Конференция ИРО вокруг литературы: все виды грамотности начинаются с чтения

01.12.2022

Организовать сбор книг для одной из школ Донецкой народной республики – такое желание высказала 29 ноября после научно-практической конференции ИРО одна из ее участниц. Вместе с ДНР и Луганской народной республикой на НПК, посвященной итогам регионального фестиваля «Открываем книгу – открываем мир», были представлены 13 российских регионов. Общее число участников превысило 2400 человек.

Открывая конференцию, ректор ИРО Светлана Тренихина напомнила, что сам фестиваль прошел уже в пятый раз, а НПК проводится в третий. Таким образом, отметила ректор, сложилась прочная методическая традиция, которая позволяет обсуждать актуальные вопросы читательской грамотности. Причем происходит это в ситуации, когда влияние литературы на жизнь человека по-прежнему огромно, а интерес к чтению постоянно снижается…

Видимо, отнюдь не случайно из восьми секций НПК наибольший интерес участников вызвали две – о формировании читательской грамотности и о современных технологиях литературного развития дошкольников. При этом первая открылась выступлением учительницы начальных классов екатеринбургской средней школы № 1 Ольги Борисихиной, тема которого гласила: читательская грамотность – ключ ко всем видам функциональной грамотности.

Однако и другие секции отнюдь не остались без слушателей. Здесь обсуждалась роль современной и классической литературы в формировании ценностных предпочтений и нравственных установок, формирование круга чтения современных школьников и педагогов. Говорили о проблемах восприятия учебно-научной информации, взаимодействии с музеями и библиотеками, использовании дистанционных образовательных технологий, формировании развивающей речевой среды для дошкольников.

Среди классических и современных авторов при этом упоминались Дмитрий Мамин-Сибиряк, Борис Рябинин, Александр Солженицын, Евгений Носов, Лора Белоиван, Ася Петрова, Светлана Лаврова, Татьяна Горкунова. Шла речь о теме вечных ценностей в классической и современной татарской поэзии, современной детской поэзии и фольклорных корнях детского фэнтези.

Многие педагоги отметили практическую ценность опыта, о котором рассказали выступающие. А одна из участниц в своем отзыве подчеркнула: главный результат, который она увидела в представленных видеоматериалах – заинтересованные и читающие дети.