Прошел второй информационный вебинар цикла «Вектор образования ИРО»

28.02.2022

К 25 февраля для участия во Всероссийском конкурсе «Флагманы образования. Муниципалитет» зарегистрировали 30 команд из Свердловской области. С напоминания о том, что по 28 февраля к ним могут присоединиться и другие, начался в минувшую пятницу второй информационный вебинар «Вектор развития ИРО».

Вместе с февралем, напомнила проректор ИРО Ирина Подоляко, завершается и прием документов от потенциальных участников конкурса «Учитель года России». А 14 марта стартуют еще два профессиональных состязания: областной конкурс «Воспитать человека» и региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Подробная информация об этих конкурсах будет размещена на сайте Института 5 марта. Пока же, в период подготовки, участники могут воспользоваться положениями 2021 года. Продолжится в марте и прием заявок на Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

И все же анонс конкурсных событий был отнюдь не главной частью вебинара. В постоянной рубрике «ФГОС» организаторы представили слушателям обзор наиболее значимых для естественно-научного образования изменений, которые несет в себе обновленный стандарт основного общего образования.

В числе таковых заведующая кафедрой естественно-научного образования , кандидат биологических наук Наталья Овсянникова назвала, в частности, акцент на формирование естественно-научной грамотности и расширение содержания воспитательной деятельности. Требования к образовательным результатам, отметила она, разбили по годам обучения – это в свою очередь должно отразиться на рабочих программах.

Несколько изменится и подход к созданию в школах современных материально-технических условий. При изучении химии повышается роль экспериментальных методов изучения, на уроках биологии же традиционно в приоритете остаются натуральные объекты и учебные пособия – такие как гербарии и муляжи.

В выступлении заведующей кафедрой филологического образования ИРО Тамары Долининой речь шла о формировании читательской грамотности как средстве достижения метапредметных результатов. Свердловская область, напомнила Тамара Долинина, участвует в международном исследовании PISA . Его входная диагностика показала, что ученики 5,1% школ имеют недостаточный, а 13,2% – низкий уровень читательской грамотности. Предложив слушателям своеобразный план повышения этого уровня, Тамара Долинина анонсировала также два вебинара по читательской грамотности, которые ИРО проведет 1 и 3 марта.

Сразу два выступления были посвящены работе с детьми с миграцией в истории семьи.  Заместитель заведующего отделом исследований состояния системы образования ИРО Анна Аникиева представила результаты исследования, которое Институт провел в 2021 году. По его итогам был определен ряд факторов, влияющих на адаптацию этих детей и преодоление ими языковых и культурных барьеров. В их числе – отсутствие мотивации к качественному образованию.

- Дети с миграцией планируют завершить обучение в школе после девятого класса и не продолжать обучение, – подчеркнула Анна Аникиева. – Это приводит к воспроизведению низкого социального статуса семьи. Учитывая все эти аспекты, важно создать в школе атмосферу достижений…

Говоря о путях языковой и социокультурной адаптации таких детей, доцент кафедры филологического образования ИРО Наталья Смирнова отметила: школа зачастую является единственным, но эффективным инструментом их социализации, потому что может запустить адаптационные процессы даже при минимуме затрат. Для этого, подчеркнула Наталья Смирнова, администрация школы может индивидуализировать образовательный маршрут, а учителя – обязательно взаимодействовать в триаде «педагог – ребенок – семья».

Проректор ИРО Марина Жигулина в свою очередь анонсировала информационно-методический день для школ ШАНС «Региональный проект адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся». Такие дни, отметила она, «стали традиционной площадкой для обсуждения проблем, представления опыта, который особенно важен для школ, работающих над преодолением рисков».

Завершился вебинар еще одним анонсом. Заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светлана Токмянина представила методические рекомендации «Изучение истории и обществознания в условиях смешанного и дистанционного обучения». В них собраны основные принципы и приемы, которые позволяют минимизировать недостатки такого формата.

Запись вебинара опубликована здесь. Презентации см. в приложенных файлах ниже.

Следующий «Вектор образования ИРО» пройдет 25 марта, начало – в 14 часов.

Приложения:

Формирование читательской грамотности как средство достижения метапредметных результатов

Работа с детьми с миграцией в истории семьи в общеобразовательных организациях Свердловской области

Информационно-методический день для школ ШАНС «Региональный проект адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся»

Обновление содержания естественнонаучного образования в соответствии с ФГОС ООО

Методические рекомендации «Изучение истории и обществознания в условиях смешанного и дистанционного обучения»

Пути языковой и социокультурной адаптации детей с миграцией в истории семьи