн формате состоялась первая часть Информационно-методического дня «Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Свердловской области: стратегические цели и тактические решения». С приветственными словами, актуализацией задач мероприятия выступили Третьяков А.Ю., директор Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области, и Тренихина С.Ю., ректор ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», кандидат социологических наук.

В первой части пленарного заседания приняли участие представители Министерства образования, Института развития образования, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием. Ключевой темой для обсуждения стало состояние готовности муниципальных образований Свердловской области к введению Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с 1 сентября 2020 года во всех средних школах региона. Общие тенденции, достижения, выявленные проблемы были обозначены в основном докладе Фрицко Ж.С., первого проректора Института, кандидата педагогических наук.

Особого внимания заслуживает представление  опыта территорий по реализации  муниципальных моделей введения стандарта старшей школы.  Кузовкова Т.В., заместитель начальника Управления образования Администрации Новоуральского городского округа, Гильманова И.В., начальник управления образования городского округа Первоуральск представили модели реализации различных профилей отдельными школами. Выступления Зубаревой Т. В., заместителя начальника Управления образования Березовского городского округа, Белозеровой Г.В., директора МБУ «Центр развития образования Белоярского городского округа» были посвящены особенностям организации сетевого взаимодействия образовательных организаций при реализации ФГОС СОО. Подход к  планированию модели профильного обучения на основе «корпоративных» классов был показан Вахрушевой  Е.А., начальником Управления образованием городского округа Красноуфимск. Возможности реализации кластерного подхода к введению стандарта в условиях сельской территории предложили Спешилова Е.А., начальник Управления образования Администрации Артинского городского округа, Котышева С.В., начальник Управления образования муниципального образования «Каменский городской округ».

Дальнейшее обсуждение особенностей реализации ФГОС СОО уже на уровне школ продолжилось на дискуссионных площадках, организованных по управленческим округам Свердловской области.

На дискуссионной площадке Западного управленческого округа были представлены практики реализации ФГОС среднего общего образования школ Свердловской области, которые приступили к реализации ФГОС в опережающем режиме. Опыт формирования индивидуальных учебных планов различных профилей представила Старцева Л.В., заместитель директора МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» г. Екатеринбурга. Об особенностях реализации основной образовательной программы среднего общего образования говорила Шавкунова Ю.В., заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 2 с УИОП г. Красноуфимска, которая представила опыт формирования корпоративных классов. А Наймушина Т.В., заместитель директора МАОУ «Еврогимназия», ГО Ревда, говорила об особенностях реализации основной образовательной программы среднего общего образования в рамках гуманитарного профиля.

Алгоритм формирования учебного плана профильного обучения представила Козырина А.А., директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 ГО Ревда. Ткачук Е.А., заместитель директора МАОУ «Артинский лицей» Артинского ГО, раскрыла управленческую модель заместителя директора по реализации ФГОС среднего общего образования. О первых результатах и проблемах реализации ФГОС среднего общего образования говорила Сидорова Н.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Лицей № 21», ГО Первоуральск. Практику проектирования учебных планов в условиях реализации ФГОС среднего общего образования раскрыла Усольцева Н.Н., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 4, ГО Первоуральск.

Опыт формирования и реализации учебного плана естественнонаучного профиля на площадке Южного управленческого округа представила директор БМАОУ лицей № 3 «Альянс» Березовского городского округа Иовник Н.В., отметившая, что ключевым моментом при разработке учебного плана стала преемственность и имеющийся у обучающихся опыт индивидуального проектирования образовательной траектории. Механизмы реализации ФГОС СОО, обеспечивающие стабильно высокое качество образования на примере гуманитарного профиля представила Травникова О.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ Гимназия №1 ГО Сухой Лог. Непряхина Т.С., директор МАОУ ГО Заречный «СОШ № 2», представила планы по реализации образовательных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, обеспечивающие ориентацию обучающихся на будущую профессию, повышение качества образования и учебной мотивации детей, получение обучающимися опыта проектно-исследовательской деятельности. Проектированию системы функционирования школы в рамках муниципальной модели сетевого взаимодействия при реализации ФГОС СОО было посвящено выступление Брусницыной И.А., заместителя директора по УВР МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 18». Особенности работы по организации образовательной деятельности в старшей школе с использованием индивидуальных учебных планов раскрыла в своем выступлении Надеева Е.П., заместитель директора МАОУ гимназия № 116 г. Екатеринбург.

Заместитель директора по УВР «Бродовской СОШ» Каменского городского округа Гриценко Н.В. представила территориальный кластер как модель реализации ФГОС СОО в сельской школе, как модель реализации профессиональных проб обучающихся в период образовательных сессий. Особенности работы по организации дифференцированного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов представила заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» Сайфутдинова Ф.А. (Рефтинский городской округ), выделив те проблемы, с которыми пришлось столкнуться при их проектировании: низкие образовательные результаты некоторых обучающихся, недостаточная мотивация у учащихся и их родителей выбора профильного обучения, увеличение нагрузки педагогов, проектирование нелинейного расписания.

Интересный опыт по введению стандарта старшей школы на дискуссионной площадке Горнозаводского управленческого округа  был представлен Петуховой С.И., заместителем директора по УР МАОУ Гимназия 86 г. Нижний Тагил и  Исаевой Н.А., заместителем директора по УМР МАОУ СОШ № 17 пгт. Левиха Кировградского ГО, реализация учебных планов старшей школы при реализации ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся представлены Вагановой А.В., заместителем директора по УВР МАОУ Гимназия г. Новоуральск,  интересный опыт по организации внеурочной деятельности с учетом выбранных профилей был показан Андреевой А.Р., заместителем директора по ВР МБОУ «СШ № 25» ГО ЗАТО Свободный и Медведевой Н.Д, заместителем руководителя структурного подразделения общего образования по воспитательной работе МАОУ ЦО №7 Нижняя Салда, актуальный опыт  по  формированию учебных планов различных профилей  был представлен Ноздриной Н.Н, заместителем директора МБОУ лицей № 109 г. Екатеринбург.

Участниками дискуссионных площадок были обсуждены вопросы  использования внутренних ресурсов для реализации требований ФГОС СОО, организации сетевого взаимодействия по реализации основной образовательной программы, определены первоочередные действия по организации образовательной деятельности, обусловленных введением и реализацией ФГОС СОО в соответствии с муниципальной моделью.

 

Итогами первой части информационно-методического дня стало понимание общих тенденций, складывающихся в системе образования Свердловской области в части готовности к реализации стандарта старшей школы, представление успешных управленческих практик муниципального и школьного уровней, выявление сохраняющихся дефицитов. В ближайшее время Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области, Институтом развития образования будут подготовлены методические разъяснения по отдельным вопросам, вызывающим наибольшие профессиональные затруднения. Представление и обсуждение опыта  по реализации стандарта старшей школы будет продолжено  на портале «Педсовет 66».

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области, Институт развития образования выражают признательность всем участникам информационно-методического дня.

22 мая 2020 года работа дискуссионных площадок будет продолжена.

 

 

22 мая в рамках информационно-методического дня «Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Свердловской области: стратегические цели и тактические решения», проводимого Институтом развития образования Свердловской области, состоялись дискуссионные площадки для специалистов системы образования Восточного и Северного управленческих округов Свердловской области.

На площадке Восточного управленческого округа участники мероприятия представили актуальный для образовательных организаций и муниципальных органов управления образованиям опыт реализации ФГОС СОО. Был представлен и обсужден опыт сетевого взаимодействия в реализации основных образовательных программ различного профиля, организации социальных практик и профессиональных проб, механизмов индивидуализации.

Особенно ценным являлось то, что на дискуссионной площадке были представлены различные модели организации образовательного процесса в старшей школе, как в малокомплектных, так и городских школах со средней и высокой наполняемостью. Формат мероприятия позволил участникам получить ответы на некоторые актуальные вопросы введения ФГОС СОО.

В частности, специалистами системы образования города Алапаевска (Кайнова Н.С., Рачева Н.А., Храмова Н.В., Фёдорова О.А.) были представлены различные модели реализации ФГОС СОО на уровне муниципального образования и отдельных школ. При этом был представлен опыт продуктивного сетевого взаимодействия организаций – образовательных, учреждений здравоохранения, лабораторий, научных центров и др. При этом обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности – лекции, вебинары, социальные акции, молодежные форумы, сборы, образовательные сессии и др.

Опыт реализации ФГОС СОО в малокомплектном классе представила Н.А. Потоялова, заместитель директора по учебной работе МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3» Алапаевского муниципального образования. Так, в классе, состоящем из 16 человек, образовательный процесс выстроен на основе индивидуальных учебных планов, которые предварительно защищаются учащимися.  На основе индивидуальных учебных планов каждый учащийся формирует и в течение 2х лет осваивает индивидуальную образовательную программу, отражающую изучение предметов на углубленном и базовом уровнях, тематику индивидуального проекта, направленность социальных практик (профессиональных проб). ИОП формируется с обучающимся с помощью классного руководителя, согласовывается с родителями, публично защищается обучающимся и утверждается директором Школы.

Школой обозначены проблемы и пути их решения, а именно:

- недостаточная готовность учащихся  к ответственному выбору учебных предметов (Решение - усиление профориентационной работы в 7-9 классах основной школы через проведение экскурсий на промышленные предприятия, участие в он-лайн уроках «Билет в будущее»; участие в реализации программы «Точка роста»).

- Завышенная самооценка обучающихся при выборе предметов для изучения на углубленном уровне. (Решение – совершенствование системы оценивания на уровне школы).

- «Окна» в учебном расписании. (Решение - возможность для саморазвития и самоподготовки в информационно – библиотечном центре).

- Недостаточная готовность педагогов вести свой предмет на разных уровнях. (Решение - повышение квалификации педагогов по применению новых технологий).

- Ограниченность возможностей при организации профессиональных проб. (Решение - поиск новых социальных партнеров).

Долгушина Анна Ивановна, зам. директора по научно-методической работе  МОУ «Пионерская СОШ» Ирбитского МО  в своем выступлении осветила опыт школы, позволяющий МОУ «Пионерская СОШ» на этапе введения ФГОС СОО в штатном режиме стать школьным ресурсным центром для реализации муниципальной модели реализации ФГОС СОО  в общеобразовательных организациях Ирбитского МО. Ресурс для этого заключен не только в расположении школы и ее транспортной доступности. Анна Ивановна подчеркнула, что открытие с сентября 2020 года в рамках реализации Нацпроекта «Образование» в школе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» позволит осуществлять профильное обучение по технологическому, естественно-научному, социально-экономическому профилю для близлежащих школ сельской местности. А организационный опыт проведения школой профильных дней станет основой для формирования сетевого расписания для школ  Ирбитского МО.

Опыт по реализации ФГОС СОО в качестве пилотной площадки  в части формирования содержания и организации профессиональных проб и социальных практик при реализации программы естественно – научного профиля представили Ковина Людмила Аркадьевна, директор МАОУ «Лицей №5» и  Кадочникова Наталья Ивановна, учитель химии директор МАОУ «Лицей №5». Коллеги поделились выводами о механизмах решения системных задач при реализации профильных образовательных программ. Были наглядно представлены учебные планы профилей, продемонстрирован механизм их формирования, подчеркнута важность взаимодействия с социальными партнерами – предприятиями  и организациями муниципального образования.  Пример организации социальных практик и проведения профессиональных проб совместно с муниципальной больницей явил собой образец выстраивания профильности содержания основной образовательной программы.

Директор МАОУ «Лицей № 88» г. Екатеринбурга Н.А. Стумбрис актуализировала модель паритетной кооперации в сетевом взаимодействии, когда использование одной школой образовательных ресурсов иных учреждений и организаций. Опыт лицея показывает, что такая модель позволяет: увеличить степень удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и запросов обучающихся; обеспечить их продуктивную проектную и исследовательскую деятельность; расширить ресурсное обеспечение основной образовательной  программы СОО; обеспечить новые возможности для профессионального развития педагогов.

Разговор на площадке получился интересным, обстоятельным. Участники подчеркнули важность организации профессионального общения, встреч, особенно в непростых условиях, сложившихся на заключительном этапе подготовки в введению стандарта. Участники высказали предложения о необходимости дальнейшего сотрудничества и обмена опытом, в том числе, для уточнения механизмов реализации требований ФГОС СОО. Были предложены формы проведения мастер-классов, уроков для совместного обсуждения практических решений реализации ФГОС СОО.

Интересный опыт по введению стандарта старшей школы на дискуссионной площадке Северного управленческого округа  был представлен  Прокопович И.В., заместителем директора по УВР МАОУ Новолялинского ГО «СОШ №4» и  Решетовой Н.В., МАОУ «Лицей», МО «г. Лесной», Железняковой З.А., заместителем директора по УВР МАОУ «СОШ № 13» был представлен индивидуальный учебный план как способ реализации требований ФГОС СОО в условиях сельской школы,  Стахеевой Т.В., заместителем директора МОУ Лицей № 6, г. Качканар были опеделены особенности реализации ООП в соответствии с ФГОС СОО. Из опыта работы МОУ Лицей. Гордеевой Е.Н., заместителем директора по УВР МАОУ «Нижнетуринская гимназия», г. Н. Тура была представлена организация внеурочной деятельности с учетом гуманитарного профиля СОО, Ивашевой Е.В., директором МАОУ «СОШ № 17» были представлены особенности реализации ФГОС СОО в условиях малого города.

Участниками дискуссионной площадки  отмечена важная роль  реализации ФГОС СОО по  определению образовательных технологий, связанных с групповой работой обучающихся, организацией и руководством  проектной деятельности, в том числе, выполнения обучающимся индивидуального проекта. В большинстве общеобразовательных организаций индивидуальная проектная деятельность обеспечена нормативно: разработаны положение об индивидуальной проектной деятельности обучающихся и критерии оценивания индивидуальных проектов. Идет процесс организационно-методического обеспечения:  осуществляется разработка программы тьюторского сопровождения, в должностные инструкции педагогов внесены изменения, учитывающие деятельность по тьюторскому сопровождению.   Для реализации профильных образовательных программ необходимо  тьюторское сопровождение обучающихся, применение тьюторских технологий.

Также участники дискуссионной площадки отметили, что  ФГОС СОО ориентирует образовательные организации на более широкий социальный контекст образовательной среды и образовательного процесса для достижения достаточно  высоких не только предметных, но метапредметных и личностных образовательных результатов. Поэтому необходимыми механизмами реализации требований ФГОС СОО является сетевое взаимодействие образовательных организаций и социальное партнёрство школы с другими организациями. Для достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС образовательным организациям необходимо практическое освоение нового механизма сетевого взаимодействия – а именно: реализации образовательных программ в сетевой форме. Руководителям общеобразовательных организаций требуется оперативно внести изменения в нормативно-правовые документы, локальные акты.

Участниками дискуссионной площадки были обсуждены вопросы использования внутренних ресурсов для реализации требований ФГОС СОО, организации сетевого взаимодействия по реализации основной образовательной программ, определены первоочередные действия по организации образовательной деятельности, обусловленных введением и реализацией ФГОС СОО в соответствии с муниципальной моделью.

 

 



Время выполнения php скрипта: 0.0753 секунд