ИРО провел конференцию о преподавании истории родного края

08.05.2024

Около ста педагогов, методистов и музейных работников из двенадцати регионов России встретились очно и онлайн 7 мая в Институте развития образования Свердловской области. В этот день здесь прошла Межрегиональная научно-практическая конференция (НПК), посвященная практикам изучения истории родного края в урочной и внеурочной деятельности. Ее организатором вместе с ИРО выступил мультимедийный исторический парк (МИП) «Россия – моя история. Свердловская область».

На пленарном заседании участников конференции приветствовали проректор ИРО Оксана Трофимова и директор МИП «Россия – моя история. Свердловская область» Наталья Прошина. С докладами выступили представители ИРО Свердловской и Смоленской областей и Специализированного учебно-научного центра УрФУ. Речь шла, в частности, о системе сопровождения непрерывного профразвития педагогов в области преподавания региональной истории и культуры и об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся с использованием материалов фонда Президентской библиотеки.

Затем на шести тематических секциях участники конференции обсудили методику преподавания истории родного края в соответствии с обновлёнными ФГОС и предстоящими с 1 сентября 2025 года обновлениями ФООП, воспитательные аспекты краеведения, деятельность школьных музеев и взаимодействие школ с мультимедийными историческими парками.

В частности, завкафедрой общего образования ИРО Пермского края Лариса Женина представила эффективную систему работы с документами по истории края на уроках истории. Учителя первоуральского лицея № 21 Елена Портнова и Анастасия Торопова поделились опытом организации ежегодной интегративной практики «День горожанина», а Наталья Бахарева из школы № 7 села Патруши – опытом организации краеведческих экскурсий в начальной школе.

Систему организации проектной и исследовательской деятельности школьников представили учителя нижнетагильской гимназии № 18 Вероника Турчанинова и каменск-уральской школы № 1 Лариса Яковлева, а также студентка нижнетагильского филиала РГППУ Лидия Подсарайнова. Тему «уральского воспитания» раскрыла доцент Уральского государственного педагогического университета Александра Нечаева. Историко-географическое краеведение с использованием цифровых технологий в свою очередь стало темой выступлений представителей санкт-петербургского Музейно-выставочного центра Дарьи Битковой и Кристины Катковой, учителей истории полевской школы № 8 Марии Богдановой и Сергея Жартуна, учителя географии краснотурьинской школы № 32 Светланы Каймаковой.

Фотоальбом

Запись пленарного заседания

Записи секций:

«Методические подходы преподавания истории родного края в образовательных организациях»

«Воспитательный потенциал региональной истории: духовно-нравственное, патриотическое, гражданское и экологическое воспитание обучающихся»

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на материале истории и географии родного края»

«Изучение истории родного края во внеурочной деятельности: методические аспекты»

«Научно-методические аспекты изучения истории родного края в российской системе образования»

«Методика изучения истории родного края на уровне дошкольного и начального общего образования»