Главная » Новости » Итоги мониторинга: решая проблемы, Свердловская область готовится ввести обновленные стандарты образования

Среда, 29 декабря 2021 г.

Итоги мониторинга: решая проблемы, Свердловская область готовится ввести обновленные стандарты образования


Чтобы подготовиться и вовремя ввести в школах Свердловской области обновленные ФГОС, необходимо решить целый ряд актуальных вопросов. Это следует из результатов исследования, которое провел в 2021 году Институт развития образования. Его ректор, кандидат социологических наук Светлана Тренихина представила их 28 декабря в Екатеринбурге на заседании специального Совета, призванного координировать введение обновленных стандартов.

В этом ряду, в частности – развитие материально-технической базы школ, информационных и электронных образовательных ресурсов, а также повышение квалификации педагогов, в том числе для преподавания предметов на углубленном уровне. Как показало исследование, нехватка таких учителей сдерживает и работу по уже действующим версиям стандартов. В целом по Свердловской области углубленное преподавание в 10-11 классах сегодня ведут меньше трети учителей. Недостает и «просто» предметников, особенно по математике, русскому и иностранным языкам.

Мониторинг условий реализации ФГОС в Свердловской области, напомнила ректор ИРО,  ведется с 2012 года. Продолжая его, исследование 2021 года показало, что самым распространенным в десятых классах по-прежнему остается универсальный профиль. В то же время доля школ, где представлены и другие профили, в том числе в рамках одного класса, постепенно растет. В том числе – в малых городах, где организуют профильные «сводные» классы на базе школ, располагающих соответствующими ресурсами. Хотя вопрос о регулировании этих процессов на уровне муниципального образования по-прежнему актуален.

Значительно возросла в регионе, дойдя до 97 процентов, доля общеобразовательных организаций, которые организуют индивидуальную проектную деятельность старшеклассников. В то же время порядка 40 процентов школ испытывают нехватку необходимых для этого тьюторов. Затруднения вызывает и необходимость разрабатывать индивидуальные учебные планы, составлять нелинейное расписание.

Почти три четверти школ ввели преподавание дополнительных предметов по выбору. В сводный перечень таких предметов вошли около ста пунктов. К числу наиболее распространенных относятся искусство и программирование.

За 50 перевалило число профессий и специальностей, по которым проводятся профессиональные пробы. Соответствующий опыт к началу сентября 2021 года имели почти половина школ. И все же чаще всего такие пробы проводятся по профессиям гуманитарного профиля. Чтобы изменить ситуацию, отметила Светлана Тренихина, необходимо создавать условия в школах или шире привлекать к сотрудничеству различные предприятия и организации.

Некоторые школы области уже опробуют обновленные стандарты. ФГОС начального общего образования реализуют 30 школ, основного общего – 29 школ. При этом 18 из них ввели сразу оба стандарта. Как правило, это происходит, соответственно, в первых и в пятых классах. Однако есть и опыт реализации в других классах начальной и основной школы, в том числе в девятых.

Также началась апробация примерных рабочих программ, разработанных Институтом стратегии развития образования РАО. В ней участвуют 220 учителей, работающих в начальной школе, и 181 учитель – в основной.

На первую половину 2022 года запланировано массовое повышение квалификации педагогов для работы по обновленным ФГОС. О планах обучения участникам заседания рассказала проректор ИРО Оксана Трофимова.

Полный отчет об итогах исследования представлен в приложенном файле.​



Время выполнения php скрипта: 0.0745 секунд