Главная » Новости » Нелинейная история: уральцы вернулись со съезда и конгресса учителей истории и обществознания

Вторник, 12 октября 2021 г.

Нелинейная история: уральцы вернулись со съезда и конгресса учителей истории и обществознания


Сразу десять педагогов из Свердловской области побывали на двух важных учительских форумах, которые прошли 4-6 октября в Москве. Четвертый съезд Ассоциации учителей истории и обществознания и первый Всемирный конгресс школьных учителей истории позволили участникам сопоставить свои представления о подходах к преподаванию общественно-научных дисциплин с мировыми трендами.

- Судя по всему, мы и наши коллеги из других стран сталкиваемся с общими проблемами, - считает заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО, кандидат исторических наук Светлана Токмянина. – Как заинтересовать детей, которые предпочитают учебникам публикации в Интернете? Как показать роль своей страны во Второй мировой войне, не формируя культа этой войны, позволяя осознать всю её чудовищность? Как ответить на трудные вопросы истории?..

Такие трудные вопросы, как убедились участники уральской делегации на конгрессе, есть у каждой страны. Например, французские учителя решают, как рассказывать ученикам о коллаборационизме во время Второй мировой. Неслучайно методологии преподавания спорных и сложных вопросов истории на конгрессе была отведена специальная секция. 

Отдельную секцию организаторы конгресса посвятили преподаванию истории Второй мировой войны. В ее изучении каждая страна неизбежно вырабатывает свой уникальный подход. При этом особенно значимым становится поиск общих позиций, единства интерпретации глобальных событий при сохранении национальной значимости и самобытности.  По мнению уральцев, заслуживает глубокого уважения позиция армянских коллег-педагогов. Рассказывая, как рассеянные по миру армяне воевали в армиях разных стран, они отнюдь не отказываются от прежнего понятия «Великая Отечественная война». Армянские историки убеждены, что лишь победы советских войск удержали Турцию от вступления в войну, первой жертвой которой стала бы Армения. 

Обсуждались на секциях и специфика изучения в школьных программах по истории различных революций, и проблема расплодившихся фейков, противостоять которым может лишь человек, способный самостоятельно анализировать научные факты. Говорили и о цифровых технологиях. При этом, по словам Светланы Токмяниной, осталось ощущение, что российские учителя уделяют таким технологиям гораздо больше внимания, чем зарубежные.

Резолюция съезда Ассоциации учителей истории и обществознания, в свою очередь, вобрала варианты действий, которые могут решить ряд проблем в российском школьном образовании. В частности, чтобы преодолеть дисбаланс «между растущим объемом содержания общественно-научных предметов и ограниченным количеством времени на их изучение», в резолюции предлагается «сохранить в учебном плане три часа истории в неделю в девятом классе», а дидактические единицы четко разграничить на основные и дополнительные. Первые обязательны для глубокого изучения и подлежат проверке в рамках внутришкольных, региональных и федеральных диагностических процедур. Вторые – обязательны для изучения, но обязательной проверке в процессе обучения не подлежат, хотя разрешены для включения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ для заданий повышенного и высокого уровней сложности.

Предложено также «признать необходимость обязательного изучения в школах региональной и локальной истории…, поддержать создание единой цифровой платформы, содержащей… качественный контент для создания педагогами собственных учебных материалов». Подчеркивается необходимость активизировать создание учебников и цифровых образовательных ресурсов по региональной истории. Требуется, по мнению участников, развивать и систему повышения квалификации на базе ведущих образовательных и научных центров, в том числе на основе грантов.​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0786 секунд