Главная » Новости » ИРО продолжает исследовать, как дети с миграцией в истории семьи адаптируются в школах Свердловской области

Четверг, 23 сентября 2021 г.

ИРО продолжает исследовать, как дети с миграцией в истории семьи адаптируются в школах Свердловской области


Новое исследование начал 20 сентября Институт развития образования. По заданию Министерства образования Свердловской области он продолжает анализировать, как в школах региона реализуются меры, направленные на адаптацию детей с миграцией в истории семьи, для которых русский язык не является родным (анкеты - https://www.irro.ru/index.php?id=5587).

- Важность этой работы понятна, – считает ректор ИРО, кандидат социологии Светлана Тренихина. – Свердловская область остается привлекательной для мигрантов, многие приезжают сюда на постоянное жительство, их дети приходят в наши школы. И необходимо, чтобы, получив качественное образование, они могли по-настоящему влиться в наше общество. Принимая целый ряд мер, направленных на это, руководство региона должно знать, насколько они эффективны…

Различные аспекты адаптации обучающихся с миграцией в истории семьи, то есть приехавших из других стран или родившихся в России в семьях мигрантов, в Свердловской области изучаются с 2015 года. За это время доля таких детей возросла.

В 2019-2020 учебном году, как показал мониторинг, дети с миграцией в истории семьи обучались примерно в каждой третьей общеобразовательной организации Свердловской области. При этом в сельских территориях такие дети встречались только в каждой пятой школе, то в Екатеринбурге – в каждой второй. Как правило, их доля не превышала пяти процентов от общего числа обучающихся, однако в ряде отдельных организаций она составила 20 процентов.

В большинстве (порядка 70 процентов) классов тогда, по данным мониторинга, насчитывались один-два ученика с миграцией в истории семьи. Но в отдельных классах их численность превышала 20 человек. А в 51 образовательной организации были отмечены классы, полностью состоящие из таких обучающихся.

При этом каждый четвертый обучающийся с миграцией в истории семьи испытывал трудности в языковой адаптации. Понятно, что таким детям труднее освоить основную общеобразовательную программу. Между тем требования для всех одинаковы, в том числе при государственной итоговой аттестации. Кроме того, таким ученикам бывает трудно освоить нормы, связанные с питанием, одеждой, внешним видом, этикетом общения и гендерными особенностями.

Главной мерой здесь представляется обучение русскому языку как неродному. Оно повышает эффективность не только обучения, но и социализации. И в такой адаптации заинтересованы не только школы, но и семьи учеников.

По собственной уникальной программе «Обучение русскому языку как неродному» ИРО Свердловской области обучает педагогов уже около десяти лет. Как заявил недавно министр просвещения РФ Сергей Кравцов, накопленный опыт будет распространен по всей России. И все-таки этого недостаточно.

Как показало предыдущее исследование (https://irro.ru/index.php?id=5137), в 2020 году русский язык как неродной преподавался лишь в 35 процентах школ, где обучаются дети с миграцией в истории семьи. Занятия обычно проводились индивидуально или в форме консультаций.

На соответствующее повышение квалификации своих учителей на момент прошлогоднего исследования направляла только каждая пятая школа – и, как правило, только одного-двух учителей. Между тем какие-либо трудности в общении с родителями обучающихся с миграцией в истории семьи испытывали около 40 процентов педагогов.

Таким образом, работа идет, но до желаемого результата еще далеко. Зафиксировать, как развивается ситуация, и призвано очередное исследование. Принять участие в нем должны все образовательные организации Свердловской области – независимо от того, учатся в них дети с миграцией в истории семьи или нет. ​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.074 секунд